-Я тебе верила! Верила всё это время! – Вера с силой хлопнула папкой с документами по столу. – А ты… ты просто… – она задохнулась от возмущения, не находя подходящих слов.
Андрей вздрогнул. Он не ожидал, что жена найдет бумаги о переоформлении квартиры. Документы должны были лежать в сейфе на работе, но он, видимо, забыл их там в последний раз.
– Вера, послушай, это не то, что ты думаешь, – он попытался взять её за руку, но она резко отдернула её.
– Не то? А что же это? Объясни мне, пожалуйста, почему наша квартира теперь записана на твою мать! – глаза Веры наполнились слезами гнева. – Три года назад мы продали мою квартиру, которая у меня была до свадьбы. Мы вложили эти деньги в нашу новую квартиру. И что теперь? Я осталась ни с чем?
Жаркий июльский день казался Андрею еще жарче. Кондиционер работал на полную мощность, но ему всё равно было душно. Он ослабил галстук и расстегнул верхнюю пуговицу рубашки.
– Вера, это было деловое решение. На работе у нас сейчас непростая ситуация с проверками, и я хотел обезопасить наше имущество, – он старался говорить спокойно, хотя внутри всё клокотало от напряжения.
– Не ври! – Вера вытащила из папки еще один лист. – Здесь дата – два месяца назад. А проверки у вас начались только на прошлой неделе. Ты специально это спланировал!
Андрей понял, что отпираться бесполезно. Вера всегда была внимательна к деталям – качество, необходимое для хорошего бухгалтера.
– Хорошо, – он тяжело опустился на стул. – Да, я переоформил квартиру на маму. Последний год ты постоянно говоришь о том, что мы отдаляемся друг от друга. Я просто хотел… подстраховаться.
– Подстраховаться? – Вера недоверчиво покачала головой. – То есть ты уже готовился к разводу? Планировал оставить меня и Максима без крыши над головой?
– Нет! Максим мой сын, я бы никогда…
– Ты обо мне подумал? – перебила его Вера. – О женщине, с которой прожил двенадцать лет? О той, что ночами сидела с твоим сыном, когда он болел? О той, что поддерживала тебя, когда ты менял работу и мы еле сводили концы с концами?
Андрей молчал. Ему нечего было сказать в свое оправдание.
– Я подаю на развод, – твердо сказала Вера. – И не думай, что всё будет просто. Я докажу, что это была фиктивная сделка.
С этими словами она схватила документы и вышла из комнаты. Хлопнула входная дверь, и Андрей остался один. Он достал телефон и набрал номер матери.
– Мама, у нас проблемы. Вера всё узнала.
Нина Петровна сидела в своей уютной кухне и слушала взволнованный голос сына в телефонной трубке. Ей было неловко и стыдно перед невесткой. Она никогда не одобряла этот план, но согласилась помочь сыну, думая, что это временная мера.
– Андрей, я тебя предупреждала, что это плохая идея, – сказала она, когда сын закончил говорить. – Нельзя строить семью на обмане.
– Мама, ты же обещала помочь! – в голосе Андрея звучало отчаяние.
– Я помогла. И теперь мучаюсь от того, что стала соучастницей в этом нечестном деле, – Нина Петровна вздохнула. – Но есть кое-что еще, о чем я должна тебе сказать. Лучше при личной встрече.
– Что еще? – напрягся Андрей.
– Приезжай в воскресенье. И, пожалуйста, попробуй помириться с Верой. Она хорошая женщина и любит тебя.
После разговора с сыном Нина Петровна долго сидела у окна. Как она скажет Андрею о своем решении выйти замуж? Сергей Васильевич предложил ей руку и сердце месяц назад, и она согласилась. Теперь они планировали жить вместе, и квартира в городе могла бы стать для них идеальным вариантом, особенно учитывая, что Сергею нужно регулярно посещать медицинский центр для лечения.
