– Миша, это какое-то безумие. Они живут у нас уже четвёртый месяц! – Анна нервно собирала со стола чашки после ужина, который снова прошёл в напряженной обстановке.
– Аня, я всё понимаю, но что я могу сделать? Это моя сестра. Она говорит, что ремонт в их новой квартире затягивается, – Михаил старался говорить тихо, чтобы их не услышали в соседней комнате.
– Какой ремонт, Миша? Какая новая квартира? Ты сам-то в это веришь? – Анна захлопнула дверцу посудомоечной машины сильнее, чем собиралась. – Помнишь, они обещали пожить пару недель? Пару недель! А сейчас уже апрель на дворе!
Михаил тяжело вздохнул. Он уже и сам не понимал, как они позволили этой ситуации зайти так далеко.
Всё началось в конце ноября. Обычный вторник превратился в день, перевернувший их жизнь с ног на голову. Телефонный звонок прозвучал, когда они с Анной смотрели вечерний сериал.
– Мишенька, привет! Это Вера, – голос его двоюродной сестры звучал необычайно бодро для девяти вечера. – У нас тут такое дело… Мы квартиру продали, а в новую переехать не можем – там ремонт не закончен. Слушай, может, приютите нас на пару недель? Максимум на месяц! Мы будем тихими и незаметными, обещаю!
Михаил колебался, но Анна, сидевшая рядом, одними губами произнесла: «Спроси, сколько их». Оказалось – трое: сама Вера, её муж Павел и их сын-подросток Кирилл.
– Я не знаю, Вер… У нас всего три комнаты, мы с Аней работаем из дома…
– Миша, мы же родня! Выручай! Всего на пару недель, максимум на месяц! Мы же не чужие люди!
И вот, спустя четыре месяца, их «родня» продолжала занимать гостевую комнату, которую Анна раньше использовала как домашний офис, а также половину гостиной, где Кирилл устроил себе игровую зону с компьютером.
– Анечка, я тут немного перестановку сделала, – с этих слов начался третий месяц вынужденного соседства. Вернувшись с работы, Анна обнаружила, что её кухня больше не выглядит знакомо. – Так гораздо функциональнее! И места больше!
Анна молча смотрела на новое расположение микроволновки, которая теперь стояла там, где всегда лежали её кулинарные книги. Книги переехали на верхнюю полку – туда, где ей, с её ростом, было не достать без стремянки.
– Вера, я просила ничего не трогать, – Анна старалась говорить спокойно. – Верни, пожалуйста, всё как было.
– Да ты что! Посмотри, как удобно стало! – Вера театрально развела руками. – И потом, мы же все теперь одна семья. Надо адаптироваться друг к другу.
«Одна семья». Эти слова звучали как приговор. Особенно учитывая, что счета за коммунальные услуги выросли почти вдвое, а вкладываться в них «одна семья» не спешила.
– Аня, ты не видела мой паспорт? – Михаил лихорадочно перебирал документы в ящике письменного стола.
– Должен быть там, где всегда, – отозвалась Анна из ванной. – А что?
– Да мне для работы нужен, скан отправить.
Через полчаса поисков паспорт нашёлся в кармане куртки Павла. «Случайно прихватил, думал, это мой,» – объяснил он с неловкой улыбкой. Анна и Михаил обменялись взглядами, но решили не раздувать конфликт.
Ночью, лёжа в постели, Анна прошептала:
– Миша, мне кажется, что-то тут не так. Паспорт в кармане Павла… И я видела, как он с каким-то мужчиной у подъезда подолгу разговаривает. Что-то они задумали.
– Перестань, Ань. Наверное, правда случайно взял, – но в голосе Михаила не было уверенности.
Ситуация с родственниками становилась всё более напряжённой. Кирилл, сын Веры и Павла, превратил ночи в кошмар своими онлайн-играми.
– Да, да, да! Мочи его! Я захожу справа! – вопли подростка в два часа ночи стали для Анны и Михаила привычным делом.
– Кирилл, уже поздно, – в очередной раз просил Михаил. – Люди спят.
– Сейчас, дядь Миш, последний раунд! – но «последний раунд» мог длиться до рассвета.
Однажды утром Анна проснулась от запаха жареного лука. На кухне Вера готовила что-то невообразимое.
– Доброе утро! Я тут решила борщ сварить на всех. У тебя специй маловато, я в список покупок добавила, что нам нужно, – Вера помешивала что-то в кастрюле Анны, которую та берегла для особых случаев.
– В список покупок? – переспросила Анна.
– Ну да, я на холодильнике магнитом прикрепила. Там много чего надо купить, запасы у вас совсем скудные.
Анна взглянула на список. Он был длиннее её обычного месячного списка покупок.
– Вера, мы договаривались, что вы сами покупаете себе продукты, – напомнила Анна.
– Ой, Анечка, у нас сейчас совсем туго с деньгами. Ремонт же в новой квартире, все средства туда уходят, – Вера продолжала улыбаться. – Но мы потом всё компенсируем, не переживай!
