Олечка росла очень умной девочкой. И это как раз был тот случай, когда яблочко от яблоньки упало недалеко, а совсем близко. Мама и папа были профессорами. Преподаватели физики. И девочка у них, поздний цветочек, получилась очень одаренной.
Она появилась на свет, когда маме исполнилось уже сорок лет. Женщина долго не могла обрести семейное счастье, занималась наукой. К тридцати пяти годам она смирилась, что никогда не выйдет замуж. Перестала следить за фигурой.
И вдруг к ним на кафедру пришел работать молодой профессор. Ему было сорок два года. Он приехал из соседней страны. Был одинок, поэтому на родине его ничего не держало.
И сошлись два одиночества. Работая над одной темой, они подолгу оставались на кафедре. И горячие обсуждения научных вопросов стали перерастать в интимный шепот.
Они начали жить вместе, потом и поженились. Но забеременеть никак не получалось. И снова Ира смирилась. Что ж, есть хотя бы муж. А раз с ребеночком не получается, значит, так тому и быть.
Но ближе к сорока годам случилось чудо. И на свет появилась Олечка. Чудесная кудрявая малышка.
Мама Иры была счастлива. Она уже не надеялась, что станет бабушкой. И твердила дочери, что та может выходить на работу, когда пожелает. Она сама будет воспитывать внучку.
Бабушке можно было доверять. Это была спокойная интеллигентная женщина.
– Тем более, она воспитала такую прекрасную дочь, значит, ей можно доверять, — говорил Игорь. Он восхищался тещей и мечтал, чтобы жена поскорее вышла на работу. В заботе о дочери она забросила себя, перестала краситься, красиво одеваться. Поэтому начиная с полугода дочери он внушал жене, что пора возвращаться.
Когда Олечке исполнился годик, мама Ира оставила ее на бабушку, а сама вернулась на работу.
И была рада свободе. Вечерами после работы она с удовольствием возилась с ребенком. Но научная работа и время вблизи мужа привлекали ее больше.
Оля росла с бабушкой. Уже в три года девочка знала все буквы и начинала читать, знала много стихов и песен. И любила рассуждать на любые темы. За это ее называли маленьким профессором.
Когда Оля пошла в садик, к бабушке стали обращаться только в случае болезни ребенка. Если такое случалось, внучка и бабушка приятно общались, рисовали, лепили из пластилина, играли в куклы.
Словом, делали все то, на что у мамы не хватало ни желания, ни времени.
В садике девочка показывала самые лучшие результаты, говорила чисто. И воспитатели рекомендовали отдавать ребенка в школу в шесть лет. Потому что в садике ей будет скучно.
– У нее отличные мозги. Ей нужно идти в школу и развиваться дальше, — говорили и психолог, и воспитатель.
Родители так и сделали. И уже в школе Олечка стала самой умной, самой успешной девочкой. Несмотря на это, она была очень дружелюбной, отлично общалась и с девочками, и с мальчиками. И никогда не ставила себя выше остальных.
Мама и папа даже не помогали ей в учебе. Она все делала сама. И окончила школу с золотой медалью как-то незаметно для себя и родителей.
– Это настоящий подарок, а не девочка, — говорили все вокруг. — У нее большое будущее. Главное, чтобы она также увлеклась наукой, как и ее родители.
***
Олечка поступила в университет. Без проблем сдала вступительные экзамены и была зачислена на физико-математический факультет, где подавляющее большинство учащихся были парни.
Поэтому симпатичная и умная девушка имела успех. Многие молодые люди оказывали ей знаки внимания, приглашали на свидания. Но Олечка была очень избирательной.
И не потому, что так ее учила мама или бабушка. Это было ее внутреннее чутье.
Ей нравилось, что она пользуется успехом у парней. И понимала, что это происходит не потому что вокруг мало девушек, а потому что она особенная.
