Чугунный или алюминиевый двигатель: почему от чугуна многие плюются

Извечный вопрос, какой двигатель выбрать и какой надежнее – на чугунном блоке или на алюминиевом. Огромное количество водителей уверено — что чугунные моторы намного надежнее, и могут ходить по 300 – 500 – 700 000 километров. А вот алюминиевые блоки, буквально разваливается на глазах, дай бог пройдут 200 – 250 000 км. Однако на практике, моторы с чугунными блоками «капиталят» также как и алюминиевые при тех же 250 000 км. Сегодня я вам расскажу неочевидную правду, давайте начинать

Как я уже неоднократно рассказывал — я учился на машиностроительном факультете в Университете, и вопрос блоков цилиндров, даже тогда вызывал огромные споры. Но сейчас «алюминиевых» моторов, стало еще больше, а вот «чугунных» моторов, становится откровенно мало!

Можно эти модели по рукам пересчитать. Так почему же такое происходит? Ведь чугун намного надежнее или нет?

Предлагаю для начала, обсудить плюсы и минусы, а потом я вам расскажу истинное состояние дел

Чугунный блок

Первые моторы были именно на чугунных блоках. Все потому что чугун считается одним из самых прочных сплавов и если нужна надежность – то именно чугун.

Начнем как обычно с плюсов этих блоков:

  • Сам чугун намного дешевле, чем алюминий. Если долго не копать, то килограмм чугуна стоит около 16 рублей, а вот килограмм алюминия около – 140-160 рублей. Разница почти в 10 раз. Понятное дело алюминия нужно меньше, но и стоит он в 10 раз дороже
  • Намного прочнее. Такому блоку не нужно никаких напылений или гильз в цилиндрах, просто обрабатываем (хонингуем) и он прекрасно работает. Кстати эти блоки можно сделать и намного компактнее, сделать перегородки между цилиндрами тоньше. Все это выдерживает чугун

  • Устойчив к перегреву. Если у вас по какой-то причине вытечет масло или антифриз, и у вас пойдет перегрев двигателя. То этот блок может не потерять свою форму. Главное вовремя заметить перегрев. То есть он многое прощает новичкам
  • Долго держит геометрию. При больших пробегах цилиндры двигателя могут пойти эллипсом (упадет компрессия, начнется расход масла). С чугунном блоком – эллипс будет при очень больших пробегах, скажем в 300 — 500 – 600 и так далее тысяч километров. Причем чугунный блок прекрасно держит турбовые моторы, а там давление намного больше. Именно поэтому на турбо-моторы стараются ставить чугунные блоки
  • Противостоит антифризу. В чем суть – антифриз нужно менять через определенный пробег, скажем в 60 – 90 – 120 000 км! Но многие у нас не верят регламенту, а катаются с антифризом, пока он не потемнеет. Это крайне неправильно, у такого антифриза просто перестали работать присадки и он начинает разъедать блок и все внутри. Так вот чугунный блок, прекрасно противостоит антифризу, даже если «перекатать пробег». А вот алюминиевый блок может антифризом разъедаться
  • Дешевый ремонт. Чугунные блоки, как правило имеют много ремонтов, 2 – 3 – 4, причем они намного проще. Просто растачиваем фрезой, набиваем хон, ставим новый размер поршней и поехали дальше. Дешево и сердито.
  • Задиры – царапины – свечи. Всему этому чугунный блок противостоит намного лучше, чем алюминиевый. Даже если у вас отвалится часть электрода свечи, блок может выдержать

Есть конечно и отрицательный моменты, по которым сейчас многие производители стараются отказаться от этих блоков

Первое – это производство и транспортировка. Чугунный блок изготовить намного тяжелее, нужны сверхпрочные фрезы, другая отливка и прочее. Не смотря на то, что сам чугун дешевле, изготовление дороже из-за трудоемкости

Второе – это конечно транспортировка. 10 чугунных блоков весят примерно столько же, сколько и 20 алюминиевых. А ведь все это нужно переводить. Именно эти два пункта очень важны для производителей.

Третий пункт – важен для потребителя. Чугунный блок имеет очень большую тепловую инерцию. Он нагревается – дольше, и остывает дольше. Если взять лето, то нагревшись держит в себе много тепла, его нужно правильно и хорошо отводить. Именно поэтому в таких двигателях больше антифриза, больше помпа, больше радиаторы. Нужно этот блок как-то охлаждать

Зимой же наоборот. Владельцы автомобилей с чугунными боками отмечали — что в салоне холоднее, блок прогревается медленнее, чем алюминиевый. Бывает до работы уже доехал, а из печки идет чуть теплый воздух

Четвертый пункт – вес. Да он тяжелее в два раза, чем алюминиевый блок (если взять блок от средней иномарки весит примерно – 60 килограмм, тогда как алюминиевый 30 – 40 кг), поэтому производителю нужно делать правильную «развесовку» кузова. Нельзя сильно выдвигать его вперед, нужно смещать ближе к центру. Чтобы вес был 50 на 50% (передняя и задняя часть).

Соответственно должны быть мощнее — тормоза, подвеска, стойки амортизатора и пружины, чтобы нести дополнительный вес.

Также включаются и экологи — лишний вес, лишний расход. А они стараются облегчить все и вся, меньше расход – меньше выбросов в атмосферу.

