Продолжим сегодня подробно изучать историю ковровских мотоциклов в открывшемся недавно «Музее ковровского мотоцикла и спорта».
Мы подходим к закату легендарного модельного ряда «Восход» и поговорим сегодня о самой последней модели завода, которая несла это имя.
Речь пойдёт про «Восход-3М-01» — самый совершенный из всех «Восходов».
«Восход-3М-01» был очередной модернизацией «Восхода-3», выпуск которого начался еще в 1979 году.
И так как привычная буква «М», практически всегда обозначавшая «модернизированный», была занята, то пришлось выкручиваться, добавив «-01» к индексу модели.
Завод приступил к выпуску «Восхода-3М-01» в 1993 году, заменив им на конвейере «Восход-3М».
Новый двигатель
Главные изменения произошли в конструкции двигателя, который получил ряд важных модификаций.
Модернизированный мотор отличался цилиндром с пятиканальной продувкой и одним выпускным окном (у «Восхода-3М» каналов было два).
А еще тут использовался лепестковый клапан, который представлял собой гибкую пластину, поворачивающуюся на оси.
Лепестковый клапан на впуске позволил снизить расход топлива с 4,4 до 4,2 л/100 километров, а также снижал токсичность отработавших газов.
Диаметр цилиндра увеличили с 62 до 66 мм, юбку поршня также сделали больше.
Картер двигателя стал иметь низкую горловину, перепускные каналы перенесены в тело цилиндра.
Мощность мотора выросла с 14 до 15 л.с. при 6000 об/мин, а максимальный крутящий момент — до 17 Нм при 5500 об/мин.
Была усилена моторная передача, а её цепь стала шире, что положительным образом сказалось на надёжности.
Интересно, что изменения двигателя не затронули места его крепления на раме, поэтому теоретически его можно было перевесить на более старые модели вплоть до «Восхода-2».
Остальные механизмы: пусковой, переключения передач, сцепления, а также коробка передач полностью идентичны мотоциклу «Восход-3М».
Как отличить внешне
Внешне «Восход-3М-01» довольно легко узнать по новому глушителю. Но главное, что теперь он тут один, а не два, как на «Восходе-3М».
К другим внешним изменениям можно причислить новый передний руль. Он стал шире и появилась перемычка, как у «Восход-3-Турист».
Спереди на фару можно было установить пластиковый обтекатель, который впоследствии перейдёт на «Сову».
Для придания более современного внешнего вида дизайнеры изменили заднюю часть сиденья, вздёрнув заднюю кромку чуть выше.
Как и обтекатель, задний багажник и дуги безопасности были опцией.
Доплачивать приходилось и за центральную подножку: она была от «Восхода-3М» и должна была устанавливаться на мотоцикл владельцем самостоятельно.
В противном случае приходилось довольствоваться обычным боковым упором.
На крышках бардачков появилась изменённая табличка «Восход-3М-01».
Мотоцикл весит 125 килограммов и разгонялся до максимальной скорости 105 км/ч.
Надо сказать, что «Восход-3М-01» получился очень неплохим мотоциклом, который при правильной эксплуатации не доставлял хлопот владельцу и был надёжным другом.
До сих пор в продаже можно найти их в довольно большом количестве. Вилка цен — от 30 до 100 тысяч рублей.
Но найти экземпляр с документами будет непростой задачей.
Выпуск «Восходов» продолжался примерно до 1999—2002 годов, когда завод имени Дегтярева перешел на производство новых моделей «Сова» и «Курьер». О них мы поговорим позже.
«Восход-3М-01» стал гораздо менее массовым, чем его предшественник «Восход-3М», выпущенный в количестве 1,5 миллиона экземпляров.
По официальным данным ЗиД изготовил лишь 72 915 штук «3М-01».