В воскресенье Андрей приехал к матери один. Вера отказалась его сопровождать и осталась дома с Максимом. Мальчик чувствовал напряжение между родителями, но не понимал его причин.
Когда Андрей вошел в дом матери, его ждал сюрприз. В гостиной сидел незнакомый мужчина крепкого телосложения с военной выправкой.
– Андрей, познакомься. Это Сергей Васильевич, – Нина Петровна взяла мужчину за руку. – Мы решили пожениться.
Андрей застыл на месте, не веря своим ушам.
– Пожениться? Ты серьезно? – он перевел взгляд с матери на её избранника. – И давно вы…
– Мы познакомились полгода назад в санатории, – ответил за Нину Петровну Сергей Васильевич. – Я бывший военный, вдовец. Нина Петровна замечательная женщина, и я счастлив, что она согласилась стать моей женой.
– И вы мне ничего не сказали? – Андрей почувствовал, как внутри поднимается волна раздражения. Его план трещал по швам.
– Я пыталась, но ты был так занят своими проблемами, – мягко упрекнула его мать. – Но теперь у нас есть и другие новости. Сергею нужно регулярно посещать медицинский центр в городе для лечения. Мы подумали, что нам было бы удобно пожить какое-то время в твоей… точнее, в моей квартире.
Андрей почувствовал, как земля уходит из-под ног.
– В моей квартире? – переспросил он.
– Да, в той, что ты записал на меня, – Нина Петровна смотрела сыну прямо в глаза. – Юридически она теперь моя, не так ли?
Сергей Васильевич, заметив напряжение, встал.
– Я пойду заварю чай, а вы поговорите, – он тактично удалился на кухню.
– Мама, ты же понимаешь, что это была временная мера, – зашептал Андрей, когда они остались одни. – Я собирался вернуть квартиру обратно, как только…
– Как только что? Как только развелся бы с Верой и лишил её и Максима нормальных условий жизни? – Нина Петровна покачала головой. – Я согласилась на эту авантюру, потому что ты говорил, что это для защиты семьи. А теперь я вижу, что ты просто хотел обмануть Веру.
– И поэтому ты решила наказать меня? – Андрей не мог поверить, что его собственная мать встала на сторону жены.
– Нет, сынок. Я решила не быть соучастницей в несправедливости. И потом, нам с Сергеем действительно нужно где-то жить в городе во время его лечения. Это будет временно, несколько месяцев.
– А потом? – с надеждой спросил Андрей.
– А потом мы решим, как быть дальше, – Нина Петровна была непреклонна. – Но сначала тебе нужно всё честно рассказать Вере и вместе найти выход.
– Она что?! – Ольга, сестра Андрея, чуть не выронила телефон из рук. – Мама собирается жить в твоей квартире со своим новым мужем?
– Да, представляешь? – Андрей нервно ходил по своему кабинету в офисе. – И я ничего не могу сделать. Квартира официально принадлежит ей.
– Я же говорила тебе, что это плохая идея, – Ольга была единственной, кто знал о плане брата с самого начала. Как юрист, она предупреждала его о рисках. – И что теперь?
– Не знаю, – честно признался Андрей. – Вера со мной не разговаривает, мама разочарована во мне, а я могу остаться без крыши над головой.
– Ладно, давай встретимся вечером. Дима тоже будет, может, вместе что-нибудь придумаем.
Ольга работала юристом в крупной компании и была на пять лет старше брата. Они всегда были близки, хотя Ольга часто критиковала младшего брата за импульсивные решения. Её муж Дмитрий был успешным предпринимателем и часто помогал Андрею советами по бизнесу.
Вечером они встретились в ресторане. Андрей выглядел измученным – круги под глазами, помятая рубашка.
– Ты ужасно выглядишь, – заметила Ольга, когда они сели за столик.
– Спасибо, сестренка, ты всегда знаешь, как поддержать, – горько усмехнулся Андрей.
