Если солдат можно было замотать в шинели и даже пуховые платки, нашить им шапок и варежек, то немецкая техника была СОВЕРШЕННО НЕ ГОТОВА к такому лютому дубняку, который на севере называется морозная погода.
Даже в хвалёных Тиграх, Пантерах (и как ещё у них там вундервафли назывались?) танкисты банально давали дуба, поскольку до 1942 года в 70% немецких танков не было обогрева вообще. Видимо, подразумевалось, что помещеньице тесное, экипаж надышит сам.
Не надышали!
В связи с этим руководство немецкой армии поручило химикам из фирмы Bayer (концерн IG Farben) изобрести что-нибудь эдакое противодедоморозовое. На изобретение такой вещи потребовалось всего лишь 6 месяцев, после чего химики представили военным новый утеплитель танков:
МОЛЬТОПРЕН.
Мольтопрен — это ячеистый пластик, который «всеми своими родинками» похож на обычный поролон, только на ощупь чуть жёстче. Отличие от поролона внутри. Дело в том, что у мольтопрена 80% ячеек закрытые, то есть полностью влагу он не впитывает, тогда как поролон — это губка.
Мольтопрен внутри танка создавал шубу, которая в теории должна была защищать от морозов. На практике же, отделать всё внутреннее пространство танка это шубой не получалось никак. Кроме того, в случае попадания в танк коктейля Молотова или снаряда, мольтопрен серьёзно дымил и превращал танк в душегубку.
В общем, с утеплением танков у немцев не срослось, поэтому со временем было решено вместо утеплителя сделать на танках активные отопители, которые брали бы тепло от двигателя. Конечно, комфорта это добавило, но итог всё равно был один, с отопителем или утеплителем немецкие танки все стали утилем.
Однако дело мольтопрена не пропало. В 1952 году немцам потребовалось защитить от ржавчины и морозов здоровенный магистральный трубопровод между двумя опять же немецкими городами.
Сделан он был из весьма паршивой стали, поэтому каждые 3 года бригады обслуживающего персонала были вынуждены его чистить и красить. Менять трубы на новые было слишком дорого, так как диаметр трубы был почти 2 метра. Тут-то и вспомнили про убер-утеплитель.
Именно мольтопреном высокой плотности немцы обмотали свой трубопровод, и… как ни странно это сработало. Так он и стоит до сих пор ни разу больше не крашеный.
Мольтопрен же сегодня применяется в авиации, в автомобилестроении, энергетике. Даже мягкая мебель в качестве своего богатого внутреннего мира частенько имеет не поролон, а мольтопрен. Строители же мольтопрен используют в виде валиков для краски.
Почему бы и нет?
Он намного лучше своего сводного брата Поролона.