Несмотря на кажущуюся устарелость, механические коробки переключения передач сохраняют актуальность по всему миру. Водители ценят этот вид трансмиссий за конструктивную простоту, надёжность и невысокие затраты на обслуживание. Однако даже самая хорошая МКПП может преждевременно выйти из строя вследствие ошибок при её эксплуатации. Один из самых спорных вопросов касается влияния движения накатом на комплектующие трансмиссии, поэтому давайте разбираться подробнее.
Изучая особенности водителей, можно заметить интересную тенденцию. Одна часть автомобилистов предпочитает часто двигаться накатом, переводя МКПП в нейтральное положение. Другие водители, наоборот, оставляют передачу включённой, благодаря чему поддерживаются высокие обороты двигателя. По поводу движения накатом сложилось немало мифов, которые стоит рассмