Помните этот старый «бородатый» анекдот?
Мужик на заправке уже целый час заправляет свой Хаммер.
За ним собирается огромная очередь, водители нервничают,
из одной машины выходит водитель и говорит:
— Слушай, мужик, да ты хоть двигатель заглуши!
Ехал по трассе М4 из Краснодарского края в сторону Воронежа.
Но как-то не очень хорошо рассчитал бюджет и в итоге возникли сомнения, — а хватит ли у меня денежных средств на дорогу?!
Там же, еще, кроме прочего, дорога платная — только разогнаться успеешь — на пути очередной пункт сбора денег. Перекусить захотел — заехал в придорожное кафе — ценник запредельный. Решил ограничиться горячим чаем с пирожками. Перекусил слегка и снова в путь!
В общем еду, а сам даже не знаю — хватит ли денег на бензин, чтобы доехать до пункта назначения.
Решил, что нужно как-то начинать оптимизировать скорость движения, чтобы добиться оптимального расхода топлива.
В этой связи вспомнился мне давний разговор с знакомым автомехаником Алексеем, как раз по этой теме.
Сидели мы тогда с ним в гараже вечером, после рабочего дня, пили пенный напиток и я слушал его познавательную «лекцию».
«Чем выше скорость, — тем больше аэродинамическое сопротивление.» —
с энтузиазмом рассказывает мне автомеханик Алексей — «Причем, сопротивление растет не линейно, а квадратично — то есть при удвоении скорости сопротивление увеличивается в 4 раза! Я даже помню формулу для точного расчета. Вот, пожалуйста: F = 0.5 * Cx * ρ * S * V², где Cx — коэффициент аэродинамики, ρ — плотность воздуха, S — площадь лобовой части авто, V — скорость.
Грубо говоря, если ты едешь со скоростью 120 км/ч вместо 90 км/ч, — расход топлива подскочит в 1.7 раза! Вот и считай, — куда «испаряется» безнин»?! Всем же нужно гнать! Никто свои деньги на трассе не считает.»
— Так какая скорость получается самая «выгодная»? — задаю я Алексею прямой вопрос.
— Зависит от машины, — качает головой механик. — Для большинства легковушек — 80-90 км/ч. Причем, на пятой передаче, с оборотами в районе 2500 — 3000. Если обороты будут выше — мотор начнет «кушать» больше. Ниже — перейдешь на пониженную передачу, а это тоже перерасход.
— Но спидометры же врут! — не сдаюсь я. — Говорят, завышают на 5-10%.
— Верно, всегда завышают — отвечает Алексей — Реальная скорость при показанных 90 км/ч — примерно 85 км/ч. Учитывай это.»
Пауза. Он берет калькулятор, тычет в кнопки:
— Считай: при 90 км/ч расход — 6 л/100 км. При 110 — уже 8. За 1000 км переплатишь… сколько?
— 2 литра на сотню… 20 литров! — соображаю я. — Это больше тысячи рублей!
— Вот и ответ, — усмехается Алексей — Скорость дороже денег.
Погрешности и хитрости: как не попасться?
Спидометр врет. GPS показывает честно. Можно проверить на смартфоне: если на приборке 95 км/ч, а навигатор выдает 90 км/ч, экономичный режим смещается.
Оптимальная реальная скорость — 85-90 км/ч. Но как соблюсти ее, если хочется «подкрасться» к «нештрафуемому» порогу?
— Тут уж либо экономия, либо скорость. Ну, можешь держать 105 км/ч по спидометру, — советует Алексей — а по факту у тебя будет около 100. И штрафа не будет, и расход более-менее приемлемый. Но помни: даже +5 км/ч к экономичной скорости — это +7-10% топлива.
А если ветер в лицо? Или под горку? Тут уж не рассчитаешь…
Цифры в графиках: сравнительная таблица
Рассмотрим седан с двигателем 1.4 л без явных технических проблем (примерные данные):
Разница между 80 км/час и 110 км/час — почти 2.5 л/100 км! За год (30 000 км) — 750 литров. По нынешним ценам — свыше 45 000 рублей. Стоит ли спешить?
Субъективные факторы: а как же время?
— Но если ехать медленнее, потеряешь часы! — возмутится водитель, который вечно спешит.
Правда? Давайте посчитаем:
— Дистанция 500 км.
— При 90 км/ч: ~5 часов 33 минуты.
— При 110 км/ч: ~4 часа 33 минуты.
Выигрыш — час. Цена — свыше 45 000 рублей в год. Стоит ли час вашего времени таких денег?
Итоги: инструкция по экономии
1) Определи свою «золотую» скорость через GPS-замеры.
2) Держи обороты в зоне 2500-3000 (зависит от мотора).
3) Используй круиз-контроль — он снижает «рваный» ритм.
4) Не забывай про шины: давление ниже нормы увеличивает расход на 5%.
5) Обмани спидометр, но не закон: 105 км/ч на приборке — безопасный максимум.
— И последнее, — грозя пальцем, говорит Алексей, — не превращайся в «улитку». Движение слишком медленнее потока — тоже риск. Ищи баланс.
В итоге, я начал активно применять знания, которыми поделился со мной ранее автомеханик, и прилично сэкономил на бензине в поездке. И доехал успешно до пункта назначения, и еще деньги на пряники остались!