В последнее время на новых моделях автомобилей появилось немало привлекательных опций, электронных помощников, упрощающих управление автомобилем. И, конечно, у автовладельцев, которые приобрели свои автомобили раньше, возникает вполне резонный вопрос: а можно ли современные дополнения, гаджеты установить на родственных, но более ранних моделях? Попробуем в этом разобраться.
Влияют ли разные платформы на совместимость узлов автомобиля?
Изготовление нового кузова для завода не стоит высоких затрат:
· Дизайнеры рисуют новые эскизы,
· По ним изготавливаются новые формы;
· Затем они обдуваются в аэродинамический трубе, с целью проверки аэродинамики будущего автомобиля.
Но платформа, на которой устанавливается кузов, меняется не так часто. До 2018 года на заводах VAG автомобили устанавливались на платформе PQ. Аббревиатура расшифровывается как Plattform quer (поперек платформы). Подразумевается поперечное расположение двигателя.
В настоящее время автомобили выпускаются на более модернизированной платформе MQB.
На ней были выпущены автомобили третьего поколения:
· Audi A3
· SEAT Leon
· Škoda Octavia
· Škoda Superb B8 и многие другие модели
Аббревиатура расшифровывается как Modularer Querbaukasten, и переводится с немецкого примерно, как «Модульная поперечная матрица». Главное достоинство MQB заключается в том, что она расширяет потенциал моделирования кузовов. На ней можно изменять ширину колесной колеи и колесную базу, она увеличивает возможности безопасности и мультимедийных развлечений. Благодаря этой платформе, по заверению производителей, снизится вес автомобиля.
И когда дилеру задаешь вопрос о том, можно ли дополнить инновационными фишками автомобиль, выпущенный 5 и более лет назад, он отрицательно качает головой мотивируя ответ несовместимостью старой и новой платформ.
Но, как говорится, голь на выдумку хитра. Уж если наш мужик что-то задумал, так и будет, и не совсем современные автомобили обрастают экранами, планшетами, дисплеями, выполняющими роль современных помощников водителя.
Надо заметить, что это не лучший выход из положения. Даже если возраст автомобиля доходит до 10 лет, можно спокойно доукомплектовать его современными ассистентами, которые сделают автомобиль более начиненным и технологичным.
Если автовладелец изъявит желание установить такой «штурвал» на своей, далеко не последней модели с PQ-платформой, любой производитель или дилер скажет, что это невозможно. Потому что это совершенно другая система, другая платформа, и если установить новый руль, то встроенная в него электроника работать не будет.
Почему установкам дополнительной электроники возможна?
В автомобилях, выпущенных около 10 лет назад, стоит CAN-шина, в нынешних моделях устанавливается LIN-шина, или LIN-2.0
Шина в данном контексте – сеть передачи данных в автомобиле. Она представляет собой простую однопроводную линию, соединяющую службы с бортовым компьютером. Скорость передачи информации на LIN-шине не велика. Она не превышает 500 кб.
В настоящее время в новых автомобилях устанавливаются оптоволоконные системы, на которых скорость передачи данных на порядок выше, чем в обычных LIN. Но скорость общения двигателя с приборной панелью или панели с магнитолой не увеличилась. Она осталась прежней.
Двигатель может быть модернизированным, более мощным, более экологичным, но скорость передачи данных между блоком управления двигателя и его датчиками и между БУД и бортовым компьютером тоже осталась прежней.
А работа основных ассистентов ориентирована на эту передачу данных, и эти сигналы.
Поэтому любой автовладелец может доработать свой автомобиль и установить дополнительные опции. Особенно любят дорабатывать свои автомобили экономичные немцы. Они покупают пустые барабаны и заполняют их необходимой электронной начинкой. В Германии даже выпускаются автомобили с дополнительными пустыми блоками для последующей самостоятельной доработки, и автовладельцы сами выбирают те дополнения, которые им нужны. Но в России такие блоки не нашли применения.
Какие способы применяют, чтобы доработать автомобиль
Возьмем к примеру, современный руль MQB или сейчас появились более усовершенствованные сенсорные рули. Установить его на старую платформу можно при помощи простых манипуляций:
Например, выполнить перекоммутацию проводов.
Другой способ несколько затратнее, но надежнее. Это установка CAN-адаптера, который преобразует сигналы руля современного формата в PQ? И тогда электроника, установленная в руле будет понимать и принимать сигналы, посылаемые с руля. Тот же блок комфорта,
Другой пример. На моделях последних выпусков устанавливаются 3D приборные панели, которые более информативные, красиво и стильно выглядят. И многие автовладельцы ранних моделей хотят, чтобы на их авто стояли такие же.
Если у автовладельца стоит обычная приборка, но при этом известно, что поздние модели в этом автосемействе оснащаются 3D-панелью, то такую же панель можно устанавливать и на ранних выпусках этой же модели.
Существует немало новых опций, которые на одних моделях устанавливаются, а на других нет, хотя они полезны, и действительно помогают водителям. Например, контроль за давлением в шинах.
Их можно смонтировать на те модели, где их нет. Надо только установить новый блок бортовой сети.
Концерн VAG больше других повернут лицом к потребителям, готовым доустанавливать и дорабатывать свои автомобили. Это потому, что автомобилей Volkswagen всегда были универсальные платформы, которые удешевляли производство. Благодаря этому новые модели совместимы с выпущенными ранее, и соседними семействами автомобилей. Поэтому на них можно устанавливать ультрасовременные «умные» дополнения и гаджеты.