Необычные версии ВАЗ-2104, о которых мало кто знает. Как «неказистый» универсал стал любимцем советских водителей

Первоначальное появление в 1984 г. «четверки-универсала» было встречено советскими автолюбителями с некоторым недоумением. Конечно, все понимали, что ВАЗ-2104 с мотором 1,3 л и 64 л.с. найдет своего покупателя, тем более что спрос на «Жигули» в СССР в средине 80-х был просто запредельным.

Но большинство автолюбителей все же ждали в очереди заветную «шестерку», в крайнем случае «пятерку». Это был верх желаний. А кому нужен был автомобиль–дачник, то искал ВАЗ-2102.

Неожиданно для всех популярность «четверки» начала расти

И все из-за того, что Волжский автозавод вовремя сообразил и начал ставить на кузов универсал более мощный полуторалитровый двигатель на 77 л.с. и семерочный салон. Правда, скупить «четверку» с салоном от «2107» было крайне сложно, спрос на такие авто вырос в десятки раз. И все потому, что машину якобы отправляли на экспорт, а это еще один плюс машине.

Популярность прежней «золушки» ВАЗ-21043 быстро выросла после начала «перестройки». Причина, дачный бум в стране. Машина получилась практичной и ходкой, экономичная, выносливая, с неплохой грузоподъемностью.

Кроме того, тогда в СССР это был единственный вариант автомобиля для мелкого коммерсанта-предпринимателя. Появившиеся «каблуки» на базе Москвича и ИЖа –не шли ни в какое сравнение с четверкой-универсалом.

Спрос на ВАЗ-21043 мог только сравниться с ВАЗ-2107. Уже в нулевых годах АвтоВАЗ неожиданно задумался о том, как усилить грузовые качества «четверки». Модель не новая и по многим пунктам уступала более современным машинам. А вот что касается перевозок, тут равных «четверке» на рынке практически не было.

Поэтому Волжский автозавод решил оборудовать машину дизельным двигателем

Это был дизель ВАЗ-341 на 53 л.с. Понятно, что двигатель в некоторых агрегатах скопировали с зарубежных образцов, но, в целом, дизель получился неплохим. В результате российские дачники получили шанс купить полноценный легковой «грузовик», тяговитый и экономичный.

Но, честно говоря, «мощи» у дизеля явно не хватало. Кататься на скорости до 80 км/ч нравилось только пенсионерам. Все остальные ожидали от дизельной «четверки» прыти хотя бы на уровне прежней ВАЗ-21043 с мотором на 77 сил.

В итоге АвтоВАЗ поспешил с разработкой нового дизеля ВАЗ-343 на 75 л.с., но до логического завершения тему не довели. Производство мотора стоило как ¾ ценника самой новой четверки, покупать дизель за валюту не захотели. Вот так тема и заглохла.

Кстати, идея легкового городского «грузовика» в кузове универсал неплохо показала себя за границей

В 90-е все уходившие на экспорт ВАЗ-21047 активно скупались фирмами-посредниками, и после рестайлинга продавались под собственными названиями. Как-то так случилось, что Волжский завод угадал с темой недорогого и мощного универсала.

Начиная с конца 80-х в Европе была мода на автомобили в кузове универсал. Их массово делали в Германии, в Швеции и Италии. Позже, с уходом моды на активный отдых за городом на природе упал спрос и на тольяттинские универсалы.

Кстати, за все это время АвтоВАЗ так и не нашел способа обновить и модернизировать очень популярную когда-то машину. Двигатель и салон, дизайн кузова остались прежними. Единственное на что хватило — это добавить в салон и на переднюю часть «четверки» наиболее удачные элементы дизайна «семерки».

Хотя, по сути, машина осталась той же что и была

Мало того производство «четверки» перенесли на периферию в Ижевск, и похоже, что ни старое, ни новое руководство завода попросту не знало, что дальше делать с машиной

Интересно, что даже в облике времен СССР спрос на ВАЗ-21047 оставался стабильным вплоть до 2012 г. Он был не слишком высоким, но стабильным на протяжении многих лет. А это для любого производства было гораздо важнее, чем мимолетная популярность.

По крайней мере заказы на автомобиль поступали даже после того, как машину сняли с производства. Ситуация с ВАЗ-2104 во многом напоминало судьбу Нивы ВАЗ-2121.

Даже сейчас многие авторитетные специалисты утверждают, что «четверка» могла до сих пор быть коммерчески успешной и продаваемой машиной. У нее, как и у Нивы, была своя ниша, свои поклонники.

А если учесть очень простую и надежную конструкцию, отсутствие электроники и надежный мотор, то вполне могло бы быть так, что сейчас, рядом с Нивой Легендой собирали бы и новую «четверку».

Оцените статью
Необычные версии ВАЗ-2104, о которых мало кто знает. Как «неказистый» универсал стал любимцем советских водителей
— Встречайте родню, мы в аэропорту, через час будем у вас — Сказала родня