– Давай по порядку, – Дмитрий как всегда был собран и деловит. – Какие у нас варианты?
– Можно попытаться оспорить сделку в суде, – предложила Ольга. – Но это сложно. Нужно доказать, что она была фиктивной. А учитывая, что мама не на твоей стороне…
– И еще это испортит отношения окончательно, – добавил Андрей. – Я не хочу судиться с собственной матерью.
– Может, попробовать выкупить квартиру обратно? – предложил Дмитрий. – У тебя есть сбережения?
– Какие сбережения? Все деньги вложены в эту квартиру. И потом, сейчас цены на недвижимость выросли – я не потяну.
– А что если… – Дмитрий задумчиво постучал пальцами по столу. – Что если я предложу тебе долю в моем новом проекте? Это даст тебе дополнительный доход, и ты сможешь взять кредит на выкуп квартиры.
Андрей с надеждой посмотрел на шурина.
– Ты серьезно?
– Абсолютно. Я давно хотел предложить тебе сотрудничество. Твой опыт в строительной сфере будет очень полезен.
– Но это не решит проблему сразу, – вмешалась Ольга. – Кредит – это долгосрочное решение, а нам нужно что-то прямо сейчас.
– Я думаю, нам всем нужно сесть и поговорить, – сказал Дмитрий. – Всей семьей. Твоя мама, этот Сергей, ты, Вера, мы с Ольгой. И найти компромисс.
– Вера не согласится.
– А ты попробуй. Объясни ей ситуацию, признай свою ошибку. Женщины ценят искренность.
Вера стояла у окна, глядя на улицу. Максим был у друга на дне рождения, и в квартире стояла непривычная тишина.
Звонок в дверь заставил её вздрогнуть. На пороге стояла Нина Петровна.
– Здравствуй, Вера, – она неуверенно улыбнулась. – Можно войти?
Вера молча отступила, пропуская свекровь. Они всегда хорошо ладили, и эта ситуация была болезненной для обеих.
– Я пришла поговорить о квартире, – сразу перешла к делу Нина Петровна, когда они сели в гостиной. – И о том, что сделал Андрей.
– Вы пришли его защищать? – в голосе Веры слышалась обида.
– Нет, – Нина Петровна покачала головой. – Я пришла извиниться за свое участие в этом. Я не должна была соглашаться.
Вера удивленно посмотрела на свекровь.
– Почему вы согласились?
– Андрей сказал, что это для защиты семейного имущества. Я поверила ему, – Нина Петровна вздохнула. – Но теперь я вижу, что он просто готовился к разводу. И мне очень стыдно перед тобой.
– А что насчет квартиры? Вы правда хотите там жить?
– Сергею нужно лечение в городе. И да, нам было бы удобно жить в квартире на это время. Но я не хочу делать это ценой разрушения вашей семьи.
Вера задумалась. Она всегда уважала Нину Петровну, и сейчас видела, что та искренне раскаивается.
– Как давно вы знаете Сергея Васильевича? – спросила она.
– Полгода. Мы встретились в санатории, – лицо Нины Петровны смягчилось. – Он хороший человек, Вера. После смерти мужа я думала, что уже никогда не встречу никого. Но судьба распорядилась иначе.
– И вы уверены в нем? – Вера не могла не беспокоиться, что пожилую женщину могли обмануть из-за квартиры.
– Абсолютно. У Сергея есть свой дом, машина, хорошая пенсия. Ему не нужна моя… точнее, ваша квартира.
Они долго говорили, и постепенно напряжение между ними исчезло. Когда Нина Петровна уходила, Вера уже не чувствовала к ней враждебности.
– Приходите в воскресенье всей семьей, – пригласила она свекровь. – Нам нужно всё обсудить вместе.
Воскресный обед в доме Ольги и Дмитрия собрал всю семью. Сначала атмосфера была напряженной. Андрей нервно поглядывал то на жену, то на мать. Вера держалась отстраненно. Максим, чувствуя напряжение взрослых, старался вести себя тихо. Нина Петровна и Сергей Васильевич сидели рядом, держась за руки.