«Потом» никогда не наступало.
В начале четвёртого месяца произошло событие, изменившее ход игры. Анна случайно услышала телефонный разговор Веры, когда та думала, что в квартире никого нет.
– Да, Ленка, так и живём у Мишки с Анькой. Нет, какая новая квартира! Я же тебе говорила – мы все деньги вложили в тот проект, что Паша нашёл. Обещали золотые горы, а оказалось… сама понимаешь. Теперь ни денег, ни квартиры, – Вера говорила с подругой совершенно другим тоном, не тем слащавым голосом, который использовала в разговорах с хозяевами квартиры.
– Когда съезжать планируем? А зачем? Нам тут хорошо. Анька, конечно, вредная, всё время намекает, но Мишка – тряпка, свою сестру не выгонит никогда. Так что поживём ещё, – Вера рассмеялась. – Да ладно тебе, не прибедняйся! Кстати, я всем нашим рассказываю, что это они нас умоляли пожить у них, представляешь? Говорю, что им одиноко было вдвоём в такой большой квартире!
Анна застыла за дверью, не веря своим ушам. Всё это время их беспардонно использовали, а за спиной ещё и распускали нелепые слухи.
Вечером она рассказала всё Михаилу.
– Этого не может быть, – он покачал головой. – Вера бы не стала…
– Миша, я слышала это собственными ушами! Они нас обманывали с самого начала! Нет никакой новой квартиры! Они просто продали свою, вложили деньги в какую-то авантюру и прогорели!
Михаил долго молчал. Потом тихо произнёс:
– Я поговорю с ней завтра.
Но «завтра» снова откладывалось день за днём. Михаил не мог найти в себе силы для прямого разговора с сестрой.
Ситуация резко обострилась, когда родители Анны позвонили с новостью, что приезжают в гости через неделю.
– Мама, сейчас не самое удачное время, – Анна пыталась отговорить родителей от визита.
– Что значит «не удачное»? Мы билеты уже купили. Соскучились по вам!
И вот теперь предстояло объяснить родителям, почему в их трёхкомнатной квартире нет места для ночёвки.
– Миша, надо что-то решать. Родители приезжают в субботу, – Анна была на грани срыва.
– Может, твои родители в гостиницу? – неуверенно предложил Михаил.
– Что?! Ты хочешь, чтобы мои родители жили в гостинице, пока твоя сестра со своей семьёй занимает нашу квартиру уже четвёртый месяц?! – Анна повысила голос, чего почти никогда не делала.
В разгар этого спора в комнату вошёл Павел с ноутбуком.
– Простите, что прерываю, но мне нужна ваша помощь, Михаил, – он говорил серьёзным тоном. – Тут мне для одной операции нужен поручитель. Чистая формальность. Можно вас попросить подписать пару документов?
Михаил взглянул на экран ноутбука. Это была форма заявки на кредит.
– Вы хотите, чтобы я выступил поручителем по вашему кредиту? – Михаил не верил своим глазам.
– Да, это просто формальность. Мне для бизнеса нужен небольшой стартовый капитал, – Павел говорил так, будто просил одолжить ручку. – Сумма небольшая, всего пятьсот тысяч.
– Павел, вы в своём уме? – не выдержала Анна. – Мы приютили вас на «пару недель», которые превратились в четыре месяца. Вы живёте за наш счёт, а теперь хотите, чтобы мы ещё и отвечали за ваши долги?
– Анна, не кипятись, – вмешалась Вера, появляясь в дверях. – Павлик просто хотел…
– Нет, Вера, хватит! – Анна была непреклонна. – Я случайно слышала твой разговор с подругой. Я знаю, что нет никакой новой квартиры. Вы продали свою, вложили деньги в какую-то авантюру и прогорели. И теперь живёте за наш счёт, даже не собираясь съезжать!
В комнате повисла тишина. Вера изменилась в лице, но быстро взяла себя в руки.
– Ты подслушивала мои разговоры? Так вот какое у вас гостеприимство! – она пыталась перевести стрелки.
– Не увиливай, Вера, – впервые Михаил твёрдо встал на сторону жены. – Это правда? Вы нас обманывали?
Павел попытался сгладить ситуацию:
– Послушайте, у всех бывают трудные времена. Мы действительно попали в сложную ситуацию, но разве семья не для того, чтобы помогать друг другу?
– «Помогать» не значит «паразитировать», – отрезала Анна. – Вы живёте здесь бесплатно, едите нашу еду, не участвуете в оплате счетов, которые выросли вдвое, перестраиваете нашу квартиру под себя, а теперь ещё и кредит хотите на нас повесить?
События развивались стремительно. Приезд родителей Анны стал последней каплей. Увидев, в каких условиях живёт их дочь, они были шокированы.
– Дорогая, это же настоящее вторжение, – сказала мать Анны после первого дня пребывания. – Как вы это допустили?
