— Почему ты не даёшь деньги моей маме? — возмутился муж. — Она же вырастила меня!

– Почему ты не даёшь деньги моей маме? – возмутился Андрей, резко захлопывая ноутбук. – Она же вырастила меня!

Татьяна вздохнула и подняла глаза от кухонного стола, где разложила семейный бюджет на следующие три месяца.

– Андрей, мы только что взяли кредит на ремонт. Триста тысяч – это не те деньги, которые можно просто достать из воздуха.

– То есть твоя новая плитка в ванной важнее, чем крыша над головой моей матери? – Андрей прошелся по кухне, не находя себе места.

– Не переворачивай мои слова, – Татьяна старалась говорить спокойно, хотя внутри всё кипело. – Людмила Петровна просит деньги уже третий раз за этот год. В феврале мы отдали ей пятьдесят тысяч на лекарства, в апреле – семьдесят на замену окон. Тебе не кажется это странным?

– А что тут странного? Мама стареет, дом требует ухода. Я должен помогать ей, – Андрей остановился, глядя в окно на раскаленный июльским солнцем двор.

– Конечно, должен. Но ты видел эти новые окна? Ты видел хоть одну пачку лекарств? – Татьяна поднялась со стула. – Или ты просто переводишь деньги и не интересуешься, куда они идут?

Андрей обернулся, его лицо побагровело.

– Ты что, намекаешь, что моя мать меня обманывает?

– Я ничего не намекаю, я спрашиваю прямо, – Татьяна подошла к мужу и положила руку ему на плечо. – Андрей, давай хотя бы проверим, действительно ли им нужен этот ремонт. Поедем к ним в выходные, посмотрим всё своими глазами.

Андрей сбросил ее руку.

– Я не буду проверять собственную мать, словно она какая-то мошенница. Если она говорит, что крыша течет, значит так оно и есть.

– Хорошо, – Татьяна отступила. – Тогда делай что хочешь. Но эти деньги мы взяли в кредит на наш ремонт, и я не согласна отдавать их просто так, без вопросов.

– Отлично, – процедил Андрей. – Значит, я возьму свою часть. У меня есть свои накопления.

– Это твое право, – Татьяна отвернулась, чтобы он не видел навернувшихся слез. – Только не забудь потом узнать, куда пошли твои накопления.

Вечером они почти не разговаривали. Андрей рано лег спать, а Татьяна допоздна сидела на кухне, пересчитывая семейный бюджет и вспоминая, как еще полгода назад они с мужем мечтали об отпуске на море.

На следующий день Татьяна решилась на отчаянный шаг. Вместо обеда она поехала к свекрови. Июльская жара плавила асфальт, и когда Татьяна вышла из автобуса в пригороде, её блузка уже прилипала к спине.

Дом Людмилы Петровны выглядел вполне благополучно. Аккуратный палисадник, свежевыкрашенный забор. О протекающей крыше свидетельствовало только небольшое потемнение на фронтоне – действительно, ремонт был нужен, но вряд ли срочный и на такую сумму.

Татьяна толкнула калитку и пошла по садовой дорожке. Ей было неловко появляться без предупреждения, но другого выхода она не видела.

– Люда, ты представляешь, Николай говорит, что приедет только через неделю! А мне деньги нужны сейчас! – донесся до нее голос Игоря из открытого окна.

Татьяна замерла.

– Не волнуйся, Андрей обещал помочь, – ответила Людмила Петровна. – Я сказала ему про крышу, он даст денег.

– А он не спросит, почему его брат ничего не дает? – в голосе Игоря слышалось беспокойство.

– Я сказала, что Николай весь в свой бизнес вложился, сам еле концы с концами сводит. А Коле я говорю, что Андрей жадничает, всё на свою жену тратит. Они почти не общаются, так что не узнают.

Татьяна почувствовала, как у нее подкашиваются ноги. Она тихо попятилась назад, стараясь не скрипеть гравием, и поспешила к калитке. Сердце колотилось, в висках стучало – не то от жары, не то от услышанного.

Вместо того чтобы вернуться на работу, она поехала к своей матери. Ольга встретила ее с тревогой – дочь редко появлялась среди дня без предупреждения.

– Мама, что мне делать? – выпалила Татьяна, едва переступив порог прохладной квартиры. – Людмила Петровна обманывает Андрея, выпрашивает у него деньги, а ему говорит, что Николай не помогает. А Николаю – наоборот!

Ольга усадила дочь за стол и налила холодного компота.

