Мочевина для дизеля: что это и зачем она нужна

Дизельные двигатели отличаются экономичностью и мощностью, однако их выхлоп включает множество вредных веществ, включая окислы азота. Для их нейтрализации используется специальная жидкость с не самым приятным названием — раствор мочевины. Что это за вещество?

Что такое мочевина для дизеля

Мочевина — это бесцветное органическое соединение без запаха, похожее по структуре на аммиак, но с дополнительным атомом углерода. С 1950-х годов мочевина используется в сельском хозяйстве как удобрение, а в автомобильной промышленности её раствор начали применять из-за ужесточения экологических норм, особенно по содержанию канцерогенных окислов азота (NOX) в выхлопе дизельных двигателей.

Значительный прогресс в этом направлении был достигнут в 2006 году с введением стандарта Euro 4, который предписывал снизить содержание NOX вдвое по сравнению с уровнем Euro 3. После перехода на Euro 6 в 2014 году новые дизельные автомобили в Европе уже не могли работать без раствора мочевины, который снижает выбросы NOX примерно на 90%. В повседневной жизни этот реагент известен как DEF (Diesel Exhaust Fluid) и AdBlue. Последнее название является торговой маркой, права на которую принадлежат Ассоциации автомобильной промышленности Германии (VDA).

Состав мочевины для дизеля

AdBlue отличается по составу от обычной мочевины. В первом приближении, реагент для дизельных двигателей представляет собой раствор с 32,5% содержанием мочевины в дистиллированной воде. Однако в AdBlue также присутствуют в незначительных количествах:

  • алюминий, железо, калий, магний, натрий, фосфат (по 0,5 мг/кг каждого элемента)
  • альдегид (5 мг/кг)
  • медь, никель, хром, цинк (по 0,2 мг/кг)

При производстве AdBlue соблюдаются очень строгие требования по очистке от посторонних примесей, так как они существенно снижают эффективность реагента. Именно поэтому производство AdBlue в кустарных условиях невозможно. На азотных заводах реагент получают из природного газа прямым способом, исключающим этап гранулирования мочевины, чтобы уменьшить вероятность появления примесей. Требования к реагенту AdBlue определяются немецким стандартом DIN 70070, международным ISO 22241 или его российским аналогом ГОСТ Р ISO 22241-1-2012. В нашей стране лицензию VDA на производство раствора мочевины для дизельных двигателей получили компании «Артэко», «ЕвроХим», ПКФ «Ниагара» и «Обнинскоргсинтез».

Система SCR

AdBlue используется в современных дизельных автомобилях в составе системы SCR, которая представляет собой систему каталитического восстановления. SCR позволяет преобразовывать большую часть NOX в безвредные азот и водяной пар. Основные компоненты системы SCR включают:

Специальный бак для AdBlue:

  • Емкость бака варьируется в зависимости от типа и модели автомобиля.
  • В баке поддерживается давление от 4,5 до 8,5 бар (в зависимости от модели).
  • Баки оснащены системами жидкостного или электрического подогрева, так как реагент замерзает при температуре около -11°C.
  • Емкость бака заполнена примерно на 12% с учетом расширения реагента при низких температурах.
  • Рекомендуется заливать AdBlue на СТО, оснащенных соответствующим оборудованием.

Жидкость AdBlue:

  • Основной реагент, используемый в системе SCR.

Насос:

  • Предназначен для впрыска реагента в выхлопную систему и откачки его из подающих магистралей в бак после выключения двигателя, чтобы избежать замерзания раствора.
  • При температуре отработавших газов ниже 170°C насос не подает реагент в выхлопной тракт, так как в таких условиях NOX не образуются.

Форсунка:

  • Используется для впрыска AdBlue в выхлопной тракт.

Завихритель:

  • Оснащен лопатками для более равномерного распределения частиц реагента внутри выхлопного тракта.

Каталитический нейтрализатор:

  • В нем происходят химические реакции с использованием драгметаллов для расщепления NOX и поглощения аммиака.

Электронный блок управления:

  • Контролирует количество и температуру реагента в баке, а также дозировку AdBlue.

Как работает мочевина для дизеля

При попадании в выхлопной тракт AdBlue под воздействием горячих отработавших газов разлагается на аммиак и изоциановую кислоту, которая затем снова распадается на аммиак и углекислый газ. Аммиак, находящийся внутри катализатора системы SCR, позволяет нейтрализовать окислы азота, в результате чего на выходе образуются углекислый газ, азот и водяной пар.

Куда заливается мочевина для дизеля

Горловины баков для раствора мочевины обычно оснащены голубыми крышками с маркировкой AdBlue. В легковых автомобилях они располагаются рядом с горловиной топливного бака либо в моторном отсеке, либо в багажнике.

Расход мочевины для дизеля

Средний расход AdBlue составляет от 3% до 10% от расхода топлива, что зависит от различных факторов, таких как температура воздуха, нагрузка и стиль вождения. Обычно запаса реагента в баке легковых автомобилей хватает на пробег до 20 000 км, а плановое обслуживание с доливом выполняется каждые 10 000 км.

Хранение мочевины для дизеля

Для хранения AdBlue следует соблюдать следующие условия:

  1. Температура: Хранить в помещениях, где температура не опускается ниже 0°C. Замерзший реагент сохраняет свои свойства после оттаивания.
  2. Канистры: Использовать фирменные канистры. Переливание в другие емкости может привести к загрязнению реагента.
  3. Избегать контакта: Не допускать контакта с топливом, растворителями, автохимией, алюминием, медью и чугуном.

Срок хранения AdBlue при температуре:

  • 0–10°C: до трех лет
  • 20–25°C: не более полутора лет

Можно ли ездить без мочевины для дизеля

При низком уровне раствора мочевины в баке блок управления системы SCR сначала уведомит водителя с помощью светового индикатора или сообщения на экране бортового компьютера. Если не принять меры, блок переведет дизель в аварийный режим с ограничением мощности или не позволит завести двигатель в следующий раз. Попытки использования различных обходных устройств приводят к неправильной работе двигателя и затрудняют его диагностику. Удаление системы SCR требует полного перепрограммирования блока двигателя, что может вызвать серьезные технические проблемы.

Оцените статью
Мочевина для дизеля: что это и зачем она нужна
Гости не поняли, из чего приготовлено, однако тарелки пустели моментально