Он всё испортил. Как я только ни старалась. За уши, можно сказать, отношения наши тянула. Что же, не получилось. Наверное, в некоторых ситуациях и в самом деле не нужно особенно стараться, лучше остановиться и как следует обо всём подумать. А то мы привыкли везде выкладываться на все сто: вот по привычке и живём. Иногда вдруг оказывается, что нашим любимым ничего уже от нас не нужно, кроме, может быть, денег, как в моём случае. Выясняется вдруг, что наши любимые уже никакие не наши и вовсе не любимые.
Да, деньги разрушили мою семью. А если точнее, отсутствие денег. И всё-таки ни деньги, ни их отсутствие никогда бы этого не сделали без помощи моего мужа. В последнее время я жила, как в кошмарном сне. За всё платила, обо всём думала. А он только жил в своё удовольствие. Разве можно заставлять котёнка платить по счетам? Вот у него какие аргументы. А Вася — тот ещё котёнок.
Ему сократили зарплату. По крайней мере он так сказал, а я поверила. Нет бы другую работу найти в таком случае. Нет, это не для него. Пусть другие бегают, ищут, а он уже всё нашёл, он всем доволен. Сидит и медитирует, как индийский йог. Ему там новые миры открываются, третий глаз проклёвывается, а я тем временем занимаюсь вполне земными делами — мелочь считаю. Он меня как увидит за этим занятием — тут же отвернётся, мол, недостойное его глаз дело.
— Ты слишком меркантильная, — говорит он мне, — зачем столько думаешь о деньгах? Они к нам сами как-нибудь придут. Вселенная нас без средств не оставит. Главное, делай, что должно, и будь, что будет. Ты вот считаешь свои копеечки, а жизнь между тем проходит…
И он мне ещё лекции читал. Он. Как у него только язык поворачивается не представляю. Я его тащила на себе несколько месяцев. Но всякому терпению приходит конец. Он совсем поселился в своих облачных замках и не обращал на меня внимания. Видимо, он считал, что ужин не столе появляется не моими усилиями, а благодаря «вселенной». И коммуналку платит «вселенная»», и вообще всё-всё делает на свете. Ему остаётся только сидеть с открытым ртом и ждать, пока туда что-нибудь упадёт.
А ведь когда-то всё было нормально. Когда-то он был работящим мужиком, хорошо зарабатывал, водил меня в ресторан. А теперь… Эх, Вася, Вася. Что же ты с собой сделал. Совсем обленился. А ведь с этого всё и начинается. Стоит только остановиться, и всё — пиши пропало.
И вот однажды… Знаете, что произошло однажды? Он совсем потерял совесть. И ведь это так говорится «потерял», на самом деле он целенаправленно зашвырнул её куда подальше. Однажды он пришёл домой в дорогущих туфлях.
По ним сразу было видно, что они дорогущие. Они прямо-таки кричали на все стороны, каких баснословных денег они стоят. Вася вошёл как ни в чём ни бывало, разулся, снял пальто и принялся ждать ужин с блаженной улыбкой.
— Так, — спрашиваю я его, — это ещё что за номер? Что всё это значит?
— Ты тоже заметила, да? Сегодня воздух какой-то другой… Наверное, Венера…
— Я тебе покажу “Венера“! Ты мне зубы-то не заговаривай. Откуда у тебя эти туфли?
— Ах, туфли. Это, ну… На рынке купил по дешёвке.
— Хватит мне сказки рассказывать. Такая обувь на рынке не продаётся. Я тут, значит, тружусь, как пчёлка, на всём экономлю, а ты последние деньги тратишь, чтобы пошиковать. Хорош муженёк, нечего сказать. Ты хоть понимаешь, что так нельзя делать? Что это вообще ни в какие ворота не лезет? Я тебя просила найти другую работу? Просила. Но тебе всё до лампочки. И вот теперь вместо того, чтобы вложиться в семейный бюджет, ты покупаешь себе эти туфли, хотя у тебя есть другая обувь, и совсем не старая.
— Ты преувеличиваешь, дорогая, — говорит он мне совершенно спокойно, как будто я с ним светские беседы веду, — это всего лишь туфли. Единичный случай. Если тебя это так расстраивает, то это больше не повторится.
— Скрывать от меня всё будешь, ясно, ясно.
— Нет, нет, зачем же скрывать, — отвёл он глаза, — всё так быстро проходит. Иногда нужно радоваться простым вещам…
— Таким как эти дорогущие туфли, да? Радуйся своим простым вещам, кто же против. Вон сколько всего бесплатного вокруг: воздух, солнце, небо. Пожалуйста, пожалуйста, наслаждайся. Но зачем же тратить последние деньги? Разве ты не понимаешь, как я устаю, почему ты не хочешь помочь мне?
