– Я вот тут небольшую калькуляцию подготовил. Деньги переведёшь мне на карту, — бывший тесть протянул листок с реквизитами. – И желательно не затягивать. С каждым днем сумма увеличивается.
Артем машинально взял листок бумаги, пробежал глазами строки. Взгляд остановился на итоговой сумме. Всего мужчина хотел поиметь 1 355 812 рублей. Особенно Артема умилили 12 рублей.
– А ты не улыбайся! Каждый день к этой сумме добавляется 706 рублей.
– Да с какой стати?
– Все по банковским процентам! И скажи спасибо, что я эти проценты
считаю по вкладам, а не по кредитам. И копейки отбрасываю.
– Спасибо! – пожал плечами Артем.
– И не ехидничай. А то я еще и моральный ущерб посчитаю. Прощай. Надеюсь больше не увидимся. – Дверь квартиры закрылась, оставив молодого человека с листом бумаги и полным непониманием ситуации.
Артем был совершенно среднестатистическим ребенком. Мама работала бухгалтером в банке, отец трудился водителем. Кроме Темы в семье была младшая сестра Оля. Деньги в семье не то чтобы водились, но как– то всегда находились и на подарки к праздникам, и на отпуск. Школу мальчишка закончил твердым хорошистом, который не хватал звезд с неба, но и не числился среди отстающих. В выбранный институт в другом городе тоже поступил с первой попытки. На радостях родители взяли ипотеку, посчитав что платежи за аренду обойдутся дороже ежемесячного взноса за кредит. Да и под арендодателя не придется прогибаться.
Конечно, пришлось ограничиться однушкой на окраине, но для парня удаленность от центра не стала проблемой. Большую часть пути он передвигался на общественном транспорте, где-то приходилось работать ногами.
Началась веселая студенческая пора. Первый семестр соученики присматривались друг к другу, переживали из-за грядущей сессии. А с Нового года расслабились. Из-за этого Артем чуть не вылетел из института. Собственная квартира позволяла устраивать многодневные вечеринки, а отсутствие родительского контроля приводило к прогулам. И только перспектива отправиться в армию заставила паренька взяться за ум и учебники. С трудом он догнал программу и поклялся себе больше не допускать пропусков.
Со второго года вечеринки возобновились, но в гораздо меньших объемах. Остальные студенты тоже, видимо, решили взяться за ум. А с третьего курса большинство устроилось на подработку, так что сил на веселье почти ни у кого не оставалось. Удалось найти сферу приложения сил и Артему: вечерами и в выходные он работал официантом в ближайшем кафе. Народ туда ходил не так чтобы активно, так что зарплата была небольшой, но зато и времени хватало, чтобы лишний раз прочитать лекцию или сделать домашку. Первые заработанные деньги Артем отправил родителям, остальные планировал через годик потратить на поездку на юг. Но судьба решила иначе.
Окончание курса студенты отмечали в межвузовском клубе. Народу было очень много, и через некоторое время у Артема закружилась голова от музыки, криков, яркого света. Парень вышел на улицу. На крыльце стояла длинноногая девушка, облаченная в какие-то невесомые одежки.
– Привет, – студентка обернулась на шум открывающейся двери.
– Привет! Ты что здесь делаешь?
– Да надоело все. Музыка избитая, подкаты старые, лица знакомые. А дома сидеть скучно. Вот думаю, то ли по улицам прогуляться, то ли еще куда пойти. Ты как?
– Нормально, – невпопад ответил юноша, пристально рассматривая девушку. А посмотреть было на что: точеная фигурка, роскошные волосы, огромные глазища, милая улыбка.
– Понятно, что нормально. Ты со мной или дальше пить будешь?
– Буду, то есть с тобой.
– С тобой все понятно. От радости в зобу дыхание сперло?
– Да ну тебя. Меня, кстати, Артем зовут, – наконец собрался с мыслями юноша.
– Марина. Пошли?
– Сейчас только парней предупрежу.
– Можно подумать, они заметят твое отсутствие!
– Все равно надо. У нас так принято.
Артем быстро предупредил друзей и выскочил на крыльцо. Марина стояла на том же месте.
– Пошли!
