— М-а-а-а-м, сегодня вечером не планируй ничего. Я приду с Танюшкой, познакомитесь. – крикнул из прихожей Сергей, собираясь на работу.
— Ох, наконец-то! Давно пора! – радостно произнесла Ольга. – Парадный ужин готовить?
— Не надо. Мы ненадолго. Просто чаю попьем, тортик сами купим. Ей обратно ехать далеко.
Старший сын Сережка засиделся в холостяках. Ольга думала, что уже не женится. Когда был жив его отец, Владимир, они вместе ездили на рыбалку зимой и летом, машину разбирали и собирали. Всем мужским премудростям он сыновей с детства учил одинаково, но старший больше любил руками мастерить.
Младший, Александр, женился рано. На втором курсе университета объявил, что подал со своей Дианой заявление в ЗАГС, пригласил родителей на свадьбу в ресторан. Банкет заказала богатая семья невесты. Там на свадьбе Ольга и Владимир впервые увидели жену Саши. Красавица Диана была очень энергичной и хваткой женщиной. Долгих разговоров с родственниками мужа она не любила. Через два года после свадьбы в семье молодоженов родились два мальчика-близнеца – Захар и Макар.
На часах уже было половина восьмого. Сергей открыл дверь своим ключом, в прихожей раздался его голос:
— Мам, встречай гостей!
— Здравствуйте, Танечка! Проходите, раздевайтесь. Сергей, помогай, – немного волнуясь, частила Ольга.
— Здравствуйте, это к чаю. Серёжа, повесь мое пальто, – тихим голосом произнесла Таня.
Ольге понравился ее спокойный голос, благожелательное лицо и добрая открытая улыбка.
За столом ребята сообщили хорошую новость:
— А мы решили пожениться. Уже и заявление подали, в марте свадьба, – рассказал Сергей и посмотрел на Татьяну.
— Молодцы, детушки мои! Я вас поздравляю от всей души! – искренне радовалась Ольга.
— Мам, мы поживем пока здесь? У Тани дом в пригороде, от туда до работы добираться долго, – спросил сын.
— Конечно, живите! Я только рада буду! – ответила сияющая мать.
В двухкомнатной квартире теперь весело и дружно стали жить молодожены и мать. Встречались на кухне. Ольга старалась не вмешиваться в отношения супругов. Она тактично вела себя по отношению к сыну – теперь он не сын, а муж.
Через полтора года Танюшка сообщила, что ждет ребенка. Радость для всех, но как жить в такой тесноте? Квартира, где проходило детство мальчиков, где болел и скончался Владимир – место дорогое, но слишком тесное. В любом случае других вариантов пока нет и не предвидится.
Кроватку для новорожденной Ксюши поставили вместо проданного письменного стола. Другого места в комнате уже не было. Коляску оставляли в общем тамбуре за дверью квартиры.
Теперь распорядок семьи изменился. Молодые подстраивались под график кормления Ксюши. Ольга по-прежнему вставала в 7.00, собиралась на работу. Бросить бы уже работу, но так она хоть половину дня находится вне дома и не мешает Тане заниматься с ребенком.
Младший, Саша, после женитьбы на своей прекрасной Диане сильно изменился: звонил редко, только поздравлял с праздниками. Родственники жены помогли ему основать бизнес – сеть автосалонов. Через три года Александр легко управлял большим капиталом. После рождения двойни заботливый отец купил четырехкомнатную квартиру. У трехлетних близнецов игровая и спальня были разными помещениями. Две остальные комнаты отвели под гостиную и спальню родителей.
Саша держал тайную обиду на своих родителей за то, что не смогли обеспечить ему достойный уровень жизни. Хоть он теперь сам свободно может подарить матери квартиру, но детская обида точила его изнутри, а красавица Диана подкидывала дровишек в этот огонь:
— Ой, да твоя мама только сюсюкать умеет! Денег у нее никогда не было, – бесцеремонно осуждала свекровь Диана.
— Хорошо, что я сразу из семьи ушел. С твоими родителями мне проще общий язык найти, – ответил Саша.
Ольга возвращалась каждый день с работы и понимала, как она будет мешать своим приходом. «Кухня будет занята, Танюша наверняка гладит на столе белье. А мне бы поужинать и лечь. Самочувствие неважное, давление что ли…» – думала Ольга. Ей все чаще хотелось переехать куда-нибудь.
Наступил праздник 8 марта. «Сегодня должен позвонить Сашенька. Может, поговорить с ним об этом? Он поможет мне решить проблему. А я оставлю квартиру Сереже и его жене с дочкой».
В этот раз она решилась и сильно пожалела потом. Не ожидала она такого жесткого отпора. От «праздничного» поздравления младшего сына Ольга долго не могла прийти в себя. То, что она услышала, было похоже на сюжет из низкосортного сериала.
— Мама, ты пойми, я не могу тебя взять к себе. Диана будет категорически против твоего пребывания здесь, тем более, что у тебя есть собственная квартира.
— Милый, но у нас ужасная теснота. Я не могу себе позволить выходить из комнаты на кухню, чтобы не мешать ребятам, не лезу на глаза. Тяжело всё это в моем возрасте. Мне очень трудно, сынок. Я же не молоденькая девушка. У вас хоть комнат побольше, два санузла.
— А как ты собираешься с нами жить? У нас дети постоянно орут, бегают. Не-е-е-т! Они тебе покоя не дадут. Это только кажется, что у нас много комнат, а на самом деле и этого мало.
