– Я дома! – Люда услышала голос Георгия и поспешила в коридор, оставив нарезку салата.
Ей так хотелось поскорее поделиться новостью, которая должна была порадовать мужчину.
– Привет! – улыбнулась Людмила, – Я ужин приготовила и у меня для тебя новость! Иди скорее руки мой, а мне осталось заправить салат.
Георгий изогнул брови, демонстрируя свое удивление и быстрым шагом прошел в ванную комнату, откуда вернулся очень скоро, потирая ладони.
– Что-то вкусное у нас? – присел он за стол, – Ну, рассказывай свои новости, заинтриговала.
– Ой, так волнуюсь, – Люда пододвинула к Георгию тарелку с картофельно-мясной запеканкой и положила салат, – Дочь твоя нашлась!
Людмила выдохнула, ожидая реакцию Георгия, но он не проявил никакой эмоции. Уголки ее губ медленно поползли вниз.
– Ты не рад? – Людмила даже расстроилась, ведь Георгий часто говорил, как бы ему хотелось найти дочь.
Он был немногословен о своей первой семье, но дочку часто вспоминал. Рассказывал, какой он ее помнил, показывал детское фото. А потом его жена уехала и дочку забрала. Ни слова не сказав, не предупредив ни о чем. С тех пор он их не видел и не знал, где они жили. И вот, дочь его найдена. Людмила постаралась. Пришлось просить о помощи своего сына, Никиту. Ему, конечно, было нелегко, ведь девушка не афишировала свою настоящую фамилию, но как-то удалось Никите разыскать ее в социальной сети.
И вот теперь Людмиле показалось, что напрасны были все труды, но Георгий улыбнулся:
– Рад, почему же. Просто воспоминания невольно захлестнули. Интересно, какая она стала?!
– А я тебе покажу! – Люда сбегала в комнату и вернулась с телефоном в руке, – Вот, смотри, Никита ссылку дал на ее профиль. Захочешь, сможешь написать ей, пообщаться.
Георгий взял у Люды телефон и принялся листать фотографии девушки, которая так была похожа на свою мать, которую Георгий когда-то безумно любил.
Он потому и жил все эти годы в полном одиночестве – не мог ее забыть, пока не встретил Люду.
– Красавица какая! – похвалила Люда его дочь и Жора расправил плечи.
– Да, выросла-то как, – сказал он и посмотрел на Люду, – ты знаешь, Люсь, а я ведь даже и не думал, что когда-нибудь ее увижу. Сердце защемило. Как она? Все ли в порядке?
– Напиши ей, – предложила Люда, – спроси обо всем. Только сначала нужно поесть, все остывает, и у нас еще десерт.
Георгий кивнул и взял в руки вилку, отложив телефон. Ужинали молча. Людмила заметила, что Жора был задумчивым и даже погрустнел. Все правильно, такая неожиданность – волнуется, переживает, как все дальше слоится. А вдруг, Лина не пожелает его признавать, ведь неизвестно, что ей мать о нем наговорила.
После ужина Георгий попросил, чтобы Людмила перекинула ему ссылку на страничку Лины, и ушел в комнату, а Люда задумалась. Правильно ли она поступила, ведь если столько лет Георгий жил спокойно, и хоть говорил, что дочь искал, но вряд ли это было правдой, ведь кто ищет – тот всегда находит. Никите понадобилось несколько дней, а отец родной не смог найти за столько долгих лет?! Возможно, и не нужно было вмешиваться, но, что сделано, то сделано.
Людмила перемыла всю посуду, убрала остатки еды в холодильник и тихонько заглянула в комнату. Георгий сидел со смартфоном в руках, задумчиво уставившись в экран.
– Как ты? – спросила Люда, и он поднял голову.
– Нормально все, – сказал и как будто виновато добавил, – я Лине написал, она пока не отвечает.
– Ну, быть может, не в сети. Как только сообщение прочтет, я думаю, что-то ответит. Ты, главное, не беспокойся, просто нужно немного подождать.
Но Лина не ответила ни в этот день, ни на следующий. И только спустя некоторое время Георгий примчался домой счастливый, каким его Людмила никогда не видела.
– Мне Лина написала, – с порога сообщил он, – Люда, а можно она в гости к нам приедет? Мне так хотелось бы ее обнять.
– А почему же нет, – улыбнулась Людмила, – пусть приезжает, познакомитесь поближе, надо же налаживать отношения, раз нашлись. Как раз комната Никиты свободна, пока он в командировке.
– Спасибо тебе, – не переставал улыбаться Георгий, – Всегда знал, что ты самая добрая и чуткая. Ну, пойду, мне Лина сейчас по видео связи будет звонить.
– А как же ужин? – всплеснула руками Людмила.
– Я не хочу, спасибо, сыт я! – сказал и скрылся за дверью комнаты.
