Сейчас на рынке очень много моторных масел. Есть так называемые «гидрокрекинговые варианты», но сейчас все чаще можно встретить — ПАО масла, либо масла с добавлением «ПАО» и «ЭСТЕРОВ». Причем все говорят — что они намного лучше, мотор с ними проработает дольше, что это продвинутая синтетика. Но точной информации, почему они лучше — нет, либо она подана не такими простыми словами. Сегодня мы будем это исправлять, в общем, если интересно разобраться что такое – «ПАО», «ЭСТЕРЫ» и «гидрокрекинг», читаем эту статью до конца

В университете маслам посвящается очень много времени, в частности отличиям. Но в этом материале я постараюсь очень «компактно» донести до вас информацию.
Какие были раньше масла, ну скажем так 10 – 15 лет назад. Конечно же — минеральные масла, полусинтетические и синтетические.
Также сейчас многие путают, и думают что «ПАО» и «ЭСТЕРЫ», это более продвинутая технология, и это уже не синтетика, а нечто большое. То есть это своего рода две ступени вверх от синтетики! Но это не совсем так.
Из чего состоит современное масло
Может быть, я для кого открою секрет, но любое современное синтетическое масло состоит из: базы + присадки
Раньше присадки делали всего несколько производителей. Самые известные — Afton, Lubrizol, Infineum и Chevron, — они разработали огромное количество пакетов присадок, вы просто покупаете у них и добавляете в базу. Сейчас же европейские присадки к нам не поставляются и на рынке стали популярны присадки из Китая, а так же появились пакеты присадок Российского и Белорусского производства.
Второй компонент это конечно база масла
Так вот – «гидрокрекинг» (еще его называют «VHVI»), «ПАО» и «ЭСТЕРЫ». Это разные базы для масла. Они могут применяться как отдельно, например — чистый гидрокрекинг. Но могут применяться в смешивании. Понятное дело, чем больше в базе улучшающих добавок, тем это масло дороже и совершеннее.
Конечно, бывает чистый маркетинг — производитель в гидрокрекинговую базу (VHVI) добавляет всего 10% PAO, но погоды они не сделают
Но бывает и большое количество ПАО, от 20 и более процентов.
Для примера, наша Российская компания VITEX производит высококачественные масла, на «PAO» и «ЭСТЕРАХ». Так вот у них ПАО в базе 40% (а это почти половина) + 10% ЭСТЕРОВ + присадки. То есть – 50% высококлассной базы.

Начинаем с гидрокрекинга
Как я писал выше, обозначение такого масла еще – VHVI (или HC), но у нас часто можно услышать – гидрокрекинг. Смотрим на канистру от VITEX (уж коли он у нас сегодня идет ради примера), надпись VHVI

Эту базу для масел получают при помощи различных гидрокрекингов (каталитического, жесткого, мягкого и т.д.)
По сути, берут нефть и разлагают ее на фракции, и для масла используется определенная фракция. Конечно ее доочищают водородом и прочими составными частями (сейчас не в этом суть). Но это получается самая дешевая на данный момент база для масел.
Если сказать грубо, то это такая дочищенная минералка, которая при помощи определенных действий получается более совершенной
Что же такое ПАО (PAO)
ПАО (на английском — PAO) – дословно переводится как Poly – Alpha – Olefin (Поли – Альфа – Олефины) – нет никакого отношения к нефти. Делают из попутного нефтяного газа (обычно из Этилена, Бутилена и т.д.). Этот газ сжижают и перерабатывают
Разделяют чуть ли не до молекул, и перестраивают в нужные цепочки, с нужными параметрами.
Кстати кристаллическая структура получается идеальной, вот вам картинка сравнения «гидрокрекинговой» базы и «ПАО» базы

Это базу для масла – реально получают при помощи синтезирования, это реально синтетика во всем ее проявлении
Кстати на канистрах наносится обозначение PAO, вот как на масле VITEX.

Если так можно выразиться – это как бы второй уровень синтетических баз для масла (первый уровень это гидрокрекинг, второй уровень — ПАО)
Что такое ЭСТЕРЫ (ESTERS)
ЭСТЕРЫ (ESTERS) – делаются из природного масла, обычно из рапсового или кокосового масла. Которые также при помощи синтезирования, меняют свои свойства на нужные, (например убирают кислоты из состава, выстраивают молекулы в нужные цепочки)
Это также синтетическая база для масел, причем она самая дорогая, ибо это сейчас самая совершенная технология.
На канистре, опять же на нашем масле VITEX, рядом с PAO – мы видим надпись ESTERS.

Большим плюсом, что это технология не требует искусственных загустителей, вы можете сделать ЭСТЕРОВУЮ базу для масла с нужной густотой
Это уже третий уровень баз для моторных масел, но он и самый дорогой.
Какие есть плюсы и минусы технологий
Гидрокрекинг (VHVI)
Плюсы:
-
Самая дешевая и понятная база, технология давно обкатана. Масла только на гидрокрекинге самые дешевые – стоимость до 1500 — 2000 рублей канистра.
-
Хорошее качество смазки
-
Масленая пленка прекрасно держится на металле. Простыми словами хорошо прилипает, важно для холодных пусков
-
Не влияет на РТИ (Резино-Технические-Изделия), сальники, прокладки и т.д.
Минусы:
-
VHVI – всех больше угорает (из синтетики)
-
У него самая плохая термостабильность из трех типов баз
-
Может быть небольшое количество примесей, никто не заморачивается над доскональным очищением как у ПАО или ЭСТЕРОВ. Здесь больше – серы, металлов, парафинов и т.д.
-
Больше вероятность загрязнение мотора (коксование, лак и т.д.)
-
Желательно не перекатывать и чаще менять
ПАО (PAO)
Плюсы:
-
Улучшенная смазка на парах трения
-
Реальная синтетика, полученная путем синтезирования в лабораториях, выстраивания цепочек молекул в нужные параметры
-
Намного сильнее устойчива к выгоранию, чем гидрокрекинг. Вспышка масла при более высоких температурах
-
Практически не содержит примесей. Так как его синтезируют, выкидываются все не нужные компоненты, типа серы, металлов и прочего
-
Низкая температура замерзания
-
Лучше моет и задерживает грязь, мотор будет намного чище
-
Устойчивость к окислению
Минусы:
-
Цена, намного выше, чем у гидрокрекинга, такие масла идут уже до 3000 рублей
-
Слабая полярность, плохое удержание на металле. Если использовать чистую ПАО базу. ДА VHVI и ЭСТЕРЫ, лучше удерживаются на металлах
-
Вопрос к РТИ. Опять же чистая ПАО база (я подчеркиваю), может сушить сальники прокладки и прочее
ЭСТЕРЫ (ESTERS)
Плюсы:
-
Большое количество плюсов можно взять от ПАО, однако у ЭСТЕРОВ есть еще большее количество плюсов
-
Самая лучшая масляная пленка, держится очень долго и надежна из всех баз. Помогает при холодных запусках
-
Из-за этой пленки лучший холодный запуск
-
Как я писал сверху не нужно присадок – загустителей, это также плюс. Ведь присадки загустители со временем изнашиваются, и работают хуже. У ЭСТЕРОВ этого не нужно
-
Также не влияет на РТИ
Минусы:
-
Еще дороже, редко используют как чистую базу. Всегда идет в качестве добавления
-
Быстрее окисляются, чем ПАО, примерно как гидрокрекинг
-
Нужно менять как гидрокрекинг, желательно чаще
Идеальное масло, оно какое
Как вы поняли, у каждой базы есть своя сильная и слабая сторона.
Да чистую гидрокрекинговую базу использовать можно, но тогда получится масло среднего уровня. Если так можно сказать средняя синтетика
Если же взять наш пример VITAX, то здесь: — 40% PAO + 10% Esters

Это масло уже более продвинутое, оно обладает максимальными характеристиками от каждой базы.
Например, ПАО смешиваясь с VHVI, приобретает свойства прекрасного прилипания к металлическим поверхностям
Также ЭСТЕРЫ смешиваясь с ПАО и VHVI, не так сильно окисляются. То есть эти базы как бы дополняют друг друга, делая масло реально высокого качества.
ЭСТЕРЫ и VHVI, смешиваясь с ПАО – получают огромное количество преимуществ, легкий холодный пуск, лучшая смазка на парах трения, лучшее очищение мотора и т.д.
Именно поэтому, вы в базе навряд-ли когда-то встретите чистую ПАО базу, или чистую ЭСТЕРОВУЮ базу. В основном это будут смеси. И 40 – 50% ПАО делает масло с очень хорошими эксплуатационными качествами.


