Алюминиевый блок

Может я кого-то удивлю — но эти моторы к нам пришли из авиации. В самолетах каждый лишний килограмм учитывается. А поэтому чем легче мотор, тем лучше.

И знаете что, алюминиевых блоков, огромное количество – видов! Здесь не все так скучно как с чугуном. Постараюсь вам перечислить быстро основные виды

  • Закрытый блок с толстыми чугунными гильзами. Просто брали полностью алюминиевый блок, и заливали чугунные толстые гильзы, которые соприкасаются с поршнями. Кстати эти блоки были первыми которые появились и по надежности они ничем не уступают чугуну. Могут ходить также долго

  • Открытый алюминиевый блок с напылением.

Открытый блок означает что есть чугунная тонкая гильза (или напыление), которая залита в цилиндр из алюминия, между этим алюминиевым цилиндром и основной стенкой блока пустота, по сути находится антифриз

И первые модели блоков были с напылением. То есть гильзы чугунной не было. А были специальные составы, износостойкие, которые должны были — прекрасно противостоять трению. Ключевой момент тут – «должны были» (но как говорится — не обязаны). Самые популярные это «Алюсил» и «Никасил». Можете сами почитать про них в интернете, скажу только так – сейчас их почти никто не устанавливает. Показали они себя, спустя время – мягко сказать плохо

  • Алюминиевый открытый блок, с тонкостенными гильзами. Это наша с вами современность, сейчас такие ставятся в огромное количество автомобилей, всех марок и производителей. Здесь вместо напыления, внутри цилиндра идет чугунная гильза. Именно к этим блокам сейчас много вопросов, по надежности, геометрии и прочему

  • Как вам такое – самый надежный сейчас блок, который существует в мире – это алюминиевый! Не чугун, а алюминий. «Как так» — спросите вы. Не удивляйтесь. На четвертом месте стоит алюминиевый «биллет-блок» или как его еще называет ЧПУ блоки

Что это такое? Это современные блоки, которые делаются при помощи кованного алюминия. Не льют, как у оппонентов выше, и именно куют алюминий под высоким давлением. Получается квадратная болванка и далее при помощи ЧПУ станков, просто из него вытачивают блок.

Применяется тут алюминиевый сплав 6061, который обладает просто феноменальными данными

Текучесть к чугуну +10% (то есть чугун быстрее плавится, чем такой алюминий). Очень прочный, не требуются никакие гильзы, легче — чем литой алюминиевый блок, прекрасно отводит тепло, легкий ремонт много раз.

Правда есть небольшой такой (я бы сказал маленький) — МИНУС! Он стоит в 5 – 10 раз дороже, чем обычный алюминиевый блок, который сделан методом отливки. Поэтому очередей за ним просто нет.

Скажем, если обычный алюминиевый блок двигателя стоит – 100 000 рублей, то этот как минимум – 500 000 рублей

Поэтому говорить — что алюминиевые блоки, менее надежные. Нужно сразу поднимать вопрос – а какой блок вы рассматриваете.

Понятное дело если это открытый с чугунными гильзами, он потеряет геометрию в 200 – 250 000 км и будет жрать масло.

Но так ли идеален чугун

Сейчас большая часть читателей, уверены! Что чугун – это сила и мощь именно этот мотор и нужно брать. Именно он будет ходить очень долго.

Но как я всегда говорю — что мотор нужно смотреть в общей картине, а не по частям

Да чугунный блок намного надежнее, но почему мы часто делаем «капиталку»?

Это уже идет из моего опыта, когда я работал на СТО.

Вот приезжает машина, на чугунном блоке — жрет масло. Пробег 250 000 км. Пробовал раскоксовку – не помогает! Разбираем двигатель, да цилиндры еще более-менее геометрия нормальная, овал есть, но не критичный.

Зато поршни изношенные, кольца залегшие. Все это нужно менять. Говорим клиенту, можно сделать «бомж-ремонт» — заменить поршни, кольца. Какое-то время проездишь!

Говорит – «нахрен надо», давайте расточку (под ремонтный размер), новые поршни – кольца. На 250 000 км хватит!

Суть тут какая. Раньше чугунные моторы были с мощными поршнями, не игрушечными как сейчас, толстыми кольцами (что компрессионными, что маслосъемными). Именно поэтому они ходили долго. Мотор-миллионник!

А сейчас – блок то да, нормальный, вот только «поршневая» сдохла. И если вы не «кроила – перекуп», то вы даже на чугунном блоке через 250 000 км будете делать ремонт (это условная цифра).

Есть и другая сторона медали. Скажем открытые алюминиевые моторы от КИА – ХЕНДАЙ (1,6 литра). Поршень маленький, залита большая чугунная гильза, и такие моторы запросто могут ходить по 300 – 500 000 км. Просто правильно рассчитано — сколько топливо сгорает, какие нагрузки, более-менее кольца и так далее (главное с катализатором вопрос решить)

Тогда какой смысл в чугунном блоке? Расход больше, динамика хуже, все потому что вес больше!

Поэтому тут вопрос не однозначный! В идеале, конечно же чугунный блок, но и остальной мотор должен быть сделан по уму, сам блок ничего не решает!

Оцените статью
Чугунный или алюминиевый двигатель: почему от чугуна многие плюются
— У тебя две квартиры! Неужели жалко для моей сестры? — возмущался муж. Но Яна не поддалась