-Лена, я не прислуга и не нянька для твоей матери! Она ест с моего стола, деньги мои транжирит, а я должен терпеть? Выбирай, или она или я, — сгоряча высказал в трубку Андрей.
Лена не понимала, что же такого сделала ее мать. Она шла домой, и уже издалека увидела, как ее муж спешно выходит из подъезда. Сегодня они с Андреем собирались провести вечер вместе, но у мужа, похоже, были другие планы…
-Ты куда собрался, Андрей? Мы же на концерт идем. Ты забыл? — спросила его жена.
-Теща мне уже устроила концерт! Я к матери лучше поеду, там и заночую! Она же еще и дом твоему брату отдала, оказывается! То есть мы просто забрали к себе никому ненужную старуху! — негодовал мужчина. -Короче, пока твоя мать живет у нас, я домой не вернусь…
Лена приостановилась, увидела, как Андрей сел в такси и, не дождавшись ее, просто уехал.
Все началось почти месяц назад, когда к Лене и Андрею в гости внезапно нагрянула Ленина родня. Младший брат Лены с женой были проездом в их городе, но не все так просто.
-Ленок, что-то ты совсем перестала с родственниками общаться! — говорил ей в трубку Юра. — Совсем одичала со своим компьютерщиком Андрюхой!
Андрей все слышал и только раздражался.
-Скажи, что мы уезжаем к друзьям! Они сейчас заявятся на все выходные, а к нам мама собиралась приехать! -говорил Лене на ухо муж.
Лена замялась. Неудобно как-то. Она давно не была дома, давно не проведывала мать. Они с мужем жили тихо и спокойно. Работа-дом-работа. А все свои обязанности по уходу за матерью свалила на брата.
-Хорошо, приезжайте. Адрес-то помните?
-А то! Жди, ставь чайник и… хотелось бы на столе увидеть что-то покрепче чая, а то я расслабиться хочу. Устал за баранкой три часа сидеть, — рассмеялся Юра.
Лена кинулась готовить угощение для гостей, а Андрей отложил свой любимый ноутбук и уставился на жену.
-Ты почему меня не послушала? Ты же знаешь, я твою родню не люблю!
-Мы с тобой все уже обсуждали! Юра присматривает за нашей мамой. Я не могу ему отказать, да и видимых причин нет! Не начинай, пожалуйста, — попросила она Андрея. Муж ушел в комнату, закрылся там и как обычно уставился в свой рабочий ноутбук.
Юра и Люба приехали с опозданием, потому как по пути завернули в большой гипермаркет около дома Лены. Брат накупил всего, чтобы не объедать сестру. Привезли и гостинцы от Любиной мамы, она когда-то была учительницей Лены.
Все началось очень хорошо. Даже строгий Андрей смягчился, присел к столу и разговорился с братом своей жены.
После застолья, Юра остался с Леной один на один, попросил уделить ему время без Любы и Андрея.
-Я с Любкой развелся. А через неделю у меня свадьба, сестричка, — огорошил он сестру, закуривая.
-Как так развелись? Вы же только пять минут назад смеялись, шутили? — хлопала глазами Лена.
-Мы взрослые люди, что нам делить? Решили просто расстаться мирно. Вот, приехали Любке домик в пригороде смотреть, недорогой, но чтобы для жизни все было. Не гнать же их с Митькой на улицу? А мы с Мариной пока в квартире будем ютиться.
Лена слушала и не понимала, как муха укусила ее брата. Люба — хорошая и красивая женщина, с приличной работой. И, вообще, они живут вместе столько лет! Откуда вдруг у них в браке такой раскол, что дошло до развода?
-У меня молодая жена и у нас с ней скоро родится сын. Вот я и не стал Любку мучить. Тем более, Митя уже вырос, — не унимался Юра, но потом он быстро перевел тему. — Но это не самое главное, Лен. Я хотел поговорить с тобой. Любка ведь до развода за нашей матерью следила, а теперь моя Марина за ней ухаживать не сможет.
Кажется, Лена ожидала, что он скажет что-то подобное. Но все равно новость была не очень приятной.
-И что теперь делать? — спросила Лена у брата.
-Ну… Что делать, — начал Юра, выбросив окурок. — Давай решать, кто будет ее досматривать.
-Я не могу, что ты! Андрей не любит маму, да и она его! — мотала головой Лена.
-И что, что не любит? Лен, давай так. Мне сейчас деньги нужны, чтобы расширить жилплощадь для моей молодой семьи. И мать на пару лет никак не вписывается в мои планы!
Юра говорил так, будто бы все уже решил, а сестру приехал поставить перед фактом.
-Дом я продам, это мы уже решили. А нашу мать ты заберешь к себе. Она вредничает, болеет, а у меня молодая жена и ребенок скоро родится. Сколько мог, я за ней ухаживал, Лена! — подытожил брат, сделав акцент на последней фразе.
Лена еще не знала, что скрывается за этим предложением. Но продажа дома ее очень сильно смутила. Когда же мама успела договориться обо всем с сыном?
