– Что вы наделали?! – Маргарита бросилась к растению. – Это же тенелюбивое растение!
– Все растения тянутся к солнцу, – назидательно сказала свекровь, входя в комнату. – А здесь зона роста и процветания. По фэн-шуй…
– Какой фэн-шуй?! У неё листья обожжены!
– Лёва, ты не знаешь, куда делась наша свадебная фотография? Та, что на книжной полке стояла?
– А её там нет? – Лев оторвался от ноутбука. – Странно, вроде вчера ещё была.
– Была. До прихода твоей мамы.
– Опять? – он нахмурился. – Третий раз за неделю вещи пропадают. То статуэтка с тумбочки исчезла, то ваза из прихожей…
– Вообще-то это ты сейчас мои слова повторяешь, – Маргарита устало опустилась на диван. – Я тебе об этом уже несколько недель говорю. Как твоя мама приходит в гости – так потом что-нибудь не на своём месте находим.
– Ну что ты хочешь – закончила курсы фэн-шуй. Теперь у неё миссия – гармонизировать наше жизненное пространство.
– Это она так говорит? – Маргарита подняла брови. – А нельзя гармонизировать как-то… поделикатнее? Не хватать всё, что под руку попадётся?
Лев присел рядом с женой, обнял за плечи:
– Брось, Рита. Ну увлеклась человек. Пройдёт.
– Когда пройдёт? Вчера, пока мы ужинали, все книги на полках переставила. Спрашиваю – зачем? А она: «Это я зону мудрости активировала! По фэн-шуй книги должны стоять строго по размеру!»
– А помнишь, как она вчера объясняла про вазу? – усмехнулся Лев. – «В северном секторе она создаёт препятствие для потока энергии!»
– Ага, а до этого статуэтка «нарушала гармонию пяти стихий». Я даже записывать начала все эти термины. Может, тоже на курсы записаться? Буду знать, как защищаться от всего, что она активирует.
– Ну и пусть активирует, – Лев поцеловал жену в щёку. – Главное, что любит нас и добра желает.
– Желает, конечно… – Маргарита вздохнула. – Пойду искать. Где там у неё по фэн-шуй положено семейным фотографиям стоять?
В двухкомнатной квартире, которую Лев и Маргарита купили три года назад, каждая вещь занимала своё место. Они долго обустраивали своё жильё, подбирая мебель и детали интерьера со вкусом и любовью. Маргарита особенно гордилась своей коллекцией комнатных растений – в углу гостиной, куда падал рассеянный свет от окна, красовалась роскошная аукуба с блестящими пятнистыми листьями, на кухонном подоконнике благоухала пеперомия, а в спальне радовал глаз изящный папоротник.
Галина Игоревна, живущая в соседнем доме, часто заходила к молодым на чашку чая. В целом Маргарите повезло со свекровью – та особо не лезла с советами, как вести хозяйство, и почти не пыталась установить в квартире сына свои порядки. Единственный недостаток – Галина Игоревна была очень увлекающейся особой, и некоторые её увлечения выдержать было сложно. Впрочем, обычно её хватало максимум на полгода, после чего всё возвращалось на круги своя до нового увлечения. За три года невестка и свекровь неплохо притёрлись друг к другу.
Но в этот раз Галина Игоревна не на шутку увлеклась фэн-шуй. Записалась на какие-то онлайн-курсы, вступила в тематические группы в соцсетях, накупила книг по «науке гармонии пространства». Каждый её визит теперь сопровождался рассказами о правильном течении энергии ци, о зонах богатства и мудрости, о влиянии предметов на судьбу.
Поначалу Маргарита только посмеивалась, слушая эти рассуждения. Но постепенно начала замечать, что после ухода свекрови мелочи в квартире оказываются не на своих местах. Галина Игоревна старательно «гармонизировала пространство», пока молодые были заняты своими делами. То кухонные полотенца развесит по фэн-шуй, то горшки с цветами развернёт «к солнцу», то какую-нибудь безделушку переставит «для лучшей циркуляции энергии».
Лев только пожимал плечами – подумаешь, безобидное увлечение. Маргарита же всё чаще ловила себя на том, что, возвращаясь домой, первым делом проверяет – что на этот раз изменилось в квартире после визита свекрови?
Вечер пятницы начинался спокойно. Лев задерживался на работе, Маргарита готовила ужин. Галина Игоревна, забежавшая «на минуточку», сидела на кухне, рассказывая о новых открытиях в фэн-шуй. Маргарита, помешивая соус, рассеянно кивала, думая о своём.
– Ритуля, у тебя соль где? – вдруг спросила свекровь.
– В шкафчике над плитой.
– Нет-нет, это неправильно! Соль нужно хранить в юго-восточном секторе кухни. И на виду – для богатства!
Маргарита только вздохнула. Спорить не хотелось. Передвинуть солонку – невелика беда. Куда хуже, когда пропадают нужные вещи. Вчера битый час искала ножницы, которые свекровь переложила в вазу с искусственными цветами – «для защиты от негативной энергии».
