Кристина не могла поверить, что ей удастся отдохнуть целые сутки! Она уже и не мечтала ни об отпуске, ни о выходных. С тех пор, как они с мужем решились купить квартиру в Москве, покой им только снился. Родилась и выросла Кристина в далекой провинции, сюда приехала учиться, познакомилась с Максимом и с тех пор они не расставались. Максим тоже был не местным, так что, рассчитывать на помощь или поддержку близких ни у кого из них не было возможности.
На четвертом курсе молодые люди поженились, сняли небольшую комнатку в коммунальной квартире и очень быстро поняли, что так жить постоянно они просто не смогут. У соседей за стенкой постоянно плакал маленький ребенок, в комнате напротив женщина готовилась к рождению первенца, а в самой крайней комнатушке, где жил родной брат хозяйки помещения, собирались постоянно алкоголики. Да и цена была совсем немаленькой для студентов, работать приходилось уже тогда буквально на износ. Максим устроился в бригаду грузчиков и каждый вечер приходил домой ближе к полуночи, не чувствуя ни рук, ни ног, как говорится. Кристина раздавала флаеры в торговом центре, а после – за двоих писала курсовые. Не оставалось сил даже на то, чтобы куда-нибудь сходить, да собственно, и времени на это не было.
– Крис, может быть, к моим родителям поедем после института? – Неуверенно спросил как-то Максим, но Кристина не хотела даже слушать.
– Да ты чего?! Я нажилась в своем захолустье по горло, а твой городишко и того меньше. Ну, сам подумай – выйти некуда, о нормальной работе даже мечтать не стоит, в магазинах многого днем с огнем не найти. Макс, ну давай уж лучше думать, как здесь обосноваться, чтобы дети наши будущие имели больше, чем мы в детстве.
– Как будто здесь мы куда-то ходим, – хмыкал Максим, но с женой соглашался. Встанут на ноги, тогда и отдохнуть будет возможность, сейчас все так живут – хочешь чего-то добиться, приходится впахивать.
После получения дипломов молодые супруги сразу принялись искать работу, но напрасно они думали, что их везде начнут встречать с распростертыми объятьями. Без опыта, без регистрации, работодатели не особо рассматривали их кандидатуры, поэтому сначала пришлось согласиться на то, что было доступно. Платили не особо хорошо, но если пару подработок взять, то можно как-то справиться.
Супруги не были транжирами и каждую копейку складывали бережно на счет. Единственное, на что они согласились – переехать из этой ненавистной коммуналки. Нашли квартирку не в самой столице, но зато отдельную. И пусть им приходилось просыпаться в пять утра, добираться до места на электричке, потом — метро, зато соседей шумных не было, и плата очень даже радовала, могли побольше отложить на мечту.
Прошло семь лет, прежде чем Максим и Кристина смогли всерьез подумать о квартире. Когда узнали цены на столичное жилье, хотелось руки опустить, но они уже так привыкли к трудностям, что сдаться просто не смогли. Решили для начала взять однушку, рассчитаться с ипотекой, а потом уже расширить можно будет площади. К тому же, и работа более стабильная теперь была, платили тоже больше, чем сначала. Так что, было решено!
Ипотеку супругам одобрили, вариант нашли не сразу, но хороший. И вот, они стали собственниками квартиры в Москве! Обустраивать жилище сразу не было возможности, теперь их ипотечные платежи «съедали» почти все доходы. И они снова начали искать побольше подработок. Встречались дома по ночам, без сил падали на кровать и утром разбегались — каждый по своим делам. Даже питались, чем придется, ведь готовить было просто некогда.
И вот, Кристине выдалась возможность отдохнуть. В той фирме, где Кристина подрабатывала в выходные дни, ухаживая за зимним садом, наметились какие-то показы и Кристину попросили в этот день не приходить, но оплатить пообещали все по договору, и это было вдвойне радостно. Хотелось бы, конечно, отоспаться от души, но она решила провести день с пользой – порядок навести в квартире, ужин приготовить, вот Максим обрадуется! Но не тут-то было! Такое люди называют обычно «законом подлости». Стоило Кристине утром проводить супруга и оглядеться, наметив фронт работ, как в дверь позвонили.
Это было странно, ведь друзей у пары здесь не было – когда дружить с такой загруженностью? Соседи тоже никогда не заходили. Но, мало ли, кто может быть. Возможно, счетчики пришли проверить, или письмо какое-нибудь принесли. Кристина поспешила открыть дверь и, увидев на пороге старшую сестру Максима с мужем и двумя детьми, приложила руку к губам, попятившись назад. Никогда раньше они не встречались, Кристина видела лишь фотографии, а тут – пожаловали, да без предупреждения.
– Ну ты чего, как будто привидение увидела? – спросила громко Фая и подтолкнула детей вперед, – Идите, раздевайтесь, чего стоите как неродные, – потом зыркнула на мужа, – Сумки заноси! Тоже завис. На вас столица что ли так влияет?
Кристина не знала, как себя повести.
– А вы… – Спросила несмело, – Проездом? Едете куда-то?
– Да к вам приехали! – Усмехнулась Фаина, скривив губы, – Какой проезд еще придумала?!
– Ну… – Кристина чувствовала, как ее начинает потряхивать. Где они все разместятся? – Просто вы ведь не предупредили, а у нас места-то мало совсем…
– И чего? – Вскинула брови Фаина, – В тесноте, да не в обиде! А вы как думали?! Надо было сразу больше площадь покупать, это дело такое. Приобрели квартиру в столице, будьте готовы гостей принимать! Нам ведь тоже хочется на Красной площади побывать! По Москве походить! И не нам одним. Мать с отцом тоже планируют вырваться. Потом дядьки, тетки, двоюродные все. Так что, придется что-то делать!
Кристина про себя подумала, что они с Максом сами за все время только раз были на Красной площади, и то случайно и недолго, а чтобы гулять спокойно по городу, так о таком пока и не мечтали.
– У нас только одна кровать, – продолжила сдавленным голосом Кристина, но Фая уже открывала шкафы, в поисках места для своих вещей.
– Ну и нормально! – Сказала, перекладывая одежду Кристины на полку с вещами Максима, – Дети на кровати будут спать, а нам всем на полу соорудим спальные места, привыкать что ли! У нас, знаешь, когда гости в детстве приходили, вся ж родня собиралась по праздникам, так мать накидает на пол телогреек, и нормально.
– А вы надолго? – Обреченно посмотрела Кристина на золовку.
– Да на месяц, не больше! – Заявила та и добавила, – Ты там пожрать сооруди, а то мы с поезда голодные, как волки! Разогрей по-быстрому чего-нибудь.
– А я… У нас… – Кристина хотела сказать, что у них нет ничего такого, но не успела. Фая уже скомандовала.
– Лешка, иди сам рули на кухне, а то с такой хозяйкой дети с гoлoду пoмрут.
И муж золовки тут же поспешил на кухню. Открыл холодильник, вытащил форель, которую Кристина планировала запечь в духовке и поморщился:
– Да ту продуктов на один зубок!
– О! – Поспешила к мужу Фая, – рыбу красную едят, а прибедняются, ну ладно, ты уху с нее сваргань, тогда все сыты будут.
И Леша принялся готовить обед. А Кристина смотрела вокруг и понимала, что ей хочется сбежать из собственного дома.
Когда Максим, усталый и измученный после работы, наконец-то добрался до квартиры, его встретил шум детских криков и громкие голоса сестры b её мужf. Дверь с трудом открылась из-за расставленных в прихожей сумок, и он едва успел увернуться от мячика, который младший племянник бросил в стену.
— Здорова, Макс! — заорал Лёшка, муж Фаины, даже не поднимаясь с кресла, — Ты чего такой хмурый? Мы к тебе в гости приехали! Встречай как положено!
Максим ошеломлённо оглядел комнату — его сестра, растянувшись на кровати, листала журнал, дети бегали по квартире, как угорелые, а Кристина возилась на кухне, перемывая посуду, оставленную гостями.
— А что вы здесь делаете? — наконец спросил он, пытаясь понять, что происходит.
— Как что? — удивилась Фаина. — Приехали навестить вас, Москву посмотреть. Ты что, не рад нас видеть? Квартира у вас теперь своя, просторная, ну вот и решили у вас поселиться на время!