Юра увидел, что сестра артачится и предложил совсем уж неприемлемый вариант: маму нужно сдать куда следует.
-А что? Так многие старость доживают, когда детям некогда! Она одна уже не сможет, нужен присмотр. Давай что-то решать, сестричка.
Лена и сама была уже не так молода, но она понимала, что старенькая мама одна не сможет себя обслуживать. Сдавать ее в специализированное учреждение было прямо скажем жестоко.
-Нет, никуда мы ее сдавать не будет. Но и дом мы поделим пополам, Юра!
-Хорошо, я вложусь в стройку, а через полгода тебе все верну, — сказал брат. -А там, глядишь, и мать обратно заберу, чтобы схоронить. Ей недолго осталось. Душа болит, что она теперь будет далеко. Я ведь так ее люблю!
Слова Юры тронули сестру до самой глубины души. Он говорил искренне и так правдоподобно. Мать всегда хорошо относилась к ним с братом, хотя Юру любила немного больше.
С этого началась новая жизнь для Андрея и Лены. Муж принял известие скептически и свое недовольство не скрывал.
-Отличный сюрприз ты мне устроила! Я на старости лет должен жить с тещей и пеленки ей менять? — выговаривал муж.
-Андрюша, твоя мать тоже может оказаться в такой ситуации. Я не могу отказаться от нее, как ты не понимаешь!
После уговоров, Андрей нехотя сдался. Хотя скорее дело бы в том, что Лена рассказала о деньгах, которые брат ей отдаст после продажи дома.
-Полгода мы ждать не будем! Пусть Юра продает дом, отдает нам половину, а мы купим дачу и маме крышу в доме отремонтируем! — мечтал Андрей.
-Крышу твоей маме?
-А что?
Лена, скрепя сердце, выслушала Андрея. Спорить не стала, но и соглашаться перекрывать свекрови крышу тоже было как-то не по ней…
Маму перевезли с истерикой. Она не хотела покидать свой старый домик.
Мария Захаровна грустила и никак не могла забыть свой старый дом. Андрей негодовал, видя ее страдания: «Не нужно трогать стариков! В таком возрасте глупо было перевозить ее с места на место!»
Но дело было уже сделано, а муж ждал денег от продажи дома тещи.
Мария приходила в себя еще долго. Лена занималась ей, возилась с матерью, как с маленьким ребенком. Вот только мать считала, что дочка и зять ей обязаны!
-Лена, где моя пенсия? — спрашивала Мария. -Мне нужно отправить Юрочке хотя бы пару тысяч!
Лена слушала Марию и понимала, что мать не так уж беспомощна. Да, она была запущена, истощена, будто бы за ней никто и не ухаживал. Но соображала Мария еще очень хорошо и делала все, чтобы помочь сыну. А Юра даже не звонил…
Так прошло две недели, потом еще неделя. Лена устала и вымоталась так, что не знала куда бежать и что делать в первую очередь.
С мужем они отдалились, и всему виной тоже была ее мать. Во всяком случае так считала Лена. Андрей говорил: «Пока она тут об общении и нежности и речи быть не может! Теща меня ненавидит! Будто под микроскопом разглядывает! Мне в моем доме тесно!»
Мария оскорбляла Андрея. Она командовала зятем и требовала, чтобы он убирал за ней и готовил.
-Он же дома сидит! Почему не может мне воды принести? Почему мармелад не может купить? Я ведь так его люблю!
-Андрей не дома сидит, а работает на дому! Ему нельзя бегать по продуктовым, мама! И он не кухарка! Почему ты пакостишь, я не понимаю? — причитала Лена.
Мария будто бы не слышала дочь и делала все наоборот.
В тот день, когда Лена собиралась с мужем на концерт, Мария Захаровна устроила форменный цирк.
Она разбросала пеленки, подгузники и испачкала едой все на рабочем столе Андрея из вредности, чтобы насолить зятю.
Андрей не стал убирать за ней, оставил все как есть, чтобы жена полюбовалась на то, что творит ее мать, пока Лена на работе.
-Андрей, не уезжай! — кричала в трубку Лена, провожая взглядом такси с мужем.
-Твоя мать сказала, что ее дом уже продан! Твой брат просто дешевый аферист! Он ее нам подкинул и свалил! А она ему еще и деньги переводит, представляешь? Твоя мать через нашу соседку отправляет переводы Марине!
Лена поднималась по лестнице в квартиру и не верила, что муж говорит правду.
-Она пожилой человек, какие переводы, Андрей?
-Лена, все! Спроси у Люды, она все расскажет. Мне кажется только один я верил в эту историю с домом и ждал, как дурак! Мать обрадовал, что крышу помогу ей отремонтировать, рабочих нанял… Тьфу на вас!
В квартире мать сидела на полу и рыдала. Вокруг нее все валялось и было так, как описал Андрей.
-Мама, что ты натворила?! Что здесь происходит?
-Отвезите меня к сыну! Юра трубку не поднимает, я ему звоню второй день! — кричала Мария.