А Люда окинула взглядом накрытый стол.
Никогда еще она не видела Георгия таким счастливым, и теперь ей стало даже чуточку обидно, что с ней не радовался никогда вот так, теперь же словно крылья за спиной раскрылись.
Людмила подошла к двери и, хоть считала верхом неприличия подслушивать чужие разговоры, все же не смогла сдержаться в этот раз.
– А мама не поговорит со мной? – спросил Георгий и молодой женский голос ответил звонко.
– Она на работе, на сутках сегодня. В другой раз, возможно, и поговорит.
Людмила отошла от двери, а сердце сжалось от неприятной горечи. По голосу Георгия ей было ясно, что он не только дочь хотел найти, но и ее мать. Только сразу прямо говорить об этом не решался, да и теперь вряд ли признается. Хотя, что в том особенного, все же это его первая жена и ревновать к прошлому было бы глупо. Но мысли больно царапали, и Люда задумалась, присев на кухне у окна и наблюдая, как озорной ветерок играет ветками березы.
Людмила овдовела восемь лет назад. Никита тогда вернулся из армии и клятвенно пообещал, что мать одну не бросит, будет помогать. Первое время ей действительно нужна была его поддержка, а потом начала совесть мучить. Парень взрослый, ему жизнь свою налаживать, а он о матери печется. И Люда взяла себя в руки. Начала вести беседы с сыном о женитьбе, но Никита отвечал, что у него пока никого нет.
Время бежало незаметно. Люда уже переживать начинала – парню двадцать семь, а он все один, да один. Пыталась даже познакомить его с девушками. То давняя подруга Людмилы приедет с племянницей к ним на дачу, и так, между прочим, поручат Никите с девушкой какие-то дела, то сама Люда молодую коллегу свою пригласит, будто по работе вопросы решать, но непременно когда сын дома. Но Никита относился к этим знакомствам без особого энтузиазма.
– Мам, – говорил он обычно в такие моменты, – Ну прекрати ты уже это сватовство, я жду ту единственную, с которой проживу всю свою жизнь, и как только я сАм ее встречу, сразу пойму, что это и есть моя судьба. А твои старания меня только раздражают, извини!
– Да кого ты встретишь?! – возмущалась мать, – в твоем возрасте у людей уже дети в школу собираются, а ты всё чуда ждешь. Ну чем тебе Наташа не понравилась? Готовит вкусно, одевается стильно…
И Людмила начинала перечислять достоинства каждой, кого хотела бы видеть в числе потенциальных невест для Никиты.
Но в один прекрасный момент Людмила поняла, что от собственного одиночества покоя сыну не дает. Подруги все твердили в один голос, что ей и о своей личной жизни надо подумать, и Люда задумалась. С Георгием их случай свел и как-то все спонтанно получилось. Людмила и сама теперь не понимала, как так быстро согласилась съехаться с мужчиной, но не жалела ни о чем пока. Вместе они жили всего год. Люда надеялась, что это тот человек, с кем будет жить и в радости, и в горе. Но он ей до сих пор не сделал даже предложение. Да Люда и не торопилась с этим делом. У Жоры своего ничего не было. Хоть и был на пару лет старше Людмилы, а ничего не нажил за все годы. Но для Люды материального положение его не имело значения. Ей было достаточно того, чтобы человек был хороший – заботливый, любящий, искренний, добрый. И пока Георгий так себя и проявлял.
Уже через несколько дней Георгий сообщил, что следующим вечером приедет Лина. Людмила вдруг забеспокоилась – что, если не удастся с его дочерью поладить, но Жора успокаивал – ему ведь тоже предстоит знакомиться с нуля с собственной дочкой.
Девушка ворвалась в их жизнь, как ураган. Георгий собирался ее встретить на вокзале, но Лина отказалась.
– Я не маленькая, доберусь сама.
И она добралась. Георгий открыл дверь, Людмила вышла вслед за ним их кухни и замерла на пороге. Перед ними стояла Лина, но совсем не похожая на ту, что смотрела на них с фото в соцсети. Слишком броский, вызывающий макияж создавал о ней не самое приятное впечатление, и выглядела девушка гораздо старше своих лет.
– Я бы не узнал тебя, если б на улице встретил, – сказал Георгий за ужином, – на фото и по видео ты совсем другая была, на мать свою очень похожа.
– А, – махнула Лина рукой, уплетая за обе щеки запеченное мясо с грибами, – этим фоткам сто лет в обед, я там еще молоденькая же совсем, новые не охота добавлять. А по видео я с тобой перед сном болтала, умылась уже от косметики.
– А чем ты занимаешься? – спросила осторожно Люда, – учишься где-то?
– Да нет, я ж школу два года назад только окончила, надо же отдохнуть, потом уже дальше, с новыми силами, учиться. Ну, или замуж выйду, чтоб совсем работать не пришлось. Как выйдет, в общем.
