Сидя у окна и глядя на колышущиеся от ветра веточки распустившейся сирени, Лена улыбалась. Малыш толкнул её несколько раз, напоминая о себе, и рука женщины с нежностью опустилась на живот. Как же хотелось поскорее прижать крошку к сердцу, но торопиться в этом деле нельзя. Оставалось ещё два месяца до встречи, и Лена считала каждый день. Уже столько всего было куплено для малыша, а многое ещё предстояло. Игорь посоветовал жене не торопиться, ведь когда ребёнок появится, тогда добавятся новые траты и желания. Муж так же, как и Лена, с нетерпением ждал появление ребёнка на свет. Он буквально пылинки с жены сдувал и старался сделать всё, только бы ей было комфортно.
— Красотой любуешься? – вошла в комнату свекровь, Дарья Руслановна. Лена перевела взгляд на женщину и кивнула. Хоть и неприятно было, что свекровь вела себя как в собственном доме и входила без стука, но с этим можно было смириться. В конце концов, они ведь не всегда будут жить вместе. Пока женщина приехала погостить и наверняка скоро вернётся домой.
— Люблю цветение сирени. Бабочки так и норовят облепить каждый цветок, а пчёлок сколько жужжит вокруг. Очень красиво. И запах такой волшебный. Если бы это прекрасное дерево цвело круглый год, я бы не переставала любоваться им.
Дарья Руслановна нахмурилась. Она вздёрнула подбородок, прошла к окну и захлопнула его.
— Нечего сидеть на сквозняке! Простынешь, ребёнку навредишь. Неужели сама головой не думаешь?
Лена хотела сказать, что ей тепло, да и ветерок на улице совсем не холодный. Разве можно от такого заболеть?.. Однако она не решилась спорить. Свекровь пыталась заботиться о ней как могла. Следовало поблагодарить хотя бы за это.
— Вы правы. Лучше выйду, на улице посижу под солнышком. Выйдя в декрет, я так редко куда-то выбираюсь. Даже во дворе почти не гуляю.
Дарья Руслановна только покашляла, прочищая горло. Женщина вышла следом за невесткой, ворча, что погода не самая лучшая для прогулок. Свекровь вела себя так, словно хотела поговорить о чём-то, но пока не знала, с какой стороны подойти и как начать разговор. Женщина покашливала, заламывала руки, пищала что-то себе под нос. Это выглядело забавно со стороны, но Лена решила не помогать Дарье Руслановне, ведь если действительно хочет, скажет… а если что-то постыдное, то лучше и не начинать разговор. Вдруг хотела отчитать невестку, посчитав, что та сделала что-то неправильно? Кто бы знал, что взбредёт в голову свекрови!..
— Повезло тебе замуж за моего Игоря выйти. Как сыр в масле теперь катаешься. Не жизнь, а малина. У меня в твоё время такого счастья не было, приходилось даже беременной ходить на работу, несмотря на декрет. Каждая копейка зарабатывалась с большим трудом, ведь муж копейку лишнюю не мог в дом принести. Тогда я приняла решение, что сына должны окружать только успешные люди, чтобы показывать ему пример. Потому развелась и запретила мужу видеться с сыном.
Лена слышала эту историю. Игорь частенько сокрушался, что у него не было возможности расти с отцом. Лишь редкие тайные встречи, о которых не должна была узнать мать, помогали не потерять связь. Отец старался сделать для своего сына хоть что-то, но Дарья Руслановна всегда корила его и говорила, что Игорь не должен общаться с недостойным человеком. Именно по этой причине мужчина не пришёл на свадьбу сына и до сих пор лишь изредка встречался с ним. Лена не понимала такого отношения свекрови к бывшему мужу. Разве он виновен, что не смог заработать миллионы? Он любил сына. Порой два медяка, отданные бедной вдовой, куда ценнее тысячи золотых.
— Почему вы говорите мне об этом? – спросила Лена.