– Не торопись, расскажи всё по порядку.

Выслушав сбивчивый рассказ, Ольга задумчиво покачала головой.

– Танюша, ты должна рассказать Андрею. Эта ситуация будет только усугубляться, если её не остановить.

– Он мне не поверит! Скажет, что я наговариваю на его мать!

– Тогда нужно, чтобы он услышал правду от кого-то еще. Например, от своего брата, – Ольга решительно поднялась. – Дай мне телефон Николая, я ему позвоню.

– Зачем? – не поняла Татьяна.

– Приглашу на мой день рождения через две недели, – улыбнулась Ольга. – Скажу, что очень хочу видеть обоих братьев вместе. И Людмилу Петровну с Игорем тоже пригласим. Пусть все карты на стол лягут.

Вечером Андрей вернулся домой мрачнее тучи.

– Я съездил к маме, – сказал он, не глядя на жену. – Посмотрел на крышу. Там действительно есть протечка, но не настолько серьезная, как она описывала.

Татьяна замерла с чашкой в руках.

– И что ты решил?

– Я сказал, что дам ей денег на ремонт, но не триста тысяч, а сто. И что сам найму бригаду и проконтролирую работы.

– И как она отреагировала?

Андрей поморщился.

– Странно. Сначала растерялась, потом сказала, что я ей не доверяю. Игорь вообще психанул, заявил, что я лезу не в свое дело.

Татьяна поставила чашку и обняла мужа.

– Прости меня. Я не хотела тебя расстраивать. Просто… мне кажется, с твоей мамой что-то происходит, и нам нужно разобраться, что именно.

– Я тоже начинаю так думать, – вздохнул Андрей. – Кстати, твоя мама звонила, приглашала нас всех на свой день рождения через две недели. Сказала, что Николай с женой тоже приедут.

– Да, она говорила, что хочет собрать всю семью, – как можно непринужденнее ответила Татьяна, мысленно благодаря мать за оперативность.

Следующие две недели прошли в напряженном ожидании. Андрей все больше хмурился, погружаясь в свои мысли. Однажды вечером он сказал:

– Я позвонил Николаю. Просто спросил, как у него дела. И знаешь что? Он сказал, что отправляет маме деньги каждый месяц. Якобы я не помогаю ей совсем, и она еле сводит концы с концами.

Татьяна молча обняла мужа. Она не стала говорить, что уже знает об этом. Андрею нужно было самому прийти к пониманию ситуации.

День рождения Ольги выпал на одну из самых жарких суббот июля. Окна в квартире были распахнуты настежь, но это не спасало от духоты. Андрей и Татьяна приехали первыми, помогли накрыть на стол. Вскоре появились Людмила Петровна с Игорем, а за ними – Николай с женой Еленой.

Первые полчаса все старательно избегали острых тем, говорили о погоде, о городских новостях, обменивались незначительными шутками. Но после третьего тоста атмосфера начала накаляться.

– А вы знаете, что наш Андрюша отказался помочь маме с ремонтом крыши? – неожиданно сказал Игорь, обращаясь к Николаю. – Говорит, что сам всё проконтролирует, не доверяет нам!

Николай удивленно посмотрел на брата.

– Как это не помог? Мама говорила, что ты вообще отказываешься давать ей деньги, всё на жену тратишь.

Наступила звенящая тишина. Людмила Петровна побледнела и опустила глаза.

– Что за чушь? – возмутился Андрей. – Я регулярно помогаю маме! В этом году уже больше ста тысяч отдал!

– А я около двухсот перевел, – тихо сказал Николай. – На лекарства, на ремонт ванной, на новый холодильник…

Все взгляды обратились к Людмиле Петровне.

– Мальчики, вы не понимаете, – начала она дрожащим голосом. – Мне действительно нужны были эти деньги…

– На что, мама? – спросил Андрей. – На какие лекарства? Какой холодильник? Где новые окна?

– Не смей так разговаривать с матерью! – вскипел Игорь. – Мы вырастили тебя, а ты теперь копейки считаешь?

– При чем тут «мы»? – хмыкнул Андрей. – Ты появился, когда мне было пятнадцать, и никогда меня не растил. А что касается копеек – это не копейки, это сотни тысяч рублей, которые непонятно куда делись!

– Может, хватит? – вмешалась Ольга. – Мы собрались отпраздновать мой день рождения, а не устраивать скандал.

– Нет, мама, пусть договорят, – покачала головой Татьяна. – Это давно нужно было прояснить.