– Итак, – Дмитрий взял инициативу в свои руки, когда все закончили с едой. – Давайте обсудим ситуацию как взрослые люди. У нас есть проблема, и нам нужно найти решение, которое устроит всех.
– Начнем с фактов, – подхватила Ольга. – Квартира сейчас официально принадлежит маме. Андрей и Вера фактически живут там с Максимом. Маме и Сергею Васильевичу нужно жилье в городе на время лечения.
– А еще факт в том, что мой муж обманул меня, – Вера не могла сдержать горечь. – И лишил меня доли в имуществе, которое мы наживали вместе.
– Я признаю, что был неправ, – Андрей впервые за все время посмотрел жене в глаза. – Я действовал импульсивно, из страха потерять тебя и всё, что у нас есть.
– И поэтому решил всё отобрать первым? – Вера покачала головой.
– Я предлагаю следующее, – вмешался Сергей Васильевич. – Мы с Ниной Петровной могли бы снять квартиру в городе на время моего лечения. Это решило бы проблему с жильем.
– Но это не решает основной вопрос – квартира всё равно остается оформленной на маму, – заметила Ольга.
– А я могу предложить другое решение, – сказал Дмитрий. – Я предлагаю Андрею долю в моем бизнесе. Это даст ему дополнительный доход и возможность выкупить квартиру у Нины Петровны по рыночной цене. Все остаются в выигрыше: мама получает деньги, которые может использовать для ремонта своего дома или на лечение Сергея Васильевича, а Андрей и Вера – законное право на квартиру.
В комнате воцарилась тишина. Все обдумывали предложение.
– А что, если Андрей снова выкинет что-то подобное? – спросила Вера. – Откуда мне знать, что он не обманет меня снова?
– Я предлагаю оформить квартиру в совместную собственность, – сказал Андрей. – Твою, мою и Максима. Равными долями.
– Мы можем составить брачный договор, – добавила Ольга. – Который будет гарантировать твои права, Вера.
– И еще, – вмешалась Нина Петровна. – Я хочу, чтобы вы знали: я никогда не собиралась оставлять квартиру себе. Я согласилась помочь Андрею, потому что он мой сын. Но я не одобряла его решения.
– Я тоже хочу кое-что сказать, – Сергей Васильевич откашлялся. – Андрей, я понимаю твои опасения. Ты боишься, что я женился на твоей матери из-за квартиры. Но это не так. У меня есть свой дом, пенсия, сбережения. Я полюбил Нину Петровну за её доброе сердце и ясный ум. И я никогда не посягну на то, что принадлежит вашей семье.
Андрей смущенно опустил глаза. Он действительно подозревал отчима в корыстных намерениях.
– Извините, Сергей Васильевич, – сказал он. – Я был несправедлив к вам.
– Ничего, сынок, – усмехнулся Сергей Васильевич. – На твоем месте я бы тоже беспокоился.
– Так что решаем? – спросил Дмитрий.
– Я согласен выкупить квартиру у мамы, – сказал Андрей. – И оформить её в общую собственность с Верой и Максимом.
– А я согласна дать нашему браку второй шанс, – тихо сказала Вера. – Но с условием, что больше никаких секретов и обмана.
– Согласен, – Андрей с облегчением выдохнул.
– А мы с Сергеем займемся ремонтом нашего дома, – Нина Петровна улыбнулась. – Сделаем его удобным для наших нужд. И вы все сможете приезжать к нам в гости.
– Значит, решено, – Дмитрий поднял бокал с соком. – За новое начало!
Все подняли бокалы. Напряжение, царившее в комнате, рассеялось. Максим, почувствовав, что взрослые больше не сердятся друг на друга, с облегчением улыбнулся.
