Почему у вариатора есть передачи, если КПП бесступенчатая: рассказываю простыми словами

Бесступенчатые коробки передач (вариаторы, CVT) вызывают споры уже много лет. Одни водители смогли привыкнуть к этому типу трансмиссий и отмечают его преимущества, а другие стараются избегать подобного решения, отдавая предпочтение другим типам КПП. Так или иначе, при эксплуатации вариатора можно заметить, что бесступенчатая коробка передач фактически имеет те самые «ступени», которых, исходя из её названия, быть не должно. Давайте разбираться, почему так произошло.

Конструктивно вариатор можно назвать самым простым массовым воплощением автоматической трансмиссии. Если не вдаваться в подробности, то он представляет собой два шкива с конусными дисками, один из которых соединяется с двигателем, а другой с колёсами. Между ними располагается металлический ремень или цепь. Изменение положения валов позволяет менять передаточное число без фиксированных ступеней, которые есть у других типов автоматических трансмиссий.

Конструктивная простота CVT обеспечила их массовое применение в легковых автомобилях. Подобные коробки передач стоят недорого, что позволяет снизить себестоимость транспортного средства, а также достаточно экономичны и, при должном обслуживании, обладают неплохим ресурсом. Но откуда же берутся те самые передачи в бесступенчатой КПП, которые делают вождение столь привычным?

Для понимания вопроса воспользуемся простым примером. Классический вариатор не имеет каких-либо «виртуальных» передач, поэтому его эксплуатация значительно отличается от АКПП или «робота». После старта с места и достижения определённых оборотов на бесступенчатой трансмиссии автомобиль продолжит разгоняться до предела передаточного числа. Это неизбежно приведёт к повышенной нагрузке на двигатель и увеличению шума при движении, так как для хорошей динамики придётся поддерживать постоянные высокие обороты. Классические вариаторы без имитации ступеней можно встретить на мотороллерах и мопедах с небольшим объёмом двигателя, где они работают достаточно органично.

Проще всего понять принцип бесступенчатой коробки передач на примере с велосипедом. Предположим, что передняя звезда всегда одинаковая, а сзади есть 6 звёзд разного размера, между которыми цепь переключается автоматически. Очень условно по такому принципу работает 6-ступенчатая АКПП. В случае с классическим вариатором задняя звезда будет одна, но «волшебная», которая плавно уменьшается или увеличивается по мере изменения скорости.

Устранить недостатки классического вариатора позволяют «виртуальные» передачи. Они реализованы через блок управления трансмиссией, который анализирует информацию, поступающую с различных датчиков автомобиля. При достижении определённых оборотов компьютер даёт сигнал на «переключение», после чего под давлением трансмиссионного масла диски на шкивах быстро смещаются, тем самым значительно изменяя передаточное число. Обороты двигателя падают, как на других типах коробок передач, что делает эксплуатацию вариатора схожей с АКПП и «роботами», но это происходит практически неощутимо для водителя.

Оцените статью
Почему у вариатора есть передачи, если КПП бесступенчатая: рассказываю простыми словами
— Ваши накопления отлично закроют долг моего сына, — уверенно заявил сосед свекрови на ее полном согласии