— Рад, конечно, но… вообще-то у нас совсем мало места, — осторожно начал он, — и мы ведь оба работаем, утром рано вставать…
— Ну и что? Мы вам не помешаем! — отмахнулась сестра. — Не переживай, найдём, где разложиться. А если тебе кровати жалко для детей, так мы на полу как-нибудь все устроимся, нам не привыкать.
Максим вздохнул и, повернувшись к Кристине, попробовал спросить глазами: «Что делать?» Но она лишь молча пожала плечами. Решение, похоже, уже было принято без их участия.
В итоге ночь действительно провели на полу. Максиму и Кристине пришлось расстелить старые вещи в крохотной кухне, оставив свою комнату непрошенным гостям. Кристина лежала, уставившись в потолок, слушая, как в соседней комнате Фаина и её муж громко храпят. Максим повернулся к жене и тихо прошептал:
— Прости, Крис, я и представить не мог, что они вот так заявятся.
— Да уж, я тоже, — горько усмехнулась она. — Как будто нам своих забот мало, теперь ещё и их обслуживать.
Максим крепче прижал жену к себе, стараясь успокоить, но и сам понимал, что это только начало. Спать пришлось урывками. Дети просыпались и снова начинали бегать, один из малышей несколько раз забегал на кухню в поисках воды. Утром Кристина едва поднялась, чувствуя себя выжатой как лимон. Когда они с Максимом уходили на работу, гости еще спали. А вечером, когда они вернулись, Фаина встретила их у порога с недовольным лицом:
— Вы что, с пустыми руками? Гостей голодом заморить решили? Надо было продуктов захватить! Дети весь день хлеб доедают с ухой, да и нам бы чего посытнее.
Максим поморщился, но постарался говорить спокойно:
— Фая, мы ведь уже говорили: у нас сейчас ипотека, и деньги все уходят на платежи. Мы не можем позволить себе кормить ещё и вас всех… сытно.
— Ну ты и жлоб! — вспыхнула сестра. — Купил квартиру в Москве и сразу зазнался? Родной сестре пожалел кусок хлеба? Ты должен радоваться, что мы вообще тебя навестили, а ты копейки какие-то жалеешь.
Кристина молча пошла на кухню, чтобы избежать конфликта, но в груди всё кипело. Максим, стиснув зубы, попытался снова объяснить:
— Мы вас не гоним, просто… может, вы могли бы что-то сами купить? Мы сейчас работаем с утра до ночи, чтобы хоть как-то сводить концы с концами.
— Ах вот как! — Фаина с вызовом подняла подбородок. — Ладно, Лёшка, поехали завтра на рынок, сами купим. Видно, что брат мой совсем зазнался, женушка-то его, наверное, ему мозги и промыла!
Максим знал, что спорить дальше бессмысленно, поэтому промолчал.
Прошло ещё несколько дней, но ситуация не менялась, гости буквально захватили всю квартиру, словно это был их собственный дом. Дети Фаины носились из комнаты в кухню, громко спорили из-за игрушек и время от времени заливались плачем, когда что-то не делилось поровну. Лёша с Фаиной то и дело устраивали шумные разборки — то не так взглянул, то не то слово сказал, и вот уже слышатся недовольства и обвинения, причём без стеснения, будто они здесь одни. Максим с Кристиной чувствовали себя чужими в своём же доме — у них не оставалось даже уголка, где можно было бы просто перевести дух.
— Макс, мы так долго не протянем, — тихо сказала Кристина однажды вечером, когда они наконец-то закрылись на кухне, чтобы хоть немного побыть вдвоём. — Я не могу так жить, это же издевательство! Мы для чего так пахали? Чтобы кому-то бесплатный санаторий устроить?
Максим вздохнул и, проводя рукой по волосам жены, сказал:
— Завтра попробую снова поговорить с Фаиной, но ты же её знаешь… Она сделает из меня монстра, который сестру родную выгнать хочет.
— Ну а что остаётся? — устало ответила Кристина. — Если они ещё месяц здесь пробудут, мы просто свихнёмся!
Ночью Кристина долго ворочалась на жёстком полу, слушая, как сестра Максима в очередной раз переговаривается с мужем о своих планах на экскурсии по Москве.