— Ну что ж, Сашенька, нет так нет.
На этом разговор окончился. Сын не испытывал угрызений совести, наоборот с азартом обсуждал вечером эту новость со своей женой.
— И как у нее совести хватило такое заявить! Ничего тебе не дала для семейной жизни, а теперь еще набивается к нам в приживалки! А мы, значит, должны за ней ухаживать до скончания века. Ну и ну! Мне своих малышей хватает, от них и так голова кругом и глаза в разные стороны разбегаются. А тут еще мамочка поселится! — верещала на высоких тонах Диана.
— Да не поселится она! Я не пущу. Эту квартиру я лично заработал и ни с кем делить не собираюсь. Всё, разговор окончен, — строго отрезал Александр.
Сергей понял, что с матерью что-то не так. Ходит и в глаза не смотрит. Спросил ее о самочувствии, ответила, что нормально. Но он понял, что это отговорка.
— Что произошло? Ты третий день будто обижена. Мы в чем-то провинились? Мам, ты скажи. Чтобы мирно жить, нам надо проблемы сразу решать, а не дуться друг на друга, — спросил Сергей.
— Да что ты, что ты, мой дорогой! Ни в чем вы не виноваты! Я вас всех троих люблю, а во внучке души не чаю. Тут другое.
Ольга пересказала содержание телефонного разговора с младшим сыном. Сергей был просто в ярости, услышав такое. На следующий день он пришел к младшему брату разбираться.
— Ты зачем обидел мать? — спросил Сергей.
— Она напрашивается к нам жить, — ответил Саша.
— Так в чем проблема, у вас же четыре комнаты. Неужели одну для матери не найдешь? — прямо без подвохов заявил старший брат.
— Нет у меня лишних комнат! Ты пробовал растить двойню? Попробуй, узнаешь. — парировал Александр.
— Хорошо, у тебя много денег. Ты не хочешь жить с ней. Помоги ей купить отдельную квартиру, — переходя на повышенный тон, заявил Сергей.
В разговор вступила долго молчавшая Диана. Она еле сдерживала себя в начале, но после слов о деньгах ее словно прорвало.
— Ах, и тебя наши деньги интересуют! Да что же у вас всех такие глаза завистливые! Ничем Сашке помочь не могли, когда он женился, а теперь требуете от него то квартиру, то деньги! Ты сам почему не купишь мамочке жилье? Или не съедешь к своей дорогой женушке? Ах, она в деревеньке живет, оттуда трудно на работу ездить. Бедненькие вы! А мы богатые, у нас денег мешками, нас можно и потрясти! Ну нет уж! — Дина в ярости даже тряслась, когда изящно язвила про семью мужа.
— Дианочка, успокойся! Иди к детям. Я все решу, — спокойным голосом произнес Александр.
Когда жена ушла в другую комнату, младший брат ответил старшему:
— Никакую квартиру для мамы я покупать не собираюсь. Решай эту проблему сам, как хочешь. Будь здоров, — не подав руки, Саша захлопнул дверь перед носом Сергея.
На следующий день на телефон старшего брата пришло смс с текстом: «Завтра мы всей семьей переезжаем на неделю на мою часть в квартире родителей. Освободи одну комнату». Сережа сразу набрал номер брата, но телефон не отвечал до следующего дня.
Утром в дверь позвонили, открыла Ольга. От удивления она не сказала ни слова, только повела рукой. На пороге стоял Александр со всем семейством, близнецы держали за руки маму, отец показательно выставил вперед два чемодана на колесиках.
— Мы решили пожить здесь. Нам так захотелось. Надеюсь, мам, ты не против, ведь это и мой дом, — довольно уверенно переступил порог квартиры Саша.
Началась возня в прихожей. Никто гостям не помогал раздеваться, никто их не приглашал проходить в комнату. Когда они сами зашли на крохотную кухню, там уже сидели Ольга, Сергей и Таня.
— Саша, уезжайте пожалуйста. Нам и так здесь тесно. Зачем ты все это затеял? — просит испуганная мать.
— Ты думаешь, это театральная постановка? — спросил Александр.
— Я думаю, что это придумала Диана. Ты сам на такое не способен, — вместо матери ответил Сергей.
— Да, и что! А вы как думали? Мы будем сидеть и хлопать ушами? — начала заводиться Диана.
— Мы решили пожить с вами. В тесноте, да не в обиде. У нас, правда , мальчики шумные, но ничего, они же твои внуки. Да, мам? — спросил подтверждения Саша.
— Саша, где же буду жить я? На кухне нет места для дивана. Если только в прихожую ставить. — начинала смиряться мать.
— Придется потесниться. А что делать? Мы так периодически и будем приезжать. Пусть внуки привыкают к бабушке, а то они не знакомы с тобой, — ободряюще говорил Александр.
Понимая, что все это уже не шутки, Сергей попросил брата выйти из квартиры на лестницу для разговора наедине.
Мужчины говорили больше получаса. За столом в это время никто не разговаривал, кроме близнецов. Вернувшись, Саша заявил, что соглашается уехать, отказывается от всех претензий на квартиру родителей. Но взамен очень просил оставить его в покое, никогда больше не звонить и не приходить к нему домой.
После ухода «дорогих» гостей все вздохнули свободно. Даже квартира показалась не такой тесной, как была.