Почему грузовик «Ифа» советские водители называли «немецким чудом»

Одним из самых ярких воспоминаний об иностранных грузовиках в Советском Союзе остаются машины марки IFA, особенно модель W50.

Вокруг этого автомобиля до сих пор не утихают дискуссии. Некоторые считают его чуть ли не идеальным импортным грузовиком, в то время как другие подвергают его резкой критике.

В любом случае автомобиль вызывал сильные эмоции. Был ли он действительно так хорош?

История

IFA – это аббревиатура от английского Industrieverband Fahrzeugbau, что означает «Промышленная ассоциация автомобилестроения». Это объединение включало в себя всех производителей автотранспорта в ГДР.

ИФА выпустили в 3-х поколениях. Предшественником всех грузовых автомобилей был трехтонный полукапотный Н3, разработанный в 1946 году. Его изготовление было налажено на заводе в городе Цвиккау.

Предшественник IFA

Второе поколение представляло собой четырехтонные дизельные машины с капотной компоновкой, получившие обозначение S4000. Завод был переориентирован на выпуск легковых автомобилей «Трабант», а грузовики стали производить в городе Вердау.

Там был разработан прототип будущей модели под названием W45.

W45

В 1965 производство среднетоннажных моделей W50L переместили с завода в Вердау в Людвигсфельд, пригород Берлина.

Прототип нового автомобиля был готов в июле 1962 года, а первый серийный грузовик IFA W50L был выпущен 1 июня 1965 года.

IFA W50L

В 1987 к линейке грузовиков добавилась более мощная модель L60. Автомобили экспортировались в страны Совета экономической взаимопомощи, также в Ирак, Ливию, Кубу, Вьетнам, Анголу, Эфиопию, а Советский Союз был одним из основных импортеров.

В 1990 году в Германии остановили завод по производству «Немецкого чуда». За четверть века было выпущено более 571,8 тысяч экземпляров.

Что интересно, наши специалисты принимали участие в сборке этих грузовых автомобилей. В 1972 возникла идея об обмене опытом между сотрудниками Завода имени Лихачева и VEB IFA.

В конце весны того же года группа кузнецов-штамповщиков во главе с Героем Социалистического труда Кокошко отправилась в ГДР, а чуть позже бригада Шнейдера приступила к работе на ЗиЛе.

Обе команды провели в гостях по месяцу. Известно, что советские специалисты за время стажировки предложили немецким коллегам 12 усовершенствований.

Про использование в СССР

Начиная с 1971 года Советский Союз импортировал грузовые автомобили IFA из Германской Демократической Республики.

Эти машины нашли широкое применение в различных отраслях советской экономики.

В зависимости от модели и конфигурации ИФА эффективно использовались:

  • В аграрном секторе;
  • В строительной индустрии;
  • На промышленных предприятиях;
  • Для нужд Вооруженных сил;
  • В коммунальном хозяйстве.

Еще автомобили применялись в качестве специализированной техники.

В СССР поставляли IFA W50L, которые отличались грузоподъемностью в 5 тонн, просторными и удобными кабинами, моторным и гидравлическим тормозом, регулируемой рулевой колонкой, лицензионным двигателем MAN, выдававшим 125 л.с.

ИФА изготавливались с двумя вариантами: с полуприводом, с использованием колесной базы.

Но IFA W50L имел и недостатки. В нем отсутствовали фиксированная кабина и гидроусилитель руля на заднеприводных моделях.

Поддерживая экономику дружественной ГДР, Советский Союз продолжал закупать грузовики до 1990 года.

Почему «Немецкое чудо»

Одним из главных достоинств, сразу замеченных водителями, была комфортабельная кабина.

Сегодня она может показаться устаревшей, но в те времена это был настоящий шаг вперед, особенно по сравнению с советскими грузовиками.

Машина отличалась надежностью и редко выходила из строя. О прочности можно долго рассуждать, но лучше обратиться к фактам.

Некоторые водители до сих пор используют сохранившиеся экземпляры несмотря на то, что их производство в Германии завершилось в 1990 году.

Спустя три десятилетия после прекращения выпуска эти грузовики способны работать в суровых условиях России, хотя это во многом заслуга водителей, которые тщательно их обслуживают.

Однако у ИФЫ есть и немало критиков, которые указывают на устаревшие механизмы и проблематичный запуск в холодное время года.

При небольших морозах машина заводилась без проблем, но при сильных запуск превращался в настоящую муку.

На грузовике имелось специальное место для паяльной лампы на поддоне, а также чехлы для подогрева. Несмотря на капризность, при соблюдении определенных процедур завести машину было возможно, хоть и не без труда.

Неудивительно, что в условиях сибирских морозов такие машины практически не встречались.

В наши дни таких машин в России и странах СНГ осталось немного, хотя отдельные экземпляры все еще можно увидеть.

Нельзя однозначно сказать, была ли ИФА успешным проектом или нет, но точно можно утверждать, что у нее были преданные поклонники среди водителей, а вот критики, возможно, даже не имели опыта работы на этих машинах.

Оцените статью
Почему грузовик «Ифа» советские водители называли «немецким чудом»
Помните, что круг на болгарке должен быть картинкой внутрь. Слушайтесь опытных, чтоб не пострадать