Но он был просто непробиваемый. Как об стенку горох.
— Тебе нужно по-другому посмотреть на вещи. Как только ты отвлечёшься от материальной стороны вопроса, всё станет намного проще. Вот увидишь. Честное слово, ты только попробуй. Живи здесь и сейчас. Лучший способ избежать искушения — это ему поддаться. Если бы я не купил эту обувь, я бы ходил и всё время думал о ней. Эти мысли не давали бы мне покоя. А теперь я свободен и счастлив — видишь, как всё просто?
Да, для него и в самом деле всё было очень просто. А расхлёбывать всё приходилось мне. А Вася и в ус не дул. Бежал по жизни, как беспечный ребёнок. В дорогущих туфлях. Такие вот нынче пошли дети. Такие вот мужья.
Я всё никак не могла понять, откуда у него деньги. Сначала подумала: «Может, у него на работе какие перемены произошли? Может, его повысили, и он мне сюрприз готовит?» Кое в чём я была права. Сюрприз он мне и в самом деле готовил, только совсем не тот, о котором я думала.
Однажды мне позвонили из банка и спросили, знаю ли я Василия такого-то такого-то.
— Ну, говорю, знаю. Как не знать. Муж мой всё-таки. Даже если бы хотела, не забуду, как его зовут. А в чём собственно дело?
А мне в ответ:
— Дело в том, что у вашего супруга накопилась большая задолженность. Погасите её как можно скорее.
Да. Такие вот новости. Зато одной загадкой стало меньше: я по крайней мере выяснила, откуда у моего мужа деньги. Само собой я устроила ему разнос. Это уже ни в какие ворота не лезло. Он у меня под носом такие дела проворачивает. Скрывает всё от меня. А сколько у него ещё тайн, интересно?
— Вася, — сказала я, — мне только что позвонили из банка. Я всё знаю. Как это понимать? Я требую объяснений.
Казалось, его совсем не тронули мои слова.
— Ах, из банка. Ты их не слушай. Они одну только ерунду говорят. Только жить мешают.
— Хватит. Почему ты мне не сказал? Сам знаешь о чём.
— Так ведь я просто не хотел тебя беспокоить.
— Ах, беспокоить меня не хотел. Может, у тебя ещё одна семья есть, и ты мне о ней тоже говоришь, чтобы меня не беспокоить? Может быть, тебя и не Васей вовсе зовут?
— Ну что ты всё драматизируешь. Разве ты не понимаешь, как мне нужны сейчас деньги? Всё только начинается, а моей зарплаты ни на что не хватает. Ты говоришь: найди новую работу. Ну, предположим, я её найду, так ведь там вряд ли будет многим лучше. Везде одно и то же: трудишься, трудишься, а жить-то когда?
— И ты решил пойти по короткой дорожке. Молодец. Браво. А платить-то теперь, кто будет? Где ты деньги возьмёшь?
— Ну, это уже другой вопрос. Мне просто нельзя было этого не сделать. Мои коллеги живут, как все нормальные люди. А я? Хожу в штопанных носках, ну куда это годится? Нужно ведь мне было хоть как-то выйти из положения? Что ты так на меня смотришь, как будто бы я банк ограбил? Как будто бы я что-то натворил. Да ведь все так живут, все. И ничего. Как-нибудь образуется. Всегда ведь образовывалось, вот и сейчас. Ты слишком много обо всём думаешь, нужно позволить событиям развиваться своим чередом. Хватит всё контролировать — это невозможно, и в этом нет никакого смысла. Если бы ты знала, как мне было тяжело: коллеги приходят на работу в хороших костюмах, а я в каких-то обносках. Я видел, как они смотрели на меня. Они меня просто презирали. Так долго не могло продолжаться. Я бы совсем перестал работать, если бы у меня не появилось сразу много денег. Нужно было как-то удержаться на плаву, вот я и удержался. Разве это плохо? Теперь, когда у меня есть и костюм и обувь, меня все уважают, улыбаются. Может быть, и зарплату снова поднимут. Кто знает? А до этого со мной никто и знаться не хотел. При встрече все делали вид, что не замечают меня. У тебя никогда не было с этим проблем, ты меня не поймёшь. Все только рады, когда ты появляешься. Все хотят с тобой познакомиться. А у меня всё совсем не так. С самого детства на меня никто не обращает внимания. Даже друзей, ты сама знаешь, настоящих друзей у меня нет. Денег в долг не у кого взять было, и ты бы мне тоже ни копейки не одолжила. Я ведь тебя знаю.
