Планировали ВАЗ-2110, а собрали ВАЗ-21099: как появилась самая уважаемая модель Лада, и откуда возникла путаница

Главный автомобильный завод СССР – Волжский автозавод, в конце 70-х, начале 80-х буквально был переполнен новыми идеями и проектами. Все, в том числе руководство предприятия и чиновники профильных министерств, прекрасно понимали, что нужны новые модели. На старом ВАЗ-2101 еще можно протянуть пару лет, а потом все.

На заводе было сформировано несколько групп конструкторов, каждая из которых работала над своей тематикой. Некоторая обособленность разработчиков и инерция документального оформления идей и проектов приводила к многочисленным накладкам.

Бардака, как описывают некоторые авторы, не было, да его и быть не могло на советском предприятии. Но путаница и накладки, иногда даже с умыслом, такое бывало.

Самым многочисленным коллективом была «старая гвардия», работающая над модернизацией и усовершенствованием заднеприводных «Жигулей»

Последняя из этой серии была «семерка» ВАЗ-2107, но разрабатываемым прототипам непонятно почему были присвоены индексы ВАЗ-2112. Нет, это не известный серийный хэтчбек «2112», фактически разновидность десятки. Это были довольно занятные по внешности старые платформы с новым дизайном. Экстерьер машины проекта А.Беликова (1981г разработки) во многом потом использовался при создании М-2141.

Занятно, что проект Валерия Семушкина 1982 года разработки, довольно похожий на современный ВАЗ-2112, получил даже перископ на крышу.

Это лишь иллюстрирует ситуацию и показывает, что разработчики были готовы на серьезные решения, лишь бы только удержать заднеприводные машины в серийном производстве. Но не получилось, разработку закрыли, так в мире массово переходили на выпуск переднеприводных авто. И, видимо, зря, так как экономически такой переход для завода был крайне невыгодным.

Кстати, вторая группа разработчиков работала над переднеприводным ВАЗ-2110

Один из вариантов, приведенный на фото, показали в 1983 г московскому начальству, и, в целом, получили одобрение. Хотя машина была не просто сырая, по кузову она не выдерживала даже предварительных испытаний на скручивание.

Из этого прототипа потом сделали серийный ВАЗ-21099. Интересно, что вначале машину сделали «четырехглазой», видимо, повлияла популярность европейских БМВ и ФИАТа. Но потом все же вернулись к классической компоновке оптики.

После показов стало понятно, что машина в таком состоянии не пройдет весь цикл испытаний. Какими бы ни были советские технологии, но уровень требований к разрабатываемым новым машинам на Волжском заводе был предельно высоким. Никто бы не взял на себя ответственность пропустить халтуру в серийное производство на конвейер.

В итоге разработанному прототипу дали индекс ВАЗ-21099, дополнительная пятая цифра означала, что это — модификация старого проекта, уровень требований был несколько проще, а значит, шансы встать на конвейерную сборку были выше, но это в теории.

Кузов 21099 собирали и сваривали вручную, на стапелях, с огромным количеством доводочных операций, вставок, ввариванием «косынок» и усиливающего профиля. Со временем накопился огромный опыт модификации кузова, что позволило поставить ВАЗ-21099 на конвейер в серийную сборку 1990 г.

То есть, машину «допиливали» почти пять лет. И, надо сказать, что кузов 2108 и 21099 получился один из самых удачных среди авто той эпохи. На этой же базе сделали 2117 и 2115.

Кстати, индекс ВАЗ-2110 другой машине, которую разрабатывали в КБ ВАЗа под условным кодом «100», затем «200»

Прототип преследовали те же проблемы, что и у «99-й», но еще добавились неурядицы экономического плана. Первые «десятки» появились в 1997 г, но официальное серийное производство ВАЗ-2110 началось лишь в 1998 г, тот же ВАЗ-2112, первый хэтчбек собрали на конвейере в начале нулевых.

Естественно, АвтоВАЗ спешил с выпуском новых моделей машин, предприятие прочно «сидело на дне», качество сборки было невысоким. Потребовались большие усилия, чтобы доработать конструкцию коробки, доделать сам мотор и наконец-то выстроить логистические цепочки поставок комплектующих от надежных поставщиков. Только после этого о ВАЗ-2110 и ВАЗ-2112 заговорили как о достойных конкурентах импортных машин, которые к тому времени уже были по всей стране.

Оцените статью
Планировали ВАЗ-2110, а собрали ВАЗ-21099: как появилась самая уважаемая модель Лада, и откуда возникла путаница
— И давно это дом моих родителей проходным двором стал? Ты, дорогой, родственничкам своим скажи, чтобы искали себе другой приют