Высокая, стройная, смуглая кожа, густые кудрявые черные волосы, черные глаза. Необычная эффектная внешность в сочетании с высокими умственными способностями делали девушку действительно уникальной.
Отбиваясь от кавалеров, первые два года Оля занималась только учебой. А потом вдруг обратила внимание на Мишу, который не был в числе ее поклонников. Возможно, именно это и привлекло в нем девушку.
– Привет. У тебя что-то случилось? — спросила она как-то утром, подсаживаясь к нему перед началом лекции.
– Нет, почему?
– Ты какой-то грустный.
– Нет, я всегда такой. Ты, наверное, просто не замечала за своей толпой поклонников.
Оля так и осталась сидеть рядом с Мишей. Первую лекцию, вторую, третью. Потом они вместе сходили в столовую. И уже не расставались. Только на ночь.
Миша оказался очень интересным собеседником. Олю иногда удивляли его взгляды на науку.
Он параллельно учился на курсах программистов и собирался стать именно таким специалистом. А Оля мечтала работать на атомной станции. Чтобы самой быть уверенной, насколько это может быть безопасным.
Два юных сердца, открытых любви, наполнились ею. Миша ходил с мечтательным видом и грустил, если Оля болела. Сама девушка порхала.
Она рассказывала о своей влюбленности и маме с папой, и престарелой бабушке, которая очень радовалась, что Олечка нашла себе достойного парня, а не какого-нибудь Бармалея.
– Это хорошо, что он хочет быть программистом и достойно зарабатывать, — говорила мама. — Сможет обеспечивать семью.
– Какую семью, мама! Мы просто встречаемся! — говорила Оля. И улыбалась. Сама-то она не раз представляла себе свадьбу с Мишей и их совместную жизнь. Такую же наполненную научными спорами, как у родителей.
Они окончили университет. Миша устроился работать в компьютерную фирму. А Олю попросили остаться работать на кафедре преподавателем.
– У вас очень большие перспективы. Вы можете стать профессором, — говорила заведующая кафедрой.
– Это все хорошо. Но я хотела бы работать на атомной станции, — не сдавалась Оля. Но на кафедре работать осталась. Все же, пока получишь работу мечты, лучше быть чем-то занятой. Тем более, когда Миша целыми днями занят.
После окончания университета они решили пожениться. Вот тогда Оля и познакомилась со своей будущей свекровью, у которой были весьма своеобразные взгляды на роль женщины в семье и вообще на роль женщины.
***
– Где-где ты мечтаешь работать? — спросила она при первой встрече.
– На атомной электростанции. Хочу следить за реактором, изучать все процессы. Хочу, чтобы все это было действительно полностью безопасно. Во время учебы нас отправляли во Францию на атомные электростанции для обмена опытом.
– Но это же очень опасно. — сказала Надежда Адамовна.
– Ничего опасного и страшного, если знать, чем занимаешься и соблюдать абсолютно все правила безопасности.
– И зачем тебе это? Наукой должны заниматься мужчины. И руководить тоже.
– Кто это сказал? Моя мама физик. Такая же, как папа.
Надежда Адамовна не ожидала такого неожиданного отпора. Она думала, что если девочка очень умная, то должна быть и такой же скромной.
Потому что смелыми зачастую бывают не самые умные девушки. В Оле, похоже, сочеталось все.
– Издревле задача женщины хранить домашний очаг, ухаживать за мужем, растить детей.
– Мама, эти времена давно ушли. И то, что ты всю жизнь не работала и разъезжала с папой по гарнизонам не означает, что все должны так жить. Я , например, уважаю мнение Оли. Мне нравится, что она умна, осталась работать на кафедре. И что у нее такие большие мечты.
– И все же, мне кажется, такое стремление к научной деятельности может помешать семье, — не сдавалась будущая свекровь.
– Если она будет варить борщ не каждый день, а раз в три дня — я не обижусь, — ответил Миша. — Мы будем жить, так, как нам нравится. Вас с папой и с Витей мы приглашаем на свадьбу. Организовываем все сами.