— Всё это, конечно, очень трогательно, — ответила я, — но что ты теперь собираешься делать? Теперь тебе всё-таки придётся устроиться на другую работу, а то и не одну, чтобы расплатиться. Придётся всё-таки приложить хоть какие-то усилия. Может быть, тебя эта ситуация чему-нибудь научит. Может быть, ты, наконец, поймёшь, что нельзя жить только сегодняшним днём.
— Не собираюсь я работать на нескольких работах. Ты что, зачем мне это?
— Хорошо, что ты тогда собираешься делать ?
— Погаси мои долги вместо меня, я же твой муж — Заявил мне супруг
Вот такой вот выход он предложил. Молодец, нечего сказать. Плохо же он меня знает, если надеялся, что я соглашусь. Глаза ещё жалостливые сделал, совсем, как у котёнка. Только на меня все эти его штучки не действуют. Пусть сам выбирается из ямы, которую он себе выкопал.
— Ты серьёзно думаешь, что я тебе помогу?
— Ну, конечно, разве ты можешь поступить иначе? Мы всегда с тобой ладили. Всегда помогали друг другу. Вот и сейчас мне нужна твоя помощь. Тебе ведь это будет совсем не трудно. А в другой раз, когда ты попадёшь в похожую ситуацию, я тебе помогу.
— Одно замечание: я в такую ситуацию никогда не попаду. Я совсем не похожа на тебя в этом отношении. Я думаю прежде, чем что-то сделать. У меня в голове не опилки, как у некоторых. И ещё кое-что: не могу припомнить, чтобы ты мне помогал. По крайней мере в последнее время я тяну нас обоих. А тебе как будто бы всё равно на нашу семейную жизнь. Ты хочешь, чтобы за тебя всё решила эта твоя «вселенная». А ведь так не бывает, Вася. На Бога надейся, а сам не плошай.
— То есть ты хочешь сказать, что не заплатишь? — помрачнел муж. — Ты что совсем с дуба рухнула? Я ведь для тебя всё сделал. Где бы ты была без моей помощи? Ты разве забыла, сколько я вложил в нашу семью? Почему ты не хочешь всего раз помочь мне, когда я не могу справиться без тебя?
— Всё ты можешь. Ты мужчина или как? Хватит ныть. Возьми себя в руки и иди работать.
— Да что ты заладила «работай, работай»? Сама работай, если тебе так нравится. Я ведь тоже не сижу без дела, как видишь. Зарабатываю кое-что.
— Вижу, вижу, а теперь вот хочешь меня по миру пустить. Ты хоть знаешь, сколько ты задолжал? Ты хоть представляешь, что это за сумма? При всём желании, которого у меня нет, я здесь едва ли смогу тебе помочь. Пора уже повзрослеть, Вася, решай свои проблемы сам, хватит перекладывать на меня ответственность. Если я сейчас помогу тебе, где гарантия, что это не повторится снова? Ты ведь просто привык, что я за тобой повсюду бегаю, ни в чём тебе не отказываю. Избаловала я тебя. Только больше этого не повторится. Лопнуло моё терпение, Васенька. Ты хотел мной воспользоваться. Тебе жена нужна только для того, чтобы твои долги выплачивать, да? Если так, тогда ищи другую, а я от тебя ухожу. А ты уходишь из моей квартиры. Пока, Вася.
— Ты это серьёзно?
— Серьёзнее не бывает. Собирай вещи и уходи. Выпутывайся, как знаешь. С меня хватит. Хотел жить сегодняшним днем, ну так вот — живи, наслаждайся. Только без меня, потому что я так больше не могу.
Поняв, наконец что я не шучу, он и в самом деле собрался и ушёл. Не знаю, как он будет выкручиваться, и мне как-то даже неинтересно. Он чуть было не впутал меня во всё это. Пожить ему, видите ли, захотелось. Так кому же не хочется? Непонятно только, зачем для этого опускаться на самое дно, зачем обманывать, зачем скрывать всё от меня? В отношениях всё должно быть честно. Когда из отношений уходить честность, я считаю, что нет никакого смысла их продолжать.
Теперь Васе всё-таки придётся попотеть, придётся попрыгать на одной ножке. Это станет для него хорошим уроком. Слишком многое он стал себе позволять. В последнее время, когда я ещё жила с ним, я была словно бы в постоянном одиночестве. И это, несмотря на его присутствие. Пусть теперь на себе испытает то, что я чувствовала. По-моему, это честно.
Да, деньги всё могут испортить. И всё-таки они помогли мне увидеть истинное лицо моего мужа. Что тут скажешь? Спасибо вам, деньги.