Людмила посмотрела на Георгия, а он глядел на свою дочь и улыбался.
– А мать не возражала, что ты к нам поедешь? – спросил Георгий.
– Неа, – помотала Лина головой, – я ж совершеннолетняя, давно не спрашиваю позволения, куда мне ехать, с кем, зачем. Поставила родительницу перед фактом и все!
Людмиле стало тяжело дышать от этих слов. Какое счастье, что ее сын совершенно другой, иначе она точно бы не вынесла подобного. Бедная мать Лины, как ей, наверное, с ней тяжело. Хотя, возможно, это здесь она так выставляется, а на самом деле, может быть, она совершенно другая, просто решила так проверить их – как отнесутся к ней в таком вот облике.
– Ты, наверное, устала с дороги, – сказала Люда после ужина, – идем я тебе комнату покажу, где ты пока поживешь.
– Пока? – вскинула брови Лина, – я вообще-то задержаться тут хотела. Родной ведь город, я здесь родилась, хочу поближе познакомиться и с городом, и с папой. С вами тоже, если что, не обижайтесь.
– Ну, – протянула задумчиво Люда, – это комната моего сына, Никиты. Он пока в командировке, но скоро вернется. Поэтому, пока ты можешь в этой комнате пожить.
– Спасибо, что сразу не выгнали, – произнесла высокомерно Лина и добавила, – ну все, мне отдыхать пора. Спасибо за заботу.
Людмила пожелала ей приятных снов и вышла, закрыв за собой дверь.
– Ты как? – спросила Люда у Георгия.
– Я счастлив! – ответил он и улыбнулся, – спасибо, что вернула мне дочь!
Людмила тоже в ответ улыбнулась и принялась убирать со стола.
– Ну, я спать пойду, – он поцеловал Люду в макушку и вышел из кухни, а Людмила долго еще стояла на месте, обдумывая, почему Георгий никогда не улыбался постоянно раньше.
Время проносилось незаметно. Никита должен был уже вернуться из командировки, а Люда даже представить не могла, как начать с Жорой разговор о том, что дочь его уж слишком загостилась. Однако, следовало это сделать и она спросила аккуратно, когда Лина была на прогулке.
– Жора, а когда Лина домой собирается? Никита на днях возвращается. Где он будет жить, если комната занята?
– Люсь, у меня идея идеальная! – Георгий схватил Люду за плечи и слегка потряс, сияя от счастья, – В твоей второй квартире не живет пока никто, и новых квартирантов не предвидится. Давай, там Лина поживет пока. Ты видишь ведь, как город ей понравился, да и у нас с ней отношения пока на шатком уровне. Позволь поближе дочь узнать, побольше пообщаться с ней?!
И Люда согласилась. Скрепя сердце, понимая уже, к чему все может привести, она дала согласие и Лина с радостью уже на следующий день освободила комнату Никиты, переехав в квартиру, которую Люда покупала для сына. Они с мужем еще до появления на свет Никиты позаботились о его будущем, стали копить деньги. А когда супруг погиб, у Люды на счету была уже весьма внушительная сумма, но она продолжила копить. Когда Никита ушел в армию, она купила для него просторную квартиру с расчетом на то, что он женится, и в доме будут дети. Но Никита не спешил создать семью и они решили пока сдавать квартиру, все хоть какой-то доход. И вот, теперь там поселилась дочь Георгия.
Вернувшись, Никита поделился долгожданной новостью о том, что встретил девушку своей мечты.
– Мам, Вера — та, которая мне снилась по ночам, я именно о такой девушке мечтал. Ты представляешь, мы с ней всего пар у дней знакомы, а я уже хочу на ней жениться.
– Ну ты даешь, сын, – всплеснула руками Людмила, – нужно же узнать друг друга получше, а потом уже жениться.
– То-то я смотрю, вы с Георгием Петровичем до сих пор присматриваетесь друг к другу, мам, раз он тебе еще не сделал предложение. Нет, я так не хочу. Мы просто поняли, что всю жизнь друг друга искази, это все на уровне души. Я хочу тебя с ней познакомить.
– Ну что ж, – вздохнула Люда, – будем знакомиться, раз ты уверен! Я приму любое твое решение, и конечно, поддержу в любом вопросе.
– Спасибо, мамуль, – Никита чмокнул Люду в щеку.
Вечером, когда Никита убежал на свидание к Вере, Людмила начала вновь неприятный разговор с Георгием.
– Никита собирается жениться, – сказала Люда, и Георгий как-то вяло кивнул.
– Не понимаю я таких скороспелых решений. Вот женятся сгоряча, а потом как быт начнет давить, разбегутся. К чему эти формальности? Пожили бы сначала просто так.