-Ты из-за этого такой бардак устроила? Мам, зачем ты зашла в кабинет Андрея? Он из-за тебя ушел, понимаешь?
-Вы меня не любите! Я только сыну была нужна! Ох, как я просила Юру не продавать наш дом! Я так по нему скучаю! Не могу у вас, стены давят!
Лена подняла мать, убрала все. А когда та пришла в себя и стала делиться с дочкой подробностями переезда, выяснилось самое интересное: дом уже давно продан.
-Юра его продавал-продавал, замучился уже, Лена! Семнадцать клиентов привел и никто не брал! А ты хоть бы помогла, Лена! — причитала мать.
-Как продавал? Так там уже другие люди живут?
-Другие! Военный купил с женой, собака у них большая. А я два дня у Юры дома жила, потом вот, сюда заехала! — всхлипывала Мария.
-И жену его новую ты видела?
-Да! Хорошая девочка, вежливая! Все для меня делала, не то что вы с Андреем! — причитала мать, и снова в слезы.
Лена была не просто удивлена. Она сразу же позвонила Юре, еще не хватало, чтобы муж обо всем узнал!
-Лена, она не в себе! Ну, какие клиенты? Какие семнадцать покупателей? Ты сама-то понимаешь, что такие дома после бабушек люди годами продают! Хочешь, приезжай и проверяй! И, вообще, сама занимайся продажей!
-Я приеду. Когда ты сможешь меня встретить? — спросила Лена нагло.
-Мы с Мариной едем в Сочи к ее матери. Мне некогда тебя встречать! Сама разберешься! — высказал ей брат и бросил трубку.
С этой минуты телефон Юры стал недоступен. И тут до Лены дошло, что Юра продал дом и собирается уехать или уже уехал.
Позже мать рассказала, что сама отдала сыну деньги от продажи и думала, что Юра ее тоже через время заберет к себе. Но сын забрал только деньги.
Лена уложила мать и присела в кухне. После тяжелого рабочего дня и скандала с мужем, после уборки того, что натворила мать, она была измотана.
Лена прошла в комнату и спросила у Марии то, что давно хотела узнать.
-А Люба за тобой следила вообще?
-Люба приходила ко мне, когда пенсию приносили. Она покупала лекарства, а готовила и убирала Инна.
-Кто такая Инна?
-Соцработник. Для одиноких стариков. Юрочке же некогда было, вот он и прислал ко мне Инну. Хорошая женщина, но неряха… — пожилая женщина замолчала, сдерживая слезы.
-А зачем ты ему деньги переводила через соседку? И как ты вообще с ней договорилась?
-Индюк твой закрылся в комнате и с какой-то Олей часами разговаривал, пока тебя нет! А я прошмыгнула в коридор, хотела погулять, а на площадке меня поймала Люда. Она спросила почему я так легко одета, на улице ведь холодно. Я разговорилась с ней. На следующий день, когда Индюк твой ускакал к Оле этой, я попросила Люду мне помочь.
Она запнулась на минуту.
-Лена, Юрочка ведь младше. Ему нужна помощь! Я ему всегда помогала. Вот, у меня и номер карточки есть, на который Люда для него деньги переводила.
Она встала с кровати. Достала из халата какую-то смятую бумажку и протянула ее дочке. На клочке был записан номером карточки новой жены Юры, Марины.
-Откуда ты знаешь про Олю? — встрепенулась Лена, забирая бумажку.
-Он же с ней говорил, думая, что я глупая и ничего не понимаю! А я не сумасшедшая! Сказала ему, что тебе все расскажу. Твой Индюк орал, с пеной у рта мне доказывал, что Оля — это его коллега. Но так с коллегой не разговаривают, Лена.
-Так вот ты почему все устроила. Почему же ты мне не сказала, раз давно в курсе? — устало просила Лена.
Мать не ответила.
Лена смотрела на нее, как на избалованного ребенка. Как быть с мужем она не знала. В порыве гнева Лена хотела разобраться с Андреем, но муж не поднимал трубку.
-Лена! Лен, — прокричала из комнаты мать, хотя женщина думала, что она уже уснула.
-Тебе что-то принести? — на автомате спросила Лена.
Она была даже не в силах злиться на мать. А то, что у мужа есть какая-то Оля так и вовсе выбило из колеи.
На фоне лживого Андрея то, что Юра украл деньги от продажи дома, выглядело несущественным. Мужа Лена любила, предательства в пятьдесят лет никак не ожидала.
-Лен, отправь Юре деньги. Вот же номер карты есть! А то он меня не заберет к себе, а я хочу видеть сыночка перед уходом, — сказала мать, вытирая слезинки.
-Хорошо, переведу сейчас. Ложись спать, — сказала Лена и вышла из комнаты.
Она пошла в кухню и выкинула листок с номером карты невестки в мусорное ведро. Потом она написала мужу сообщение: «Я все знаю про Олю. Пусть крышу твоей маме отремонтирует тоже Оля. Я подаю на развод!»