Казалось бы, разговор окончен. Оля, которая не любила постфактум думать о произошедшем, быстро забыла о разговоре с будущей свекровью. Тем более, ее поддерживал Миша.
Они много раз обсуждали, как будет проходить их семейная жизнь. Полное разделение обязанностей. И взаимозаменяемость. Кто смог сегодня, тот приготовил. Кто смог — убрал. Не то, что кто-то делает все, а у кого-то лапки.
Такому отношению Оля научилась в собственной семье. Там готовили и папа и мама. И убирали тоже, и в магазин ходили. Не было раба и вассала, не было, что кто-то в привилегированном положении, а кто-то — все везет на себе.
Мишу это вполне устраивало. Хотя он рос в другой семье. Там все делала мама. А папа только командовал. Потому что он считал, что раз он военный, то все должны его слушаться, а он может всеми понукать.
Старший сын его разочаровал, пойдя учиться, а не служить. К тому же, у Миши были проблемы со зрением. И он в любом случае не пошел бы а в армию.
Вот младший был молодец, пошел по стопам отца. И уже тоже дома командовал. И мама больше любила младшего сына, который больше соответствовал ее понятиям.
Родители Оли полностью поддерживали и дочь, и будущего зятя. В организацию свадьбы пообещали не вмешиваться, и пришли только на торжество.
Привели даже бабушку. Ей было уже тяжеловато. Но она оделась во все самое лучшее и несколько часов все же пробыла в ресторане. Чтобы порадовать и поддержать любимую внучку. Ей очень нравился Миша. И она желала молодым много счастья и много деток.
– Сама я когда-то родила только одну дочь. И моя дочь родила одну дочь. Пусть у тебя будет хотя бы две дочери, — желала бабушка.
***
Оля и Миша решили не сразу заводить детей. Еще два года проработала Оля в университете. А потом сказала, что устала и хочет в декрет.
Это время казалось ей каким-то очаровательным. Когда-ты спишь с малышом, гуляешь, кормишь его. Ухаживаешь за мужем столько, сколько тебе хочется, а не эпизодически.
Оля, как умная женщина, читала много литературы, смотрела много видео. Готовилась и к беременности, и к родам. Они с Мишей пропили витамины, вели здоровый образ жизни. И им повезло. Беременность наступила быстро и протекала легко.
За два года они взяли ипотеку. И когда Оля была на пятом месяце беременности, въехали в собственную двухкомнатную квартиру, в которой сразу выделили небольшую детскую комнату.
Родители подбирали одежду будущей дочери, интерьер. Все протекало прекрасно.
Попадались статьи только о хорошем. И когда ребенок появился на свет, Оля, которая столько читала и была уверена, что все хорошо, столкнулась с проблемами, о которых не знала. Или о которых предпочитала не знать.
Малышка плохо спала. Чтобы успокоить ее, молодая мама брала ее постоянно на руки, к груди. В итоге за месяц ребенок так привык, что Оля уже ничего не могла делать. Ребенок постоянно находился на руках. Умная Оля купила слинг и везде перемещалась с дочкой. Так обеим было удобнее и спокойнее.
Спала Оля рядом с дочкой на супружеской кровати. А милая кроватка стояла пустой под розовым воздушным абажуром.
– Это не дело, конечно! — возмущалась севровь. — Как это так, везде носит ребёнка, привязанным к себе. Я прихожу, другие люди, сама она куда-то едет — везде внучка на ней. Будто кенгуру какое-то. У них даже коляски нет. Оля просто привязывает Машеньку к себе и идет гулять, — возмущалась Надежда Адамовна подруге.
– И что тут такого, если обеим так удобно, хорошо и спокойно? Неужели было бы лучше, если бы она бесконечно трясла ребенка в кроватке или коляске, сама нервничала, ничего не могла сделать по дому? Если им так удобно — пускай.