Через месяц, в конце июля, семья снова собралась вместе – на этот раз на даче у Ольги и Дмитрия. Документы на квартиру были оформлены, и теперь она официально принадлежала Андрею, Вере и Максиму.
Андрей активно включился в бизнес Дмитрия и уже начал получать первые дивиденды. Вера постепенно оттаивала, видя, как муж старается исправить свою ошибку. Они начали посещать семейного консультанта, чтобы восстановить доверие в отношениях.
Нина Петровна и Сергей Васильевич с энтузиазмом занимались ремонтом своего дома. Часть денег от продажи квартиры они вложили в обустройство комнаты для лечебных процедур, чтобы Сергею не приходилось так часто ездить в город.
– Знаешь, – сказал Андрей, сидя с Верой на веранде и глядя, как Максим играет с новым щенком, которого подарили ему бабушка и дедушка. – Я никогда не думал, что моя глупость обернется таким испытанием для всей семьи.
– И для тебя тоже, – Вера взяла его за руку. – Ты многое понял за этот месяц.
– Да, – согласился Андрей. – Главное, что я понял – нельзя строить свое счастье на обмане. Рано или поздно всё равно придется платить за свои поступки.
– И еще, – добавила Вера, – самое ценное в жизни – это не квартиры и деньги, а доверие и уважение близких людей.
Андрей посмотрел на жену с благодарностью. Она дала ему второй шанс, и он не собирался его упускать.
– Я люблю тебя, – сказал он. – И обещаю, что никогда больше не предам твоего доверия.
– А я постараюсь больше разговаривать с тобой, – ответила Вера. – Чтобы ты не чувствовал, что мы отдаляемся друг от друга.
На веранду вышла Нина Петровна с подносом, на котором стояли чашки с чаем и домашнее печенье.
– Кто хочет чаю? – спросила она с улыбкой.
– Я! – воскликнул Максим, подбегая к бабушке.
– Мама, – Андрей поднялся ей навстречу. – Спасибо тебе за всё. За то, что не побоялась сказать мне правду в лицо, за то, что простила мою глупость.
– На то мы и семья, сынок, – Нина Петровна погладила его по плечу. – Чтобы помогать друг другу делать правильный выбор. Даже если для этого приходится немного побыть строгой.
– А где Сергей Васильевич? – спросила Вера.
– Он с Дмитрием обсуждают какие-то мужские дела в саду, – Нина Петровна с нежностью посмотрела в сторону сада, где двое мужчин что-то увлеченно обсуждали. – Они нашли общий язык.
– Кто бы мог подумать, – усмехнулся Андрей. – Моя мама вышла замуж, а я чуть не испортил всё своими глупостями.
– Всё хорошо, что хорошо кончается, – философски заметила Нина Петровна. – А у нас с Сергеем для вас новость – мы приглашаем всех на отдых к нам в конце августа. Дом будет уже готов, и мы сможем принять гостей.
– С удовольствием приедем, – Вера тепло улыбнулась свекрови.
Максим с восторгом рассказывал бабушке о своих приключениях с новым щенком. Вера и Андрей переглянулись с улыбкой. Их ждало много работы над отношениями, но первый шаг был сделан – они снова стали семьей, готовой вместе преодолевать трудности.
А квартирный вопрос, который чуть не разрушил их брак, стал не причиной разлада, а поводом для переосмысления ценностей и укрепления семейных уз.
***
Прошло три года с тех пор, как семья Соколовых преодолела свой «квартирный вопрос». Вера и Андрей построили крепкие отношения, основанные на доверии, а их сын Максим готовился пойти в седьмой класс. Стоял жаркий июльский день, и Вера заканчивала консервировать клубничное варенье по новому рецепту, когда раздался звонок. На экране высветился незнакомый номер. «Здравствуйте, это Вера Соколова?» — раздался женский голос. «Меня зовут Наталья Дмитриевна. Я соседка вашей свекрови. У меня неприятные новости… В их доме произошло кое-что странное, и мне кажется, вам нужно срочно приехать»