Иногда автовладельцы задают вопрос о том, почему на последних моделях автомобилей с механической КПП нельзя запустить двигатель без выжатой педали сцепления, а на АКПП – без выжатого тормоза? И поскольку в этой статье речь пойдет о механизме сцепления, для начала вспомним, что это такое.
Что такое сцепление в автомобиле
Это узел в трансмиссии автомобиля, который передает крутящий момент двигателя, а также, при необходимости, этот механизм отсоединяет движок от других элементов трансмиссии и потом плавно их сцепляет обратно. Главным назначением сцепления является соединение и разъединение трансмиссии с коробкой передач. Сцепление также разъединяет коленчатый вал двигателя от силовой передачи автомобиля, необходимость в этой функции возникает при переключении шестерен в КПП или при торможении. Благодаря этому узлу, автомобиль трогается с места плавно и без рывков.
Зачем нужна блокировка двигателя?
Инструкторы в автошколах объясняют своим новичкам, что прежде чем запустить двигатель, необходимо сначала проверить, не включена ли передача, а потом выжать сцепление. Этот же пункт прописан в любой инструкции к вождению автомобиля. Но кто их читает? Поэтому попробуем объяснить, для чего необходимо выжимать сцепление перед запуском двигателя.
Это делается по следующим причинам.
1. Двигатель при запуске начинает вращать первичный вал коробки передач, в результате чего увеличивается нагрузка на стартер, особенно в холодное время года.
2. Многие владельцы, припарковываясь, оставляют включенной передачу скоростей, и кто-то еще ставит машину на ручной тормоз, а потом попросту забывают об этом. И когда двигатель запускается с включенной передачей, машина начинает дергаться, может произойти «несанкционированное» движение, что способно привести к аварии, либо к поломке самого стартера и повреждениям венца маховика.
В последние 10–15 лет производители делают блокировку двигателя на запуск при невыжатом сцеплении. Блокировка снимается, как только водитель выжимает педаль сцепления до конца. Наверное, правильнее было бы делать эту блокировку на включенную передачу, но такое изменение в конструкцию трансмиссии будет обходиться производителю дороже.
Третья и главная причина
Мы не сказали еще о третьей и главной причине, почему двигатель блокируется при невыжатом сцеплении. Это сделано для защиты от детей. Ни для кого не секрет, что дети стараются подражать взрослым, и делать то, что им делать еще рано. Ведь так хочется почувствовать себя взрослым, хоть немного.
Столько раз они видели, как папа вставлял ключ и поворачивал его. Они взбираются на водительское сиденье, и вот маленькая ручка тянется к ключу. Но ноги у ребенка не достают еще до педалей. и часто пассажиры, особенно сидящие на заднем сиденье, не видят манипуляций водителя с педалями. Ребенок педали не трогает, он их не достает, и в результате, двигатель не заводится, авария при этом исключена.
Таким образом, функция блокировки двигателя при невыжатом сцеплении автомобилю необходима, и даже некоторые автовладельцы ранних моделей, где нет блокировки, задумываются об ее установке: разрабатывают электросхему, приобретают необходимые детали и ставят такую блокировку.