На какой скорости резко увеличивается расход топлива: замерил и рассказываю

Расход топлива – параметр, на который обращают внимание многие водители. Он зависит от целого ряда факторов, в первую очередь, условий эксплуатации автомобиля. И если в городских условиях на расход топлива часто влияют непредвиденные обстоятельства, например, возникшие пробки, то на трассе ключевым фактором становится скорость движения. Замеры показывают интересную зависимость между показаниями на спидометре и потреблением горючего, поэтому давайте разбираться подробнее.

Двигаясь по трассе, можно увидеть, что водители выбирают разный подход. Одни стремятся как можно скорее обогнать медленные транспортные средства и быстрее добраться до точки назначения, а другие выбирают щадящий стиль, который позволяет спокойно двигаться в нужное место. Причём далеко не всегда водители обращают внимание на возможности автомобиля – на наших дорогах нередко встречаются «малолитражки», обгоняющие по несколько большегрузов за один подход.

На многополосных трассах всё проще – здесь можно опережать другие транспортные средства по соседней полосе. Особенно свободными бывают платные дороги, где и появилась возможность замерить влияние скорости на расход топлива в реальных условиях. Значения по бортовому компьютеру нельзя назвать абсолютно точными, но они уже дают понимание относительно зависимости между двумя параметрами. И здесь можно увидеть действительно интересный момент, о котором многие даже не догадываются.

В качестве объекта для испытаний выступал автомобиль с 1,6-литровым атмосферным двигателем мощностью 123 лошадиные силы, оснащённый 6-ступенчатой АКПП. На первом этапе был выбран наиболее щадящий стиль вождения, позволяющий добиться минимального расхода топлива. При стабильной скорости, составляющей 80 км/ч, бортовой компьютер показывал всего 5,7 литра на 100 километров пути. Но ехать в таком режиме по платной трассе слишком медленно, поэтому было принято решение ускоряться.

Следующий отрезок пройден при стабильной скорости в 100 км/ч. Расход топлива увеличился незначительно и составил 6,5 литра на 100 километров пути. В целом ехать было комфортно, а обороты двигателя на шестой передаче были невысокими. Но платная трасса даёт ещё больше возможностей для разгона, и здесь был обнаружен интересный момент.

При стабильной скорости 120 км/ч расход топлива уже составляет 8,2 литра на 100 километров пути. Получаем, что при увеличении скорости с 80 до 100 км/ч изменение составило 0,8 литра, а со 100 км/ч до 120 км/ч уже 1,7 литра. Вместе с повышением расхода появились дополнительные аэродинамические шумы, поэтому важно сказать о возросшем сопротивлении воздуха. Оно имеет экспоненциальную (квадратичную) зависимость от скорости движения, поэтому каждый набранный километр в час значительно увеличивает сопротивление воздуха, что неизбежно сказывается на расходе топлива.

Следующий этап – стабильная скорость в 160 км/ч. Для этого автомобиля её можно назвать максимальной, так как обороты двигателя уже высоки, и разгоняться дальше некомфортно. На такой скорости чувствуется нехватка возможностей мотора, которая в связке с аэродинамическими эффектами увеличивает расход топлива до 12,1 литра на 100 км пути (даже в городе этот агрегат потребляет меньше при обычной эксплуатации).

Получаем, что при наборе скорости мы видим один значительный скачок, влияющий на потребление горючего. Он происходит примерно на 120 км/ч из-за увеличивающегося сопротивления воздуха. Затем влияние аэродинамики становится ещё более заметным, а также подключается фактор в виде высоких оборотов двигателя.

Оцените статью
На какой скорости резко увеличивается расход топлива: замерил и рассказываю
— Мама твоя, здесь вообще пустое место! А про квартиру моих родителей, пусть даже и мечтать не смеет