Вопрос о том, какой указатель поворота следует включать при въезде на перекрёсток с круговым движением, остаётся актуальным для российских водителей вот уже не первый год. Несмотря на то что Правила дорожного движения (ПДД) формулируют общие принципы использования поворотных сигналов, ситуация с кольцами по-прежнему вызывает споры и непонимание. Одни включают левый поворотник, считая, что манёвр связан с движением «влево», другие — правый, полагая, что въезд на кольцо — это «поворот направо». Есть и те, кто вообще игнорирует поворотники. Кто прав? Разберёмся в этом вопросе не только с позиции логики, но и с учётом официальных разъяснений Верховного суда и практики ГИБДД.
Кольцо — особый перекрёсток со своими правилами
Сначала напомним: перекрёсток с круговым движением — это не просто участок дороги с круговой траекторией. Это — отдельный тип перекрёстков, для которых в ПДД установлены особые правила. Во-первых, на кольце может быть изменён приоритет движения. Как правило, водители на кольце имеют преимущество, но это не аксиома. В тех случаях, когда при въезде стоит знак 2.4 «Уступи дорогу», приоритет остаётся за автомобилями, уже находящимися на круге. Однако если при въезде на кольцо отсутствуют знаки приоритета, водитель въезжающего транспортного средства может рассчитывать на преимущество. Поэтому важно оценивать не только форму перекрёстка, но и наличие дорожных знаков.
Въезд на кольцо возможен практически из любой полосы, в зависимости от дорожной разметки и знаков 5.15.1/5.15.2 «Направления движения по полосам». Это особенно важно для мегаполисов, где кольца имеют сложную многополосную структуру. И именно в такой ситуации использование поворотных сигналов приобретает критическое значение, так как другие участники движения ориентируются именно на них при оценке ваших намерений.
Что говорят правила и логика
Согласно пункту 8.1 ПДД, перед началом движения, перестроением, поворотом или разворотом водитель обязан подавать световой сигнал соответствующим указателем поворота. Исходя из этого правила, при въезде на кольцо водитель должен включить сигнал, соответствующий направлению манёвра.
А теперь внимание: большинство въездов на кольца в России конструктивно представляют собой именно правый поворот. Машина отклоняется вправо и вливается в круговое движение. Следовательно, и указатель поворота должен быть правым. Это сигнализирует окружающим, что водитель намерен перестроиться с прилегающей дороги в кольцевой поток. Это особенно важно для пешеходов, велосипедистов и других водителей, движущихся параллельно.
Однако в отдельных случаях геометрия перекрёстка устроена так, что въезд на кольцо осуществляется по прямой или даже с отклонением влево. Такое встречается на кольцах с односторонним движением по внутреннему радиусу и диагональными въездами. В подобных ситуациях использование поворотника зависит от конкретной траектории: если въезд требует поворота налево, логично включить левый указатель поворота. Но такие конфигурации — редкость.
Верховный суд и практика ГИБДД: как понимать и применять
Несколько лет назад в одном из дел, рассмотренных Верховным судом РФ, фигурировал вопрос об использовании поворотников на кольце. Суть была в следующем: водитель, въезжая на кольцо, не включил сигнал поворота, за что был оштрафован сотрудником ГИБДД по ч.1 ст.12.14 КоАП РФ (непредоставление преимущества и несоблюдение правил манёвра). Верховный суд, анализируя обстоятельства дела, указал: само по себе отсутствие сигнала поворота не всегда является нарушением, если манёвр не приводит к созданию помех другим участникам движения. Однако суд также отметил, что использование сигналов — это не право, а обязанность водителя, закреплённая в ПДД.
То есть даже если вы въезжаете на кольцо «по прямой», но при этом пересекаете траекторию другого транспорта или создаёте потенциальную зону конфликта — сигнал обязателен.
Практика ГИБДД также однозначна: при въезде на кольцо, особенно если это сопровождается перестроением или отклонением от прямой, водитель обязан подать световой сигнал. И чаще всего — это правый поворотник. Отсутствие сигнала может быть расценено как нарушение требований пункта 8.1 ПДД и повлечь за собой административную ответственность.
Внутри кольца: нужны ли поворотники?
Многие водители считают, что при движении по кольцу разумно держать включённым левый поворотник — якобы это показывает, что водитель не собирается съезжать. Но это не только не требуется, но и может запутать других участников движения. Постоянно включённый левый сигнал внутри кольца воспринимается как намерение совершить перестроение влево или разворот — и это может привести к конфликтам.
Правильный подход — использовать поворотники только в двух случаях:
-
При перестроении на кольце — влево или вправо;
-
Непосредственно перед съездом с кольца — обязательно включить правый поворотник заранее, до манёвра, чтобы обозначить свой уход с кольца.
Такое поведение соответствует требованиям ПДД и способствует более безопасному и предсказуемому движению.
Если на кольце установлен знак «Направление движения по полосам»
В этом случае водитель обязан следовать указаниям знака 5.15.1 или 5.15.2. Например, если знак предписывает, что из левой полосы можно только налево, а из правой — направо и прямо, то соответствующие поворотники следует включить ещё до въезда на кольцо, в момент начала манёвра в требуемом направлении. Игнорирование таких требований может привести к штрафу по статье 12.16 КоАП РФ за несоблюдение требований дорожных знаков и разметки.
И главное: на кольце не надо «моргать» левым поворотником без необходимости. Это не только бессмысленно, но и способно дезориентировать других водителей.