Людмила Петровна вдруг разрыдалась.

– Вы не понимаете! Игорь потерял работу три месяца назад! Он каждый день уходит якобы на службу, а сам сидит в парке или в библиотеке! Я боялась вам сказать, думала, вы будете смеяться над нами!

Все ошеломленно уставились на Игоря. Тот сидел, низко опустив голову.

– Это правда? – тихо спросил Андрей.

– Да, – глухо ответил Игорь. – Меня сократили. В моем возрасте найти новую работу почти невозможно. Я пытался начать свое дело – организовать небольшую мастерскую по ремонту бытовой техники. Вложил все сбережения, но прогорел. Взял кредит, чтобы расплатиться с долгами, но теперь не могу его погашать. Людмила не знала – я говорил, что деньги идут на развитие бизнеса.

– А она тем временем выпрашивала деньги у нас, – кивнул Николай.

– Я думала, что дополняю его заработок! – всхлипнула Людмила Петровна. – Откуда мне было знать, что никакого заработка нет?

– Подождите, – вмешалась Елена, жена Николая. – Игорь, вы сказали, что хотели открыть мастерскую? Это ведь неплохая идея. В чем была проблема?

– В неправильной организации, – вздохнул Игорь. – Я арендовал дорогое помещение, закупил много оборудования, потратился на рекламу… А клиентов почти не было.

– Коля, – Елена повернулась к мужу, – ты же помогал Сергею запускать его сервисный центр. Может, посмотришь бизнес-план Игоря?

Николай задумался.

– Вообще-то, идея здравая. Сейчас много техники, которую выгоднее починить, чем покупать новую. Но нужно всё правильно организовать.

– Подождите, – Андрей поднял руку. – Вы серьезно предлагаете вкладываться в его бизнес после всего этого? Мама годами нас обманывала!

– Я не обманывала! – возразила Людмила Петровна. – Я действительно нуждалась в деньгах!

– Но ты говорила каждому из нас, что другой не помогает! – возмутился Андрей. – Ты стравливала нас друг с другом!

– Я боялась, что вы откажетесь помогать, если узнаете, что деньги нужны постоянно! – Людмила опустила голову. – Мне было стыдно признаться, что мы на грани разорения.

В комнате повисла тяжелая тишина. Наконец Татьяна прокашлялась.

– У меня есть предложение. Давайте действительно посмотрим бизнес-план Игоря. Если идея стоящая, можно вложиться все вместе, но с условием полной прозрачности расходов и участия всех в принятии решений.

– И еще, – добавила она, глядя на Людмилу Петровну, – крышу действительно нужно починить. Мы с Андреем поможем, но не деньгами, а организацией работ. Так будет честнее по отношению ко всем.

– Я согласен, – кивнул Николай. – Но при одном условии: никакой лжи. Мы все – семья, и должны помогать друг другу, но честно.

– Простите меня, – тихо сказала Людмила Петровна. – Я просто не знала, что делать. Игорь всегда был таким сильным, я не могла поверить, что он не справится…

– Я тоже был неправ, – вздохнул Игорь. – Нужно было сразу сказать правду. Но мне было стыдно признаться, что я прогорел. Особенно перед тобой, Андрей. Ты всегда считал меня неудачником.

– Неправда, – покачал головой Андрей. – Я просто не понимал, почему мама выбрала тебя после папы. Но это было давно. Сейчас важно решить, что делать дальше.

– А дальше мы будем есть торт и праздновать мой день рождения, – решительно сказала Ольга, вставая из-за стола. – А про бизнес и ремонты поговорим завтра, на свежую голову. Все согласны?

Через две недели, в последнее воскресенье июля, семья собралась на даче у Ольги. Жара немного спала, и можно было сидеть на веранде, не изнывая от духоты. Андрей и Николай увлеченно обсуждали с Игорем план развития мастерской, Татьяна и Елена накрывали на стол, а Людмила Петровна помогала Ольге готовить шашлык.

– Никогда бы не подумала, что из этой ссоры выйдет что-то хорошее, – призналась Людмила, переворачивая мясо на решетке.

– Иногда нужно, чтобы всё всплыло наружу, – улыбнулась Ольга. – Посмотри, как твои мальчики общаются с Игорем. Раньше такого не было.

– Да, – кивнула Людмила. – И знаешь, что удивительно? Игорь словно помолодел. Утром встает с радостью, постоянно что-то придумывает, планирует. Я даже не знала, что он может быть таким.

– Просто ему нужна была поддержка, а не осуждение, – заметила Ольга. – И тебе тоже.

– Эй, мамы! – окликнул их Андрей. – Хватит секретничать, идите к столу! У Николая важное объявление!

Когда все собрались на веранде, Николай обнял жену за плечи и торжественно объявил:

– У нас будет ребенок! Елена беременна, срок три месяца!

Радостные возгласы и поздравления не смолкали несколько минут. Людмила Петровна расплакалась от счастья, Игорь неловко обнимал Николая, а Ольга уже планировала, какие подарки купить будущему внуку или внучке.

– А у нас тоже новость, – сказал Андрей, когда первая волна восторга улеглась. – Мы с Таней решили отложить ремонт в квартире и поехать в отпуск. Давно мечтали, и наконец решились.

– Но как же ваш кредит? – удивилась Людмила.

– Мы его перепрофилируем, – улыбнулась Татьяна. – Решили, что впечатления важнее новой плитки в ванной. К тому же, – она лукаво посмотрела на мужа, – нам нужно набраться сил перед важным событием.

– Только не говорите, что вы тоже ждете ребенка! – ахнула Ольга.

– Нет, пока не ждем, – рассмеялся Андрей. – Но планируем. И хотим встретить это событие в гармонии с собой и со всей семьей.

– За это стоит выпить, – поднял бокал Игорь. – За нашу семью. За то, чтобы всегда говорить друг с другом честно, какой бы горькой ни была правда.

– И за то, чтобы поддерживать друг друга в трудную минуту, – добавил Николай.

– И за детей, – улыбнулась Елена, – будущих и настоящих.

Когда солнце начало клониться к закату, Андрей и Татьяна первыми засобирались домой – завтра обоим нужно было рано вставать на работу.

– Мама, – Андрей обнял Людмилу Петровну на прощание, – в следующие выходные привезем мастеров, начнем ремонт крыши. Я буду контролировать процесс, так что готовьтесь к моим частым визитам.

– Буду очень рада, – улыбнулась Людмила. – И спасибо вам с Таней. За всё.

По дороге домой Андрей был непривычно молчалив. Татьяна взяла его за руку.

– О чем задумался?

– О том, как легко мы могли бы потерять друг друга из-за этой истории, – ответил он. – Если бы ты не настояла на проверке, если бы твоя мама не пригласила всех вместе… Мы бы так и жили, обманывая друг друга и обижаясь.

– Но теперь всё изменилось, – Татьяна положила голову ему на плечо. – И, знаешь, мне кажется, твоя мама тоже изменилась. Она больше не манипулирует, а говорит прямо, чего хочет.

– Да, – кивнул Андрей. – И это непривычно, но правильно. Честность – это основа любых отношений, верно?

– Верно, – согласилась Татьяна. – И я рада, что мы все это поняли, пусть и через такое испытание.

Они вышли из автобуса и медленно пошли к своему дому. Июльский вечер был теплым и тихим, из открытых окон доносились голоса и смех, где-то играла музыка.

– Знаешь, – вдруг сказал Андрей, останавливаясь, – я никогда не говорил тебе, как сильно ценю твое умение видеть правду даже тогда, когда я сам не хочу ее замечать. Спасибо, что ты такая.

Татьяна улыбнулась и крепко обняла мужа.

– А я ценю твою способность признавать свои ошибки и исправлять их. Это редкое качество.

– Ну что, готова к новым семейным приключениям? – подмигнул ей Андрей.

– С тобой – всегда, – ответила Татьяна, и они, взявшись за руки, пошли домой, навстречу новому дню и новым испытаниям, которые теперь не казались такими страшными, ведь они знали: вместе они справятся с любыми трудностями.

***

Знойное лето подарило семье Андрея и Татьяны не только решение давних конфликтов, но и долгожданный отпуск на море. Вернувшись домой, они с радостью узнали новость: Людмила Петровна решила продать дом и переехать поближе к сыновьям. «Хватит делить детей и деньги, пора наслаждаться жизнью!» — сказала она за семейным ужином. Никто не подозревал, что именно в этот момент в их жизнь войдет женщина, чей приезд из Сибири перевернет представление о родственных связях и семейных тайнах…

Оцените статью
— Почему ты не даёшь деньги моей маме? — возмутился муж. — Она же вырастила меня!
— Ой, вы ещё тут? Я думала, вы уже освободили квартиру — улыбнулась новая жена