Для начала, традиционный анекдот в тему:
Одному мужику на СТО продали аккумулятор. Через месяц он перестал работать. Разъяренный мужик приезжает на СТО и орет:
– Вы же мне сказали, что этот аккумулятор будет последним, который я покупаю для своей машины, а он «накрылся» уже через месяц!
– Ну извините, ошиблись: мы не думали, что ваша колымага так долго продержится!
Выхожу вчера утром к своему автомобилю, поворачиваю ключ в замке зажигания… но увы! аккумулятор не тянет, авто не заводится…
Тут же начинаю вспоминать: «А сколько лет назад я его покупал?». Оказывается, он прослужил уже четыре года. Так может быть уже пора менять на новый?
А что еще поделать? Аккумулятор-то «необслуживаемый». Именно так заявлено производителем. Об этом же говорил и продавец.
Но прежде чем отправиться в магазин за новым аккумулятором, звоню Сергею, знакомому автоэлектрику. Сейчас его совет точно не будет лишним.
«Серег, привет, смотри, такое дело. Машинка сегодня не завелась. Вчера все в порядке было, заводилась нормально. По всему видно, что проблема с аккумулятором. Он у меня уже 4 года отъездил, не свежий. Как считаешь — стоит ли пытаться заряжать или еще что делать? Или уже только один вариант — менять на новый?!» — спрашиваю автоэлектрика.
«Новый аккумулятор ты всегда купить успеешь.
А 4 года для хорошей «батарейки» — так-то не срок. В принципе, он еще столько же прослужить может. Надо посмотреть и разобраться, тогда уже все решать» — отвечает Сергей. А затем продолжает —
«Помни: разрядиться батарея может даже из-за мелочей. Холодное утро. Невыключенный свет в салоне. Плохой контакт. Даже новая батарея иногда капризничает!
— Недавно привезли машину — не заводится. Хозяин тоже новый аккумулятор готов был покупать. А я посмотрел: клеммы окислились. Почистил — работает!»
Окисление. Коррозия. Плохой заряд. Три кита, которые крадут жизнь вашей батареи. Но их можно приручить.
«Сергей, так что делать, если машина молчит? — спрашиваю я.
«Первое — не паниковать! — смеется он. — Батарея — как человек: может упасть в обморок, но это еще не конец. Проверь клеммы. Если белый налет — чисти. Нет напряжения? Подзаряди. Не помогает? Тогда уже звони — будем дальше смотреть…» — отвечает он. И добавляет — «Возраст — не главное. Видел я батареи, которые и по десять восемь лет служат.
В итоге, не стал я спешить с заменой батареи на новую. Ведь действительно, как сказал Сергей: «Новый аккуулятор я всегда успею купить».
Итак, делюсь последовательностью действий при попытке восстановления аккумуляторной батареи, которая отказалась заводить автомобиль:
1. Клеммы. Первое, что следует сделать — это хорошенько очистить клеммы. Белый порошок на контактах — «убийца напряжения».
Лайфхак! Для качественной очистки клемм можно смешать столовую соду с водой (1:3), надеть перчатки и щеткой удалить налёт. Разумеется, чистящая смесь не должна попасть в банки аккумулятора.
2. Электролит. Следует обязательно проверить уровень электролита. Хоты бы визуально. Даже в так называемых «необслуживаемых» моделях есть заглушки (часто под стикерами). Аккуратно подденьте их. Если пластины оголены — долейте дистиллированной воды. Ее можно купить в любом магазине автозапчастей. Только ни в кое случае не водопроводной!
3. Зарядка. Заряжать аккуулятор, который разрядился внезапно следует правильно. Используйте зарядное устройство с режимом «десульфатации». Медленный заряд (2-4 А) в течение 10-12 часов позволит вернуть ёмкость.
Режим десульфатации в зарядном устройстве — это процесс удаления кристаллов сульфата свинца, образующихся на пластинах свинцово-кислотных аккумуляторов в результате длительного разряда или неправильной эксплуатации.
Работа зарядного устройства в этом режиме заключается в автоматическом попеременном заряде и разряде батареи, что растворяет ненужные кристаллы, осевшие на пластинах АКБ. Соотношение токов заряда и разряда обычно составляет 10:1 (например, если ток заряда составляет 4 А, то ток разряда — 0,4 А).
4. Утечки тока. Весьма вероятно, что именно утечки стали причиной разряда аккумулятора. Для проверки утечек можно воспользоваться тестером. Норма — до 50 мА.
«Сергей, получается, что любой «необслуживаемый» аккумулятор по факту таким не является?» — спрашиваю я у автоэлектрика.
«Получается так. «Необслуживаемый» — маркетинговая уловка. Так многим проще. Купил — работает, перестала работать — заменил на новую.
Но под черным пластиком спрятаны те же свинцовые пластины и электролит, что и в «обслуживаемых» батареях.
Как добраться до рабочей зоны «необслуживаемого» аккумулятора?
1) Найти скрытые заглушки (часто — под верхней наклейкой);
Либо! Есть и второй вариант.
2) «Аккуратно просверли отверстия тонким сверлом (2-3 мм) в каждой банке, а затем долей дистиллированную воду шприцем и загерметизируй отверстия термоклеем.
Главное — не переборщить. Если залить лишнее — электролит вытечет, клеммы разъест. Тут как в аптеке: дозировка важна.» — уточняет Сергей.
Зимний лайфхак: как не замерзнуть
Холод губителен для батареи. Но и тут есть хитрости:
Укутайте аккумулятор. Специальный термокейс или даже старое одеяло снизят потерю заряда. Лично я сделал термокейс на зиму самостоятельно:
Вечерний ритуал. Перед морозной ночью включите фары на 1-2 минуты, затем заведите мотор. Это «разогреет» электролит.
Снимите клеммы. Если машина стоит неделю — отсоедините минусовую клемму. В таком случае, ток утечки точно упадет до нуля.
В каких случаях, аккумулятор уже «не спасти» и нужно менять на новый:
1) Вздутый корпус.
2) Запах тухлых яиц (утечка сероводорода).
3) Напряжение ниже 8 V после зарядки.
Замена аккумулятора — последний шаг. Сначала — диагностика, чистка, зарядка. Помните: новая батарея — это 6-15 тысяч рублей, а набор для ухода (щетка, сода, дистиллированная вода) — 200 рублей.
В итоге, путем долива дистиллированной воды и правильной зарядки мою «батарейку» удалось реанимировать. Спасибо Сергею за советы!