Почему у «ЛиАЗ-677» стучали бутылки в моторе и кренился кузов: разобрался и рассказываю

«ЛиАЗ-677» – пожалуй, самый узнаваемый автобус советского времени. В его честь установлены памятники во многих городах страны, а где-то он продолжал работать вплоть до недавнего времени. Узнать «Луноход» можно было даже с закрытыми глазами: на холостом ходу и при перегазовках он издавал характерный звук, напоминающий звон бутылок. А в крутых поворотах пассажирам стоило уверенно держаться за поручни, так как многие автобусы имели большой крен, будто намереваются перевернуться. Давайте разбираться, чем были вызваны подобные особенности модели.

«ЛиАЗ-677» можно считать прорывным автобусом для советской промышленности, ведь он был одним из первых, кто получил серийную автоматическую коробку передач. Несмотря на наличие всего трёх ступеней, трансмиссия делала поездки значительно комфортнее, а работу водителей – проще. Внедрение АКПП неизбежно привело к увеличению расхода топлива, но кто тогда всерьёз считал горючее, которое буквально стоило копейки?

Подвеска тоже была продвинутой, и на новых автобусах она оказалась значительно комфортнее, чем у других моделей этого класса. Рессоры в сочетании с пневмобаллонами обеспечивали выдающуюся плавность хода даже на плохом покрытии. Двигатель был не самым современным, но достаточно надёжным и неприхотливым – 7-литровая V-образная «восьмёрка» от «ЗИЛа», потреблявшая порядка 50 литров топлива на 100 километров пути, обладала хорошим ресурсом. Ехать загруженным в горку этому мотору было тяжеловато, но в целом со своей задачей он справлялся.

У «Лунохода» была масса особенностей, и многие до сих пор вспоминают его с тёплыми эмоциями. Но были и не самые приятные моменты, например, крены на поворотах, нередко представлявшие собой настоящий аттракцион. Во многом их причина крылась в неумении работать с технологичной для тех лет подвеской автобуса. Благодаря пневморессорам дорожный просвет был постоянным за счёт изменения давления в баллонах. При большой загрузке они подкачивались, что обеспечивало постоянный клиренс. Однако регуляторы положения кузова зачастую не успевали отработать или вовсе выходили из строя, из-за чего и возникали очень значительные крены.

Пневматические баллоны требовали своевременного обслуживания и замены, но делалось это далеко не всегда, особенно в 90-е годы. Из-за этого подвеска теряла свои заводские характеристики, а многие «Луноходы» вовсе ездили покосившимися на одну сторону. Но создатели автобуса и не исходили из того, как машина должна работать при отсутствии обслуживания. В полностью исправном состоянии и на нормальной скорости чрезмерных кренов не было.

Куда более безобидная особенность автобуса «ЛиАЗ-677» – характерный звук, исходящий при работе двигателя на холостом ходу и при перегазовках, хотя в движении он не был слышен. По поводу источника его происхождения много лет ходили споры: кто-то списывал «стучание бутылок» на низкое качество топлива, из-за которого происходит детонация, другие предполагали появление шума в выхлопной системе. Но практика показала, что всё намного проще.

«Звон бутылок» наблюдался у автобуса с завода, однако усиливался по мере его эксплуатации. Причина подобного явления крылась в износе соединений карданных валов с коробкой передач. Они изначально имели люфт, который был следствием недостаточно совершенных технологий тех лет, а с пробегом он усиливался из-за износа шлицов. Если же обслужить крестовины и заменить фланцы на новые, то сторонние звуки практически пропадают, но затем вновь становятся всё более слышимыми.

Оцените статью
Почему у «ЛиАЗ-677» стучали бутылки в моторе и кренился кузов: разобрался и рассказываю
— Да сколько вы ещё будете терроризировать нашу семью? Вас уже внуки боятся из-за ваших криков постоянных