Хорошо известно, что Волжский автозавод во времена СССР активно отправлял на экспорт самые популярные свои модели — «тройки», «семёрки», «шестёрки». Машины попадали не в салоны иностранных дилеров, а в мастерские нескольких крупных западных посредников. А вот что было с «Жигулями» далее, известно немного. Советские автомобили перед продажей серьёзно дорабатывались в плане дизайна интерьера и адаптировались по подвеске и силовой установке.
Но мало кто знает, что некоторые машины получали и совершенно новую трансмиссию.
Уникальная находка: Lada 1500S Automatic
На одном из бельгийских сайтов был обнаружен лот о продаже ВАЗ-2103. На первый взгляд — обычная «тройка» советской эпохи. Но при более внимательном изучении Lada 1500S оказалось, что у зелёной «красавицы» автоматическая коробка передач. Да, именно так — полноценная трёхступенчатая АКПП импортного производства.
Таких машин в СССР точно не было, по крайней мере официально. На Волжском автозаводе коробки-автоматы на экспортные Жигули даже в люкс-варианте точно не ставили. Тем не менее Lada 1500S Automatic точно существуют и, судя по всему, пользовались немалой популярностью. По крайней мере, одну из таких машин купили и привезли в Москву поклонники советского автопрома.
Дальнейшее изучение вопроса обнаружило интересные факты. Оказывается, коробки-автоматы ставили во второй половине 1970-х не только на «тройку», а практически на весь модельный ряд советских заднеприводных «классик» — от ВАЗ-2101 до ВАЗ-2107.
Понятно, что дело было в Бельгии или в Германии, но никак не в СССР. Правда, количество таких машин по предварительным оценкам не превысило ста экземпляров. Так что это, скорее всего, были эксклюзивные версии, переделанные под заказ иностранного клиента.
Качество экспортных Жигулей
По предоставленным владельцем фото машины можно хотя бы поверхностно оценить, как могла выглядеть та самая ВАЗ-2103 после доработки в европейской мастерской перед продажей бельгийскому клиенту.
Обращает внимание идеальное состояние автомобиля — машина сохранилась отлично, несмотря на полувековой возраст. Эти и далее фото были взяты с сайта владельца машины — Ги Моренхута, бельгийского гонщика, реставратора и владельца музея-выставки раритетных автомобилей Abarth Works Museum.
Панель приборов и вся передняя часть салона сохранились в лучшем виде, идеально выглядит отделка кожей сидений и дверных карт. В целом состояние машины можно было бы назвать близким к новому автомобилю. Естественно, на автомобиле ездили, причём немало, но умелые руки реставратора сделали своё дело. Причём профессионально грамотно.
Интересно, что несколько устаревшая приборная панель «тройки» визуально воспринимается на Жигулях более естественно, чем громадный и неуклюжий пластиковый элемент, которым награждали более поздние модели, например ту же ВАЗ-2105.
Техническое решение: АКПП General Motors 3L30
На представленной «тройке» был установлен агрегат 3L30 (TH180) General Motors. Делали его не в Америке, а на заводе компании в Страсбурге во Франции. Это была одна из самых массовых и популярных моделей АКПП, которую устанавливали практически на все наиболее популярные легковые автомобили с продольным расположением мотора и задним приводом, продававшиеся в 1970-е и 1980-е годы в Европе.
Причём коробку ставили даже на Jaguar и Suzuki. Похоже, иностранные мастера устанавливали ещё и другой стартер, немного переделывали стартерную группу.
Так что проблем с установкой АКПП на Lada 1500S не было от слова совсем. Плюс ещё можно вспомнить довольно мощный и надёжный двигатель на 1,5 литра и 75 лошадиных сил. Трёхступенчатая коробка-автомат, конечно, может показаться не слишком практичной, но езда на «Жигулях» с мощным мотором и АКПП была интереснее, чем на механической коробке.
Экономические реалии проекта
Естественно, машина с АКПП получалась дороже в производстве. Но если бы Волжский автозавод решился на запуск такого проекта, цена на ВАЗ-2103 «Автомат» подскочила бы до уровня ГАЗ-24. Но вряд ли это остановило бы советского автолюбителя. Очередь из желающих на такой «люкс» была бы расписана на несколько поколений вперёд.
Но, к сожалению, подобный проект, даже если бы ВАЗ решился на производство машин с АКПП, был обречён на неудачу. Уже в начале 1980-х международная обстановка фактически свела на нет торговлю Жигулями в Европе, и вряд ли можно было рассчитывать на устойчивые поставки в СССР коробок-автоматов. А свою сделать так и не получилось, а жаль.