Они шли по сонным улицам. Неярко горели фонари, где-то на деревьях переговаривались какие-то птицы. Общих тем для разговоров не находилось. Молодые люди узнали, кто из них где учится, нашли общих знакомых. На этом их общение прервалось. С Мариной было откровенно скучно. Так что Артем еле дождался, когда девушка предложила проводить ее домой. Жила она в старой части, в потрепанном доме эпохи посадки кукурузы.
О Марине он больше не вспоминал, но в сентябре встретил ее на студенческой конференции. Девушка сама подошла к нему во время перерыва.
– Привет, помнишь меня? Я Марина, мы с тобой как-то вместе из клуба шли.
– Помню, – на всякий случай согласился Артем. Что-то такое с трудом вспоминалось.
– Тебя тоже сюда загнали?
– Да нет, я сам попросился. Здесь интересные доклады и последние новости можно узнать. А ты как?
– Нормально. Выполняю план по ВУЗу. Им надо было кого-то послать, вот я и согласилась. Официальное освобождение от философии и математики получила. А если повезет, то и зачет автоматом поставят.
После перерыва Марина села рядом.
– Хоть поболтаем, все не так скучно будет!
Артем внутренне застонал, ему действительно было интересно слушать выступающих. Первое время Марина пыталась что-то спрашивать. Артем успел сказать, что живет в собственной квартире, что родители находятся в другом городе, что он подрабатывает и уже имеет несколько предложений о работе. Потом нежданная спутница поняла, что юноша занят и уткнулась в телефон. После конференции молодые люди обменялись телефонами.
– На всякий случай, – сказала девушка, взмахнув длинными ресницами. Звонок от нее последовал уже в следующие выходные.
– А давай куда-нибудь сходим, пока на улице тепло и сухо.
Честно говоря, у юноши были несколько другие планы на вечер, но внимание симпатичной девушки ему было приятно. Они договорились встретиться около развлекательного центра.
Вечер прошел насыщенно: молодые люди сходили в кино, посидели в кафе и баре. Что удивительно, Марина оплачивала свои развлечения самостоятельно. Об этом она заявила сразу:
– Мы с тобой пока просто друзья, так что все расходы делим пополам.
Артем, как истинный джентльмен, пытался сделать широкий жест: «Гусары с женщин денег не берут», но Марина справедливо заметила, что от гусарского в нем только кривоватые ноги.
Еще через неделю инициатором встречи стал Артем.
Вскоре они стали считаться парой. Дождавшись этого объявления, Марина несколько изменилась. Она периодически выпрашивала подарки, причем букет цветов таковым не являлся. Но делала она это так мило, что Артему самому нравилось радовать девушку дорогими подношениями. Он даже не обращал внимания на то, что его сбережения стали уменьшаться. Более того, в субботу, а иногда и в воскресенье он теперь брал выходные, стараясь подольше побыть с прелестницей.
Артем закончил учебу, устроился на работу. Выбранная профессия ему нравилась, да и неплохо оплачивалась, поэтому ходил он на службу с удовольствием.
В это же время Марина стала все чаще намекать о том, что пора бы им узаконить отношения. И вот настал день, когда Артем торжественно преподнес ей обручальное колечко. В ответ последовало восторженное: «Я согласна».
Потом было знакомство с родителями. На удивление новые родственники практически не задавали ему вопросов. У юноши сложилось впечатление, что они уже все про него знают. Впрочем, Марина и не скрывала, что рассказывала о нем все, что знала сама.
Единственное, что его напрягло, так это требование устроить пышную свадьбу. Он-то планировал расписаться в ЗАГСе, посидеть в ближайшем кафе и уехать на недельку куда-нибудь на российский юг. Но теща сразу сказала, что с их стороны будет 40 человек. И даже принялась перечислять их поименно. После третьей сестры мужа тети Оксаны он окончательно запутался в родственных связях и машинально кивал головой.
– Какая у вас большая семья, – шепнул он Марине.
– Да, и это только близкие родственники. Остальные обойдутся без приглашения на торжество. Надеюсь, у них хватит ума прислать нам деньги. Но этим мама займется.
Родители Артема тоже высказались против свадьбы в традициях СССР.
– Ну зачем вам кормить ораву каких-то теток? Пригласили пару друзей в клуб, поели, потанцевали и отправились в медовый месяц. И пользы больше будет, и финансы сэкономите.