– Я все-таки считаю, что если люди уверены друг в друге, то и пусть женятся. Многие пары живут годами и не могут друг друга узнать, так что, это дело такое. Я не об этом говорить хотела. Я про Лину. Квартира ведь Никиты, а раз он собрался создавать семью, то после свадьбы должен будет жену домой привести. А надо еще успеть ремонт хоть косметический там сделать, все-таки, после квартирантов.
– Люся, а ты сына не учила быть самостоятельным? – вскинул брови Георгий.
– Ты о чем? – удивилась Людмила, – он разве не самостоятельный?
– Да нет, если квартиру ты ему преподнесешь.
– Но это его квартира, – пожала плечами Людмила, – мы ведь с его отцом заботились о его будущем заранее.
– Ну, правильно, – не соглашался Георгий, – сейчас квартиру готовую получить, не надо самому ничего делать, потом машину попросит подарить, потом и вовсе и твою оттяпает квартиру, чтобы было, на что семью содержать. Так он никогда самостоятельным не станет, Люся!
– Жора, мне очень неприятен это разговор. Давай, мы сами разберемся со своим жильем, а ты реши вопрос со своей дочерью. Поговори, пора ей к маме возвращаться.
– Люся, подумай! Сын твой взрослый мужик! Он может легко для себя заработать. Раз жениться собрался, значит, рассчитывает на свои финансовые силы, а Лина еще юная совсем, ей нужно на ноги вставать, учиться, она здесь решила поступать. Вот и пускай живет в этой квартире. Пойми ты, Люся, я ведь алименты не платил, пусть будет компенсация такая.
– Жор, неужели ты серьезно это говоришь? – усмехнулась Людмила.
– Вполне, – ответил он, и добавил с обидой, – я, видимо, тебе совсем не нужен, если прогоняешь дочь мою?
– Да я ее не прогоняю, Жора, но она ведь в гости приезжала, а вышло, что навсегда. А раз так, то ты должен позаботиться о своей дочери, если считаешь себя обязанным. Мне же надо сделать в квартире ремонт перед свадьбой, поэтому прошу не затягивать с разговором.
– Я не смогу вышвырнуть дочь на улицу! Люся, ты должна меня понять.
– А я, выходит, смогу выгнать своего сына из собственной квартиры на улицу?! Ты не за ту меня принимаешь, дорогой. Мой сын будет жить в своей квартире, остальные вопросы меня не касаются. И если ты не хочешь Лине это сказать, то я сама поеду и поговорю.
– Не вздумай, – вскочил с кресла Георгий, – я должен ее подготовить.
Сказал с досадой и, схватив с вешалки куртку, вышел из квартиры, громко хлопнув дверью.
Людмила же на следующий день занялась поиском бригады для ремонта. Нужно было посмотреть объем работ, для оценки, и Люда повезла бригадира в квартиру.
Открыв дверь своим ключом, она застала трогательную сцену. Лина вертелась перед зеркалом, Георгий сидел на диване, а на его груди полулежала женщина, в которой Люда без труда узнала его бывшую жену. Жора гладил ее по волосам.
– Воссоединение семьи? – спросила Людмила спокойно, а Жора вскочил на ноги.
– Люсь, это Инга, она к дочери приехала. Пусть они пока здесь живут?!
– Ты же мужик, Жор, а такой не самостоятельный. Ну, обеспечь свою семью квартирой, а я вам пять минут даю на сборы и если вещи не успеете собрать, они с балкона полетят!
Сказала, и пригласила бригадира осмотреть квартиру.
– Люся, ты пожалеешь, что так поступаешь с нечужими мне людьми, – шипел Георгий.
– Я уже пожалела, что однажды встретила тебя, – сказала Люда и указала на дверь, – Время напрасно не трать, я ведь не пошутила.
Уходя из квартиры, Жора продолжал винить Людмилу в бесчеловечности, а когда за ними дверь захлопнулась, Люда присела на диван и, опустив лицо на ладони, горько расплакалась.
– Я прошу прощения, – тихо кашлянул мужчина для привлечения внимания, – вам нехорошо? Может тогда, потом расчеты все обсудим?
– Нет-нет, – встрепенулась Людмила, – у меня все просто замечательно. Я мать самого лучшего сына и я стану скоро самой лучшей свекровью, а потом и бабушкой. Разве могу я из-за ерунды переживать?! Нет уж, давайте мне свои расчеты!
А пару месяцев спустя счастливые молодожены поселились в своей уютной квартире, где их ждали долгие годы семейного счастья, любви, гармонии и взаимопонимания. А Люда была рада за детей, и вовсе не беда, что рядом с ней нет человека, с которым можно век прожить в беде и в радости. Одной ей тоже хорошо, а если все же встретится такой, то теперь она будет прислушиваться к сердцу, как ее Никита научил.