Хотелось бы сказать свекрови, что её решение она не поддерживает, но Лена знала, что это прямой путь начать скандал. Дарья Руслановна вспыхивала каждый раз, когда кто-то заступался за её бывшего мужа. Смысла вставать на его сторону не было – женщина всё равно переспорит, а потом будет длительное время обижаться. Лена научилась молчать и сортировать, что можно говорить, а о чём лучше всего умолчать. Так было проще всего. Муж тоже вёл себя именно так, потому что склоки с матерью не любил. Он говорил, что какой бы ни была Дарья Руслановна – она его мать. Игорь уважал женщину, хоть и не со всеми её решениями был согласен.
— Говорю я тебе об этом не просто так. Внуков моих тоже должны сопровождать только успешные люди: те, кто добился в этой жизни определённых высот. Надеюсь, ты понимаешь, о чём я говорю? Я уже нашла для детей друзей из хороших семей. Как только появятся на свет, так и начнём знакомить. Сразу важно устанавливать правильные связи, чтобы не жалеть впоследствии.
Лена только потёрла переносицу. Разговор со свекровью утомил, и женщине даже хотелось спросить, когда Дарья Руслановна планирует вернуться в свою квартиру. Своё присутствие в доме сына женщина обусловила тем, что должна приглядывать за невесткой на случай, если у неё вдруг начнутся преждевременные роды, да вот только чувствовала себя Лена прекрасно, а присутствие свекрови могло как раз спровоцировать всё. Пусть женщина старалась не нервничать лишний раз, но какой там? Порой не получалось держать в себе эмоции.
— Дружбу нельзя купить, как и любовь. Разве вы не знали об этом? Я против таких связей для своих детей. Они должны научиться отделять добро от зла и выбирать, с кем хотят общаться, а кого обойдут стороной. Может, вы им ещё вторых половинок выберете, как в средневековье?
— Может и выберу! – вздёрнула подбородок Дарья Руслановна и скривила губы, глядя на невестку. – Так будет правильнее всего. Нельзя пускать их жизнь на самотёк! И разговор этот я начала не просто так. Мне, конечно, тяжело такое говорить, но ты подумай хорошо и пойми, что я права. Я хочу как лучше для детей. Иногда приходится жертвовать чем-то. Ты это поймёшь со временем. Сейчас тебе кажется, что я не права, но как только возьмёшь ребёночка на руки, так и поймёшь, насколько важно оберегать и наставлять его с самого рождения. Вы с Игорем сами пока ещё слишком молодые и глупые, поэтому можешь не переживать, я возьму воспитание детей на себя и сделаю всё, чтобы они стали достойными людьми.
Что от неё желает свекровь, Лена совсем не понимала. Она смотрела на женщину и думала, какую глупость услышит в очередной раз. Нижняя губа Дарьи Руслановны дрогнула, но уже скоро на губах женщины расцвела ухмылка.
— Раз твоя родня ничего не подарила на свадьбу, внуков не увидят! Я уже всё решила. Нищие родственники детям не нужны.
Лена аж поперхнулась слюной от удивления и закашлялась, потому что слова свекрови показались выдержкой из глупого анекдота с чёрным юмором, не иначе. Как Дарья Руслановна могла говорить такие слова серьёзно? Неужели она совсем не боялась, что как раз таки сама она станет той, кто не увидит внуков за подобное поведение? Если Лена и вела себя, как скромная девушка, молча терпела то, что ей не нравилось и не всегда высказывала что-то свекрови, решив спустить, это совсем не означало, что она не ответит теперь. Когда дело касалось её семьи, девушка готова была рвать и метать. Она никому и никогда не позволила бы обидеть её родителей. Хоть те и не обладали огромными богатствами, но постарались сделать всё, чтобы их дочь получила хорошее образование и ни в чём не знала нужды. У Лены было счастливое детство. Пусть порой не хватало чего-то, но это всё компенсировалось любовью и вниманием, которые она получала со стороны родителей. Лена ни о чём не жалела. Единственное, о чём она сокрушалась – её муж не получил такого же счастья. Он рос, как марионетка собственной матери, выполняя почти всё, что требовала женщина. Если Дарья Руслановна сказала сыну идти в музыкальную школу и играть на скрипке, он беспрекословно подчинялся, пусть скрипку терпеть не мог и до сих пор с дрожью слушал её звучание.