Закончив с ужином, Маргарита пошла поливать цветы. И застыла на пороге гостиной. Аукубы в привычном углу не было. Сердце ёкнуло – она сразу поняла, чьих это рук дело.
– Галина Игоревна! – крикнула она. – Вы не видели…
И осеклась. На залитом вечерним солнцем подоконнике стоял знакомый горшок.
– Что вы наделали?! – Маргарита бросилась к растению. – Это же тенелюбивая аукуба!
– Все растения тянутся к солнцу, – назидательно сказала свекровь, входя в комнату. – А здесь зона роста и процветания. По фэн-шуй…
– Какой фэн-шуй?! У неё листья обожжены!
На красивых пятнистых листьях расплывались бурые пятна. Маргарита осторожно потрогала их – серьёзное повреждение. Растение, которое она три года растила, теперь придётся долго выхаживать.
– Ну что ты так переживаешь? – удивилась Галина Игоревна. – Подумаешь, листья! Новые вырастут. Зато теперь энергия в доме правильно циркулирует.
– Да причём тут энергия? – Маргарита еле сдерживала слёзы. – Вы хоть представляете, сколько времени надо, чтобы аукуба оправилась?
– Не драматизируй, – отмахнулась свекровь. – Лучше полюбуйся, как я твои кухонные полотенца развесила – строго по сторонам света!
Следующая неделя превратилась в бесконечную борьбу за спасение аукубы. Маргарита обрезала обожжённые листья, опрыскивала растение, подкармливала удобрениями. А вокруг продолжался фэн-шуй-беспредел.
Галина Игоревна, как будто не замечая очевидного вреда от своих действий, продолжала «гармонизировать пространство». Теперь она завела блокнот, куда записывала, что и куда переставила – «чтобы невестка не волновалась». Но почему-то именно эти записи вызывали у Маргариты особенную тревогу.
– «Переставила вазу в зону богатства…» – читала она вслух Льву. – «Активировала сектор карьеры кактусом…» Какой кактус? У нас нет кактусов!
– Наверное, принесла свой, – пожал плечами муж. – Не переживай так.
– «Разместила кристаллы по углам…» Лёва, о чём она? Какие кристаллы?
– Понятия не имею. Давай просто…
– А, вот они! – Маргарита выудила из-за штор на кухне какие-то стеклянные подвески. – Господи, да это же с люстры из коридора! Она что, люстру разобрала?
Воскресное утро не предвещало беды. Маргарита, временно переставившая аукубу в спальню, как раз заканчивала опрыскивать пострадавшее растение. Уже появились первые признаки выздоровления – на месте обрезанных листьев проклюнулись свежие ростки.
Звонок в дверь застал её врасплох. На пороге стояла Галина Игоревна, нагруженная какими-то пакетами. В руках она держала рулетку и потрёпанный блокнот.
– Ритуля! – воскликнула свекровь, решительно проходя в квартиру. – Я всю ночь не спала, всё высчитывала, измеряла по планировке… У вас же катастрофа!
Она принялась выкладывать на стол содержимое пакетов: какие-то кристаллы, колокольчики, верёвочки с узелками.
– Что случилось? – встревожился вышедший из спальни Лев.
– Как что? Вся мебель стоит неправильно! – Галина Игоревна взмахнула рулеткой. – Вот, смотрите…
Она раскрыла блокнот, исчерченный какими-то схемами и стрелками.
– Так, шкаф и стол нужно срочно переставить. Шкаф в северо-восточный угол – для карьерного роста. Лёвушка, ты же хочешь повышения? А стол – строго на юг. И окно должно быть слева, а не справа от сидящего. Диван вообще в запретной зоне – удачу блокирует!
– Мама, – попытался вставить слово Лев, но Галина Игоревна уже деловито измеряла расстояние от стены до шкафа.
– И эти полки надо перевесить. Книги создают тяжёлую энергию, а в этом секторе должна быть лёгкость. А вот сюда повесим колокольчики – для очищения пространства. И зеркало надо передвинуть – оно отражает негативные потоки прямо на входящих!
Маргарита переглянулась с мужем. Она уже видела, как их уютная квартира превращается в подобие шанхайского рынка – с колокольчиками по углам и кристаллами на каждом подоконнике.
– Галина Игоревна, – начала она осторожно, – может, не стоит…
– Как не стоит? – возмутилась свекровь. – Я для вас же стараюсь! Вот Анечка послушалась моих советов – сразу повышение получила!
– Какая Анечка? – нахмурился Лев.
– Ну как же, соседка моя с пятого этажа. Я ей неделю назад всю квартиру по фэн-шуй переделала – и вот результат!
Маргарита хмыкнула:
– Анна Сергеевна? Которая три месяца на курсах повышения квалификации училась, чтобы место уходящего начальника занять? Так я с ней еще месяц назад разговаривала, она уже тогда хвасталась, что её повысят, приказ ещё тогда подписали.
– Ты ничего не понимаешь! – отмахнулась Галина Игоревна. – Это всё энергия перемен! Лёвушка, помоги шкаф подвинуть.
– Мама, – твёрдо сказал Лев, – мы не будем двигать шкаф.