Но Марина стояла на своем:
– Я этот праздник с детства планировала. И платья рисовала, и меню придумывала, и конкурсы смотрела. А деньги? Часть родственники подарят, остальное заработаем.
Фраза про «заработаем» умилила Артема: Марина до сих пор училась. При этом даже не получала стипендию из-за собственной лени и безответственности. Ее будущая работа тоже была покрыта туманом. Девушку ничего особо не интересовало, стремление найти себе место приложения талантов у нее отсутствовало начисто.
– Мариш, но кормить всех твоих родственников очень дорого. К тому же придется нанимать тамаду, диджея, фотографа.
– Да, и еще понадобится видеосъемка, знаешь, такая, чтобы все о нас рассказывала. Как встретились, как провели свадебное утро, как я шла в вуали, а за мной семенили подружки невесты. И впереди две хорошенькие малышки с корзинками роз. А потом я хочу в Турцию слетать. Дней на десять.
– Но это реально дорого.
– Что ж, родители готовы взять половину расходов на свадьбу на себя.
Артем попытался было рассказать, что с его стороны будет всего человек 10: родители, сестра и тройка друзей, так что деление пополам как-то не очень правильно. Но Марина надула губы:
– Может, ты мне еще предложишь платье напрокат взять? Как последней нищебродке?
Артем вообще-то так и рассчитывал. Наряды, которые он посмотрел в интернете, были вполне достойны. И недороги.
– А что в этом плохого? – осведомился он.
– Если тебя устраивает, что твоя невеста будет ходить замарашкой, то пожалуйста.
Теперь все субботы были посвящены поискам платья по распродажам. Марине не нравилось ни одно: то скромное, то очень пышное, то цвет не тот, то фасон не подходит, то короткое, то длинное. Зато в дорогом салоне висело То самое платье, о котором девушка мечтала с детства.
– Ну и сколько оно стоит?
Марина назвала цену.
– Ты с ума сошла. Мы на эти деньги за границей сможем еще 10 дней отдыхать.
– Но тебя же все равно не отпустят. Так что можем считать, что мы сэкономили на поездке.
– Это так не работает! Да и денег у нас нет.
– Возьми кредит. Надо жить, пока хочется. И потом, я у тебя буду самая красивая. Все твои друзья обзавидуются.
После долгих уговоров Артем подал заявку на ссуду. К его удивлению, ее быстро одобрили.
Начались полноценные приготовления к свадьбе. Артему быстро надоело выбирать цвет салфеток, количество воздушных шариков, салаты и плейлист. Он все передал в руки Марины. Да и времени не хватало вникать во все эти сложности. Он опять устроился на подработку: таксовал в выходные.
Деньги на праздник ушли все: и зарплата, и заначка, и кредит. Но торжество полностью оправдывало это слово. В зале все сияло и блестело, столы ломились от яств, роскошный лимузин катал близких гостей весь день, невеста напоминала хорошенькую куколку.
– Ладно, это же один раз за жизнь! – махнул рукой жених. – Зато вроде все довольны.
Потом был замечательный отдых на Средиземном море. Молодые люди накупались, нажарились на солнце, наелись фруктов и местных блюд.
А потом началась рутинная жизнь. Артем по-прежнему работал на двух работах, Марина бездельничала. Но теперь оказалось, что у нее есть куча подружек, с которыми надо сходить в кино, кафе, торговый центр. И все это требовало немалых денег. Отложить хоть сколько-то на будущее у молодой семьи никак не получалось.
– Марин, ты как-нибудь скромнее живи, что ли, – периодически возмущался расходам юноша. – Ну зачем ты покупаешь сразу столько продуктов, все равно мы половину не съедаем. И в кафе давай ограниваться чаем и одним пирожным. Я не успеваю давать тебе деньги, точнее, не успеваю их получать.
– Ты хочешь, чтобы твоя жена заявила, что она нищая!
– Я хочу иметь уверенность в будущем, финансовую подушку. Подумай, что будет, если я по какой-то причине уволюсь с работы.
– А ты не увольняйся. Тебе же все нравится.
– Мне нравится, но ситуация далека от стабильности. Поэтому надо готовиться к худшему.
– Ты душнила, – Марина отворачивалась к стене.
– Давай хоть твое платье продадим. Оно все равно висит в отдельном шкафу, место занимает.
– Я хотела передать его нашей дочери, – Марина залилась слезами.
