В начале 50-х годов, практически сразу после окончания войны с Германией, советский автопром с удвоенной силой занялся выпуском различной техники.
Мотоциклы для советских людей был единственным доступным видом транспорта, к тому же, государство тоже было финансово заинтересовано в производстве техники, которая не требовала значительных затрат.
Поначалу большинство моделей советские инженеры проектировали с немецких мотоциклов, которые в качестве трофеев были переправлены в СССР.
Ижевский мотоциклетный завод тоже начинал производство модели с модели немецкого мотоцикла, которая позже объединила в себе целую линию техники, ставшей поистине легендарной для людей, заставших период существования СССР.
Какие модели Ижевского завода использовались при создании первого советского спортивного байка
Мотоцикл ИЖ-350 стал первой послевоенной моделью, которую Ижевский завод начал выпускать уже в1946 году.
Возможно, об этом факте многие забыли, но прототипом советской модели стал мотоцикл DKW NZ-350, который немцы серийно изготавливали в период 2- й мировой войны.
Из Германии были доставлены не только техническая документация и оборудование, но на некоторый период времени, на завод была прикомандирована группа немецких инженеров, создававших эту модель.
После обкатки первой модели, практически сразу заводчане выпускают еще один мотоцикл среднего класса, «ИЖ-49».
На новой модели вместо старой вилки, которая больше напоминала немецкий мотоцикл, было установлено вилку переднего колеса, разработанную исключительно инженерами Ижевского завода.
До начала 70-х годов завод наладил выпуск несколько моделей среднего класса, разделив линию надвое, на одиночные и колясочные мотоциклы.
Дорожные мотоциклы «ИЖ Планета» одиночного типа больше нравились молодежи, тогда как колясочные «ИЖ Юпитер» облюбовали люди постарше, особенно жители сел и небольших поселков.
Эти два типа мотоциклов выпускались ижевцами более двух десятков лет, в течение которых инженеры завода используя основную линию, путем модернизации разработали несколько различных по техническим характеристикам моделей.
ИЖ Планета Спорт
В СССР особое внимание уделялось развитию спорта, где мотокросс особенно привлекал советскую молодежь. Ижевские инженеры давно вынашивали идею создания советского байка, который бы по своим техническим характеристикам и внешнему дизайну не уступал зарубежным моделям.
К 1974 году была завершена разработка модели, для сборки которой планировали использовать детали не только советского производства, но и заказанные у иностранных компаний.
Внешне модель имела сходство с мотоциклами спортивного типа, которые выпускали японские и итальянские компании.
Помимо дизайна были и другие изменения, которые для обычных мотоциклов дорожного типа были не свойственны: мощность в 32 л. с., что было больше чем даже у чехословацкой «Явы», и максимальная скорость, где водитель за 11 секунд мог разогнать модель до 140 км/ч.
На советских мотоциклах такой динамики по мощности и скорости еще не было, поэтому новая модель была интересной во всех отношениях.
Техника получилась качественной и выносливой, но все-таки главной причиной резкой популярности «ИЖ Планеты Спорт» стало то, что на первых выпускаемых партиях были установлены карбюраторы от иностранного производителя японской компании, «Magneti-Marelli» и «Mikuni».
Эта особенность сразу же была подмечена в народе, что и стало причиной появления прозвища «японец». Со временем эти детали были заменены советскими, аналогичными, но прозвище долго еще было на устах советской молодежи.
Со сменой карбюратора из японского на отечественный, модель потеряла свой основной козырь, мощность.
Модели собранные строго на основе деталей изготовленных в СССР вместо 32 л. с. выдавали 28 л. с., что, в общем-то, уравнивало технические характеристики «Явы» и «ПС».
Еще одним минусом замены карбюратора стал расход топлива, где на моделях собранных из японских запчастей он составлял при скорости 60 км/ч 3 л на 100 км, а на отечественных увеличился больше чем в два раза, до 7 л.
Были и другие технические особенности, которые отличали модели «ПС» собранные из запчастей от зарубежного производителя от чисто отечественной сборки.
Как уже было отмечено, серийно выпущенные партии мотоциклов, собранные на базе японских деталей, максимально можно было разогнать до 140 км/ч.
При резком торможении на мотоциклах, где была установлена зарубежная система тормозов, допускался тормозной путь длиною до 15 м, при этом водитель не боялся, что из-за юза заднего колеса мотоцикл сразу же выбросит на обочину.
На моделях, собранных из советских запчастей максимальная скорость мотоцикла упала на 10 км/ч.
Тормозной путь, как это не парадоксально звучит, наоборот, увеличился из 15 до 19 м, а это уже было совсем не то, особенно если использовать мотоцикл для спортивных тренировок.
Что интересно, и сейчас имеется немало желающих купить мотоциклы, «Планета Спорт» на которых стоят оригинальные японские запчасти, установленные в период сборки первых серийных партий.
Причина такой популярности вполне объяснима: изначально модель получилась намного качественнее по своим техническим характеристикам за счет деталей от зарубежного производителя, чем те мотоциклы, которые стали собирать, используя строго отечественные составляющие и детали.