Когда следующим вечером Максим пришёл домой после очередного изнурительного рабочего дня и увидел, что Кристина опять моет гору посуды, оставленную гостями, его терпение лопнуло.
— Фая, — Максим попытался заговорить спокойно, хотя внутри всё кипело, — нам нужно серьёзно поговорить.
Сестра встретила его слова с недовольством, отрываясь от телевизора:
— О чем же?
— Мы не можем больше так жить, — сказал он, с трудом удерживая голос от срыва. — Вам нужно освободить квартиру.
Фаина вмиг вскочила на ноги, будто её ужалили.
— Что значит освободить квартиру?! — глаза её метали молнии. — Мы купили билеты на обратную дорогу, а они невозвратные! Денег у нас нет, чтобы снимать жильё!
Максим тяжело вздохнул. Он ожидал бурной реакции, но не думал, что его сестра начнёт так громко кричать.
— Фая, я всё понимаю, — спокойно продолжил Максим, — но у нас тоже нет возможности обходиться без сна. Мы с Кристиной работаем без выходных, чтобы платить ипотеку, и нам нужно хотя бы немного отдыхать.
— Да ты что, совсем стыд потерял?! — Фаина раздулась от возмущения. — Мы приехали всего на месяц, а ты нас как псов на улицу выгоняешь! Родную сестру, которая тебя поддерживала, защищала!
Но Максим не уступал. Он знал, что, если сейчас прогнётся, они с Кристиной просто сгорят на работе и не выдержат такого напряжения. Через несколько минут бесполезных препирательств Фаина всё-таки сдалась, но, выходя из квартиры, она вылила на брата всё, что у неё накопилось:
— Да чтоб ты знал! Расскажу всем родным, каким ты стал в столице — высокомерным и бессердечным! Теперь у тебя нет семьи, нет родни, и не будет! Мы для тебя все умерли! Так и знай!
Максим смотрел ей вслед и молчал. Слова сестры были полны злобы и обиды, но он не чувствовал ничего, кроме облегчения.
Когда дверь за гостями, наконец, захлопнулась, в квартире повисла непривычная тишина. Кристина, стоявшая в дверном проёме с измученным лицом, без сил опустилась на кровать.
— Ушли? — тихо спросила она, словно не веря, что это действительно произошло.
Максим кивнул, сев рядом с женой. Они сидели в тишине, наслаждаясь тем, что наконец-то снова остались вдвоём в своём доме.
— Прости, Крис, что я так долго тянул, — произнёс Максим, взяв её за руку. — Больше такого не повторится, обещаю.
Она слабо улыбнулась и прижалась к нему.
— Да ты не виноват. Просто… — Она сделала глубокий вдох, словно собиралась с мыслями. — Макс, я тут подумала… Может, оно и правда того не стоит? Мы ведь как лошади пашем ради этой квартиры в Москве, а сами уже забыли, как это — просто жить и радоваться.
Максим с удивлением посмотрел на жену, но тут же его лицо озарилось улыбкой.
— Ты серьёзно, Крис? Ты правда об этом думаешь?
— Да, серьёзно. Может, на самом деле, стоит подумать о чём-то более спокойном? О детях… о нормальной жизни.
Максим, впервые за долгое время, почувствовал лёгкость в душе. Он обнял Кристину и сказал:
— Давай тогда уедем. Но только не к моей родне! — Он улыбнулся и добавил: — Найдём какой-то тихий городок…
Переезд оказался не таким сложным, как они думали. Максим и Кристина, с согласия банка, нашли покупателей на свою столичную квартиру. С вырученных денег они смогли приобрести уютную двушку в тихом провинциальном городке. Теперь им не нужно было думать о подработках и бесконечных счетах. Основной зарплаты вполне хватало на всё необходимое.
Теперь, когда им не приходилось бежать на работу с рассвета и возвращаться затемно, они наконец-то начали жить. Утром они вместе готовили завтрак, неспешно пили кофе на балконе с видом на зелёный сквер. По вечерам гуляли по тихим улочкам, ходили в кино и наслаждались тем, чего так долго были лишены — простым человеческим счастьем.
И пусть они были далеко от столицы, но каждый раз, глядя на счастливое лицо жены, Максим понимал — они, наконец, нашли своё место.