– Да к тому времени оно в старье превратится. Ты же даже не беременна!
– Не в старье, а в винтаж.
– Да какая разница. Все равно она в нем не будет ходить!
– Откуда ты знаешь?
Подобные скандалы возникали в семье все чаще. Марина оказалась неспособна хоть как– то экономить деньги. Ей хотелось всего и сразу. Зарплата Артема тут же превращалась в наряды, которые девушка одевала всего раз, после чего они оставались висеть на вешалках.
– Успокойся уже, – пытался образумить ее Артем. – Твои шмотки уже потеснили все мои вещи.
– А я давно говорила, что нам нужен еще один большой шкаф. А ты все никак не решишься.
– Во-первых, у нас нет денег, во-вторых, места, куда его поставить.
– Твои предки могли бы купить квартирку и побольше.
– Так-то и твои родители могли бы тебе приобрести недвижимость.
– Вот ты и зануда. – Марина утыкалась в телефон.
А в один из дней оказалось, что из шкафа пропал свадебный наряд.
– Пришлось продать. – Потупила взор жена.
– Ну и славно! А деньги где?
– Я на них себе браслетик купила. Смотри, какой хорошенький.
– Марин, – простонал Артем. – Ты живешь не по средствам. Я не успеваю зарабатывать.
– Так найди себе другую работу, более оплачиваемую.
– А может ты устроишься куда-нибудь? Диплом у тебя теперь есть. Вперед, на службу.
– Думаешь, это так просто? Хорошие места отдают только своим, а работать за копейки я не хочу. Да еще везде требуют опыт, а где мне его взять?
– Устройся для начала на любую работу. Ты все равно будешь зарабатывать, да и времени на магазины не останется. А потом перейдешь куда-нибудь на другую зарплату, повыше.
– Что-то ты не переходишь. Так и сидишь на своей нищенской зарплате!
– Эта нищенская зарплата нас с тобой кормит! К тому же я получаю больше, чем средняя по отрасли. А тебе надо научиться жить по средствам и начать работать!
На следующий вечер Марина подала на ужин тарелку пустых серых макарон.
– Это что? – удивился Артем.
– Сам сказал, что надо жить по средствам. Будем экономить на питании, я откажусь от маникюра и спа, покроюсь прыщами, волосы начнут выпадать. Зато с деньгами в кошельке будем сидеть.
– Не перегибай палку. Можно и есть нормально, и откладывать по чуть-чуть. Скоро лето, на эти деньги куда-нибудь на юг слетаем.
– Правда? Я тогда завтра отели буду присматривать!
Несколько дней Артема кормили дешевыми продуктами, а потом на столе опять появились мясо, колбаса, сыр, конфеты.
В воскресенье Марина продемонстрировала мужу отель в Турции.
– Первая линия, три ресторана, два больших бассейна, уютный спа-комплекс, для тебя тренажерный зал. Реновация прошла в прошлом году, так что везде современный ремонт. Ну скажи, что я молодец. Такое чудо нашла!
Отель действительно был классным. Не большой и не маленький, уютно обставленный и ухоженный.
– Конечно, молодец.
– Я его уже забронировала. До четверга нам надо всю сумму внести.
– Но у нас же нет денег.
– Возьми кредит.
– Я еще предыдущий не выплатил.
– Ну ты же погасил часть. Вот и возьми ее снова.
– Я так не хочу.
– А почему ты всегда только о себе думаешь. Только и слышно от тебя: я, я, я. Ты обо мне совсем не заботишься, даже подарки перестал покупать. Другим женам постоянно то букетик принесут, то колечко, то денежку подкинут. А ты – сквалыга! Мне перед подружками стыдно. Да и мама переживает, что мы в нищете живем.
– Да мне дела нет до твоих подружек и мамы. – Взорвался Артем. – Меня интересует моя семья.
– Вот и обеспечивая свою семью. Мне надоело все время выпрашивать деньги на колготочки, помаду, туфельки. Я хочу чувствовать себя за мужем, а не за оборванцем.
– Ты выходила замуж не за миллионера. К тому же я очень хорошо зарабатываю, больше, чем мои коллеги и друзья.
– Да, я ошиблась! Думала, ты упакованный: квартира есть, работа есть, родители живут далеко. Не пьешь, не куришь! А ты оказался злым и жадным жмотом. – По щекам Марины потекли слезы.
