В начале 80-х в СССР сложилась парадоксальная ситуация. В 1981 г Горьковский автозавод выдал новый вариант «31-й» Волги, известной как ГАЗ-3102 или «партийка». Машина оказалась довольно редкой, и купить ее, даже имея деньги, без разрешения сверху было невозможно.
Это была своеобразная версия «членовоза» для чиновников среднего и нижнего ранга. Для тех, кому эксклюзивная «Чайка» была недоступна по статусу. Выпуск комфортабельной и довольно статусной ГАЗ-3102 должен был исправить «несправедливость».
Но, как оказалось, спрос на повышенный уровень комфорта был и у владельцев совсем бюджетных ГАЗ 24–10
В результате на завод посыпались многочисленные заявки и неофициальные обращения от владельцев служебных и частных «Волг» с просьбой улучшить салон номенклатурной машины.
Никто не хотел дорабатывать интерьер и саму машину кустарно, руками подпольных мастеров и механиков. Важно было получить «люкс», сделанный в заводских условиях.
В результате ситуация подтолкнула Горьковский автозавод к выпуску новой версии «24-ки», известной как ГАЗ 24-10-051.
Изменения коснулись только внутреннего пространства, внешне новая «24-10-51» практически не отличалась от базовой машины, в глаза бросались лишь хромированные колпаки и если приглядеться, то видно небольшую тонировку верхней секции лобового стекла. А боковые форточки получали тонировку на Борском стекольном заводе.
Хотя с 1986 г удивить хромом и тонировкой уже было сложно
Она, правда, самопальная, стала появляться даже на новых «Жигулях». Но тут была настоящая «фирма», а это совсем другой уровень. Кстати, практически сразу же, как только ГАЗ 24-10-051 появились в обиходе, владельцы обычных ГАЗ 24-10 стали массово копировать (имитировать) фирменную тонировку и интерьер «051-х».
Их всех многочисленных модификаций ГАЗ 24, а их было больше двух десятков, именно эта версия 24-10-051 заслужила репутацию самой востребованной. Те, советские граждане, кто имел деньги, но не хотел лишний раз демонстрировать свое финансовое положение, покупали машину с двойной и даже тройной переплатой.
Внешне «051» можно было отличить лишь по более качественному лакокрасочному покрытию. В принципе краска та же, но подготовка грунта и металла делалась на более высоком уровне. Оцинковки как таковой не было, но, возможно, грунтовка была более качественной.
Первое, что бросается в глаза, — это «богатая» отделка сидений
Очень высокие, пухлые подушки, обтянутые велюром, довольно удачно имитировали кресла «Чайки». Хотя все это было просто взято с комплектации ГАЗ-3110. Кресла, видимо, намеренно были сделаны в расчете на людей средней комплекции.
Обычному высокорослому водителю, пусть не спортивного телосложения, но близкого к нему, в кресле люксовой «24-ки» как-то некомфортно, хотелось бы большей боковой поддержки и меньшей мягкости сидений. Не спасает даже возможность ручной регулировки высоты и наклона спинки. Но как сделали – так сделали, ГАЗ 24-10-051 явно была рассчитана на вальяжную, комфортную езду.
Приборная панель и торпедо сделаны по-советски «богато» и продуманно. В целом, все выглядит симпатично и просто одновременно, и главное качество кнопок и приборов довольно высокое. Многие владельцы сохранившихся ГАЗ 24-10-051 отмечают, что все элементы работают так же, как и 30 лет назад, даже подсветка и датчики уровня топлива и давления масла.
Еще одна любопытная деталь в продолжение темы комфорта
Руль и вся рулевая колонка у «24-10–051» явно не волговская. При том что у системы управления нет гидроусилителя, крутить рулевое колесо необычайно легко. И неудивительно весь этот механизм явно позаимствован у Чайки ГАЗ-14. Правда, в таком комфорте есть и некоторый «перебор», практически не чувствуется реакция машины на поворот руля.
Чтоб закончить тему комфорта нужно отметить дисковые тормоза машины. Эффективность системы торможения выше всяких похвал, механизм срабатывает очень точно и четко. Не хуже китайского вездехода. И это при полном отсутствии разного рода штучек по типу АБС, электронных систем помощи и удержания.