Но Надежду Адамовну это не успокаивало. Как так — оба ее сына спали в своих кроватках, а тут какие-то непонятные новшества.
Ирина полностью поддерживала дочь. И сокрушалась, что когда росла Оля, таких штук еще не придумали.
– А то я тоже привязывала бы тебя к себе и везде носила. А так приходилось таскать за собой коляску А это не очень удобно, например в магазине.
Миша тоже был всем доволен. Он часто работал из дома. Ему нужна была тишина. А ребенок, который не хочет спать в своей кроватке, не располагает к тишине. В то время как ребенок, спящий на груди матери — милое дело.
– Так она у вас и ходить не научится, и головку держать, — выговаривала свекровь сыну.
– Все научится, все умеет. Оля постоянно выкладывает ее на животик. Машенька уж и поползет скоро, такая развитая девочка.
И действительно, свекрови раз посчастливилось увидеть внучку, когда та не спала. Ребенок тянулся за игрушками, переворачивался на живот и активно пускал пузыри, пытаясь что-то гулить.
– И все равно, в наше время так детей не растили, — не отступала свекровь. Но Оля с Мишей только улыбались.
***
Чем дальше рос ребенок, тем больше свекровь высказывала свое ценное мнение, что нужно делать и чему учить.
– Вы что, уже буквы учите? — спросила Надежда Адамовна, навестив внучку .
– Да, — ответила Оля.
В то время Машеньке было год и восемь месяцев.
– Я в таком возрасте много букв знала и показывала. Бабушка научила. Вот и я учу.
– Дай ты ребенку детство нормальное. Пусть с игрушками играется, песок ест, а не буквы учит. У ребенка должно быть нормальное детство.
– У нее отличное детство. Получше, чем у многих. Мы уже и на море ее два раза возили. Изучение букв никак не мешает детству. А только помогает.
В следующий раз свекрови не понравились развивающие тетради из Англии. Там жила Олина подруга и по просьбе молодой матери посылала различные развивающие тетради на английском.
– Это еще зачем? Ребенок не разговаривает толком. А ты еще хочешь в ее голове кашу сварить из разных слов и букв, — возмущалась Надежда Адамовна.
– Никакой каши не будет. У детей очень пластичный мозг. Они многому могут научиться именно в раннем возрасте, — терпеливо объясняла Оля.
– Но иностранный язык зачем? Пусть на родном научится говорить.
– Не хочу тебя шокировать, мама, — вмешался Миша, — но мы ее отправим в биллинговый сад. Поколение умных детей не должно прерываться.
Свекровь не понимала сына с невесткой. Она в свое время окончила школу и курсы кройки и шитья. Потом вышла замуж. И прекрасно прожила жизнь, не высушивая мозги.
Машеньку же отправили в биллинговый сад, на рисование, плавание и ментальную математику в пять лет.
– Не понимаю, зачем женщине образование? — указывала свекровь как воспитывать внучку. — Ее главная цель — ухаживать за мужем и растить детей.
– А если не складывается личная жизнь, например, — говорила Оля. — То сидеть, смотреть в окно и считать пролетающих мух? Нельзя зацикливаться только на одной роли.
Олю пригласили работать на атомную станцию. И они стали с Мишей продумывать, стоит ли принимать предложение и переезжать. Все же не хотелось бросать сад и все удобства столичной жизни.
И вопрос решился сам собой. Оля забеременела вторым ребенком. УЗИ показало девочку.
– Ты и над второй внучкой так будешь издеваться? — допытывалась свекровь.
– Конечно, — отвечала Оля, смеясь. — Я думаю, что и вторая дочь будет такой же умной.
Со вторым ребенком кроватку даже не покупали. И коляску тоже. Не экспериментируя, Оля носила ребенка в слинге и ложила спать с собой. А в годик малышку переселили в комнату к сестре.
И все же свекровь была немного довольна. Ради семьи и детей невестка отказалась от мечты.