– Миша не мог отказать сестре, – вздохнула Анна. – А потом как-то всё закрутилось…
Отец Анны, бывший военный, был более категоричен:
– Нужно установить чёткие сроки их выезда. И точка.
Но требования съехать натыкались на глухую стену отговорок. То у Кирилла экзамены в школе, то у Павла важные деловые встречи, то у Веры внезапная аллергия.
– Вы же не выбросите нас на улицу? – драматично восклицала Вера. – Где ваше человеколюбие?
Тогда родители Анны предложили план действий.
– Если не хотят уезжать по-хорошему, придётся создать невыносимые условия, – сказал отец Анны.
И операция «Выселение» началась.
Сначала отключили интернет «из-за технических проблем». Кирилл был в ужасе – его онлайн-игры требовали стабильного соединения.
– Когда починят? – спрашивал он каждый час.
– Техническая поддержка обещает в течение двух недель, – отвечал Михаил, впервые чувствуя удовлетворение от ситуации.
Затем начался «ремонт» в комнате, где жили Вера и Павел. Пришли «мастера» (друзья Михаила), которые начали сверлить стены и поднимать пыль с утра до вечера.
– Это невозможно! – жаловалась Вера. – Мы не можем так жить!
– Ничего не поделаешь, ремонт необходим, – пожимал плечами Михаил. – Трубы прохудились, проводку менять надо.
Одновременно Анна резко сократила закупки продуктов.
– Извините, у нас сейчас финансово тяжело, – объясняла она, используя излюбленную отговорку Веры. – Приходится экономить.
Параллельно с этим Михаил связался с другими родственниками и рассказал о ситуации. Оказалось, что Вера и Павел уже не в первый раз поступали подобным образом. Три года назад они полгода жили у сестры Павла, а до этого – у его тёти.
– Они профессиональные квартирные рейдеры, – сказала Анна, когда они обсуждали новые сведения. – Как мы могли быть такими наивными?
Тётя Павла, узнав о ситуации, неожиданно предложила помощь:
– У меня есть загородный дом. Я скажу, что мне нужен кто-то для присмотра за ним. Может, они клюнут?
План сработал. Когда Вера услышала о возможности бесплатно жить в загородном доме, её глаза загорелись.
– Представляешь, Паша, свежий воздух, природа! Кириллу будет полезно!
Через неделю они собрали вещи – которых, как оказалось, было неожиданно много для людей, приехавших «на пару недель».
В день отъезда непрошеных гостей Анна и Михаил не могли поверить своему счастью.
– Ну, спасибо за приют, – Вера обнимала брата. – Мы будем скучать!
– Да, конечно, – Михаил вежливо улыбался, помогая загружать вещи в такси.
Когда дверь за родственниками закрылась, Анна и Михаил молча стояли в прихожей, не веря, что кошмар закончился.
– Ты представляешь, они здесь почти полгода жили! – Анна покачала головой. – Полгода нашей жизни!
Михаил обнял жену:
– Прости меня. Я должен был проявить твёрдость раньше.
– Главное, что мы справились вместе, – Анна улыбнулась. – И теперь точно знаем, кого никогда больше не пустим на порог.
Жизнь постепенно возвращалась в нормальное русло. Они заново обустроили квартиру, смывая следы пребывания непрошеных гостей. Анна вернула свой домашний офис, а Михаил – возможность спокойно смотреть телевизор без футбольных комментариев Павла.
Спустя полгода раздался неожиданный звонок от тёти Павла.
– Я в отчаянии, – призналась пожилая женщина. – Они отказываются уезжать. Говорят, что им некуда идти. Я уже хочу продать дом, но не могу, пока они там!
Анна и Михаил переглянулись. История повторялась.
– Мы можем помочь советом, – сказала Анна, – но только советом.
После этого случая они составили список родственников, которых никогда больше не пустят на порог, и повесили его на холодильник как напоминание.
– Думаешь, они ещё попытаются к нам вернуться? – спросил однажды Михаил.
– Не знаю, – ответила Анна. – Но если попытаются, мы уже знаем, что делать.
В этот вечер они подняли бокалы за важный жизненный урок: иногда нужно говорить «нет» даже близким людям, если те не уважают ваши границы. И за то, что их отношения, пройдя через это испытание, стали только крепче.
И когда через месяц телефон зазвонил, и на экране высветилось имя Веры, они переглянулись, улыбнулись и нажали «отклонить».
***
Прошло два года. Анна и Михаил наконец-то сделали ремонт, о котором так долго мечтали. Сегодня они готовились к первому весеннему барбекю на новой террасе, когда раздался звонок в дверь. На пороге стояла незнакомая женщина с тревожным взглядом.
– Вы ведь родственники Веры и Павла? Мне срочно нужна ваша помощь. Я их новая соседка, и то, что они сделали с моей квартирой пока меня не было… – женщина нервно теребила ремешок сумки. – Вы единственные, кто знает, как с ними справиться…