– Как это – не будете? – свекровь растерянно опустила рулетку. – Но ведь…
– Никаких «но». Это наша квартира. Мы сами решаем, где что будет стоять.
– Вот значит как? – Галина Игоревна поджала губы. – Мать о вас заботится, а вы… Между прочим, ваши проблемы все от неправильной организации пространства! Вот почему у вас детей до сих пор нет? Потому что кровать не в той зоне стоит!
Маргарита побледнела. Этот вопрос был больным местом – они с Львом уже два года пытались завести ребёнка.
– А цветок этот, – свекровь махнула рукой в сторону спальни, где стояла аукуба, – разве может быть в доме счастье, когда растение в зоне богатства стоит? Я его в зону роста и процветания переставила, там ему самое место…
– И чем это помогло? – Маргарита вспыхнула. – Только растение чуть не погубили!
– Конечно, ты всегда найдёшь, к чему придраться! – Галина Игоревна потянулась к настольной лампе. – Вот и эту надо переставить, она тоже…
Лев перехватил её руку:
– Мама, хватит. Ты переходишь все границы.
– Какие границы? Я же для вас стараюсь! Вы живёте неправильно, все беды от этого! Вот у Тамары Петровны сын…
– Мама, – повторил Лев. – Если ты не можешь уважать наше личное пространство, нам придётся ограничить твои визиты.
– Ах вот как? – Галина Игоревна выпрямилась. – Мать родная добра желает, а вы меня из дома гоните? Ну хорошо!
Она принялась торопливо запихивать в пакеты свои колокольчики и кристаллы.
– Только потом не жалуйтесь, что у вас всё не слава богу! Я вам счастья желала! А вы… Неблагодарные!
Галина Игоревна одевалась в прихожей, и её сборы сопровождались возмущённым ворчанием:
– Всю жизнь детям отдала! Ночей не спала! А теперь даже советом помочь нельзя! У людей свекрови невесток со свету сживают, а я всего-то хотела счастья в дом принести! Позаботиться о родных! А они…
Лев порывисто шагнул к двери, но Маргарита удержала его за руку:
– Подожди. Пусть выговорится.
– И соседям всем расскажу! Пусть знают, как с матерью обращаются! У Инны Егоровны дочка каждый день звонит, совета спрашивает. У Анфисы Всеволодовны сын каждые выходные в гости ездит. А эти…
Хлопнувшая входная дверь заставила вздрогнуть даже пострадавшую аукубу.
Маргарита тихонько фыркнула:
– У Инны Егоровны дочка в Австралии живет, какие «каждый день»? А сын Анфисы Всеволодовны приезжает раз в полгода – денег занять.
– Откуда ты знаешь? – удивился Лев.
– Так твоя же мама рассказывала. До того, как фэн-шуем увлеклась.
– Знаешь, – медленно произнёс Лев, – я всё думаю: может, мы слишком резко? Всё-таки мама…
– Лёва, – Маргарита взяла мужа за руку, – она ведь не остановится. Сегодня колокольчики развешивает и кровать передвигает, а потом решит стену снести – потому что она «энергию держит». Я не против фэн-шуй, пусть увлекается. Но не в нашей квартире.
– Думаешь, обидится всерьёз?
– Обидится, конечно. Но ведь не навсегда? Главное, что ты наконец сказал, что думаешь. А то всё «мама старается, мама заботится»… Я уж боялась, что придётся ставить перед выбором – или я, или фэн-шуй.
– Глупости, – Лев обнял жену. – Никакой фэн-шуй не стоит семейного скандала. Правда, боюсь, теперь мама начнёт всем рассказывать, какие мы неблагодарные.
– Ничего, переживём, – улыбнулась Маргарита. – Вот увидишь, скоро она найдёт новое увлечение. Помнишь, как в прошлом году эфирными маслами увлеклась? Месяц везде эти аромалампы расставляла, а потом…
После ухода свекрови в квартире воцарилась непривычная тишина. Лев и Маргарита, сами ещё не отойдя от утреннего конфликта, молча занялись восстановлением порядка. Убрали с подоконников разложенные Галиной Игоревной кристаллы, сняли со стен верёвочки с узелками, спрятали в ящик стола оставленные свекровью колокольчики. Каждый думал о своём, но оба понимали – как прежде уже не будет. Нужно время, чтобы все успокоились и нашли новый способ общаться, уважая границы друг друга.
Маргарита бережно перенесла аукубу из спальни обратно в угол гостиной. Молодые листочки уже окрепли, и растение постепенно возвращало себе прежнюю красоту.
Маргарита посмотрела на преобразившуюся после уборки квартиру:
– А ведь и правда, энергетика изменилась. Такой покой, правда?
– Это потому что все вещи вернулись на свои места, – усмехнулся Лев. – Кстати, может, нам действительно стоит передвинуть стол? Но не для фэн-шуй, а просто так. Я давно хотел предложить.
– Нет уж, – рассмеялась Маргарита. – Никаких перестановок. По крайней мере, пока твоя мама не увлечётся чем-нибудь другим.
Аукуба в своём углу согласно качнула листьями. Кажется, ей тоже больше нравилось быть просто комнатным растением, а не проводником космической энергии.