Был в Советском Союзе Могилевский автомобильный завод, который занимался выпуском автомобильной и землеройной техники. В недрах этого предприятия собрали, достаточно странный на взгляд непосвященного обывателя тягач, получивший название Скрепер. Применяли эту технику в случаях, когда было необходимо снять верхний слой грунта и увезти его в другое место. Трудились Скреперы на строительстве дорог, так же использовали их в масштабных стройках и при разработке карьеров.
Особенностью данной машины было то, что Скрепер во время работы передвигался не своим ходом. В движение его приводил бульдозер-толкатель. Сам он передвигаться конечно мог, но машина имела передний привод. Вернее даже не привод, а только передние рабочие колеса, задние привода вообще не имеют. Это своего рода прицеп и что бы машина не просто ехала, а срезала грунт необходим бульдозер, который будет сзади толкать Скрепер. Работа надо сказать довольно опасная.
Помимо своего веса, Скрепер мог еще взять борт порядка 16 тонн грунта. Если учесть, что никакой сцепки между бульдозером и Скрепером нет, то очень сложно предсказать, как поведет себя этот тандем, если на пути встретится яма или уклон. По этой причине даже опытные трактористы с опаской брались за такую работу.
Кроме бульдозеров в роли толкателя порой выступали тяжелые колесные трактора. Что бы как-то смягчить сцепку, на силовой упор расположенный в задней части Скрепера навешивали старые покрышки. Получался некий бампер. Впрочем сильно обезопасить тракториста он не мог. Если скрепер на склоне опрокидывало на трактор, все 16 тонн грунта приходились прямо на кабину трактора.
Однако не смотря на то, что существовали и другие скреперы в виде прицепного оборудования, которое тащил за собой Кировец, от опасной и довольно странной техники завода МоАЗ не спешили отказываться. Если партия сказала надо, придется выполнять даже если кажется нелепым и опасным.
А вам приходилось работать на Скрепере?