— Дарья Руслановна, я сделаю вид, что не слышала ваших слов, и на этом мы закончим разговор. Думаю, вам следует пойти домой. Вы наверняка перегрелись на солнышке, раз не понимаете, о чём вообще говорите. Возможно, лучше всего вам будет вернуться к себе…
Лена говорила холодным тоном. Она старалась не выдавать раздражения, потому что уже сама пребывала на грани. Если о чём-то можно умолчать, то некоторые слова ранят хуже самого острого лезвия.
— Ты прогоняешь меня? Неужели считаешь, что я неправа? Посмотри, какого сына я вырастила. Игорь добился всего, что у него есть только благодаря мне. Был бы он таким успешным, если бы я не наставляла его?
— Быть успешным и счастливым человеком – две совершенно разные вещи. Вы выбрали для своего сына успех, но никогда не думали о его счастье. Как считаете – он радовался жизни? Получал всё, что хотел? Лишив его друзей и родного отца, вы хоть на мгновение задумывались, что творилось в душе ребёнка? Возможно, вы пытались реализовать свои несбывшиеся мечты через Игоря, а теперь радуетесь его успехам, но он не был счастлив раньше. Только вырвавшись из-под вашего постоянного контроля, он почувствовал вкус настоящей жизни. Хотите такого же моим детям? Я не позволю превратить их в марионеток без собственных желаний.
Хоть Лена и пыталась не перейти ту грань, когда уже невозможно будет восстановить отношения, но разве можно в такой ситуации молча терпеть и делать вид, что согласна? Её родных назвали бедными недостойными родственниками, но чего добилась сама свекровь? Сумела сделать накопления благодаря тому, что бывший муж не стал забирать у неё квартиру при разводе? Или из-за сына, который постоянно переводил матери деньги, чтобы она ни в чём не знала нужды? Сама она не смогла заработать на ту успешную жизнь, о которой говорила, не стала человеком с выдающимися достижениями. Так чем тогда здесь хвалиться? Чужими заслугами? Свекровь ни на секунду не задумывалась, что успешным сын стал благодаря поддержке своего отца, который всё это время не оставлял его и верил в него. Он поддерживал словами, которые слишком много значили для парня. Конечно, женщина такое и предположить не могла, ведь считала, что всё это время Игорь общался только с ней одной. Она гордилась, считая, что всё благодаря её идеально продуманным планам, хоть на деле всё было совсем не так.
— Ты считаешь, что я не думала о счастье своего сына? Какая же ты неблагодарная, Леночка! Не думала, что услышу от тебя такие слова! Я всё делала для него! И теперь ты пришла на готовенькое, пользуешься всеми благами, а на деле мечтаешь разделить нас с сыном?
Лена встала со скамьи, на которую до этого присела, чтобы насладиться прогулкой. Она строго посмотрела на свекровь, чего не делала раньше.
— Считайте, как хотите. Я не позволю вам оскорблять моих родных только потому, что они не смогли сделать дорогие подарки нам на свадьбу, но вы не забывайте и о том, кто обеспечил банкет хорошим домашним вином и мясом. Это незаметно было, конечно же… Потому что мои родители, в отличие от вас, никогда не выставляют свои поступки напоказ. С этого момента я попрошу вас не лезть в мою жизнь, если не желаете оказаться той бабушкой, которая не увидит внуков.
Лена ушла. Она не чувствовала вины, жалела лишь, что раньше молчала и позволила такому случиться. Следовало ей с самого начала дать свекрови понять, что она не сможет управлять чужой жизнью и указывать невестке с сыном, как им жить и растить детей.
Игорь полностью поддержал свою жену. Более того – мужчина устал скрывать от матери свою связь с отцом и откровенно рассказал ей, что поддерживает с ним общение и продолжит делать это. Дарья Руслановна была шокирована открывшейся правдой. Женщина не нашла никаких аргументов, чтобы обвинить сына или невестку. Она решила молчать, чтобы не оказаться за бортом, но уже тогда понимала – лезть в воспитание внуков ей не позволят, и все свои мечты она реализовать не сможет, а она ведь настроила такие планы… мечтала, чтобы её внучка стала известной балериной, а внук подался в государственную думу. У неё всё было распланировано, а теперь оставалось лишь оставить мечты и смириться с тем, что реализовывать всё следовало самой, а не жить так, как хотелось тогда – одним мгновением.