– Ну, не плачь. Я что-нибудь придумаю, – обнял жену Артем.
– И отель оплатишь?
– И отель, – вздохнул мужчина.
Он опять взял кредит. А потом еще один. Марина не успокаивалась, ее траты росли с каждым днем. А еще она стала упрекать Артема в том, что он не водит ее в дорогие рестораны, не дарит подарки.
А на какой-то праздник претензии начала высказывать теща:
– Артем, мы тебе отдали самое дорогое, что у нас есть: единственную дочь. А ты совсем не оправдываешь наши надежды. Мариночка ходит в каких-то обносках, голодает, не может позволить себе даже небольшие развлечения. Да и квартирка у вас маленькая. Ей негде развернуться, а ведь она у нас девочка с высоким художественным вкусом. Да и мы с отцом надеялись хоть на небольшую финансовую помощь.
– Подождите! В каких обносках? Кто голодает? Марина каждую неделю покупает себе новые вещи, ходит в спа, в бассейн, на маникюр-педикюр, то наращивает, то снимает волосы.
– Я все это делаю только для тебя, – супруга скромно опустила глазки.
– И лопает она, как африканский слон. Торты, деликатесы, фрукты дорогие в холодильнике не переводятся.
– Дорогой, ты упрекаешь меня кусочком черствого хлеба? – Глаза Марины наполнились слезами. – Я только доедаю остатки. Чтобы не выкидывать.
– Артем, будь мужиком. Обеспечивай жену достойно. – В разговор включился тесть.
– Да она целыми днями на диване валяется. Пусть тоже выйдет на работу, попробует хоть сто рублей самостоятельно заработать.
– Да я бы с удовольствием. Но меня никто не берет. Поговорил бы со своим начальством: я бы и начальником секретариата пошла, и главным экономистом.
– У нас даже таких позиций в штате нет. Да и кто тебя туда возьмет без опыта?
– Вот видишь, я бы с радостью пошла работать, но места нет.
– Устройся для начала обычным секретарем или бухгалтером.
– И что? С утра до вечера работать за гроши? Не высыпаться, терять красоту в темных офисах? – Марина выскочила из-за стола.
– Ну вот, что ты наделал? Расстроил жену! – Теща одарила Артема злобным взглядом.
Тесть покачал головой.
– И что это за цирк был? – спросил Артем уже дома.
– Но ты же меня действительно не достаточно обеспечиваешь. Все мои подруги как сыр в масле катаются, а я не могу себе ничего позволить. Знаешь, как это утомляет!
– Так смени подруг!
– Может, мне мужа сменить?
– Может. Мне твои капризы уже надоели!
Постепенно мысль о разводе перестала казаться крамольной. Артем все чаще думал о квартире, где никого не будет, о встречах с друзьями, о тишине, в которой никто не будет ныть, что ему не хватает денег, подарков и внимания.
И вот настал день, когда Артем подал заявление. Марина приняла известие на удивление спокойно.
– Но ты же продолжишь меня обеспечивать?
– С какого перепугу?
– Я же все время тратила на тебя: готовила еду, убиралась, стирала.
– Положим, еду ты покупала уже готовую, стирала машинка, а полы чистил робот-пылесос. Ты в это время шлялась по развлекухам.
– Я же должна была поддерживать красоту. Все эти ухищрения были только для тебя.
– Ну так найди себе кого-нибудь другого.
И вот, наконец, настал день, когда Марина выехала из дома. В квартире сразу появился простор и даже стало легче дышать. Артем наслаждался жизнью. Через пару лет он планировал закрыть все кредиты, а пока понемногу стал формировать финансовую подушку.
Явление бывшего тестя стало для него совершенно неожиданным сюрпризом. Молодой мужчина развернул лист бумаги, еще раз прочитал все пункты: расходы на свадьбу, на подарки зятю, на семейные обеды.
– И не лень им было вспоминать все, что они тратили за 2 года, – удивился Артем, с трудом расшифровывая, что такое «пена д/бр. с мент.» или «нос. бел. Муж. 2 пары».
Что делать с бумажкой Артем не знал, выбросить было жалко, все-таки люди старались, вспоминали, выписывали, считали. Но оплачивать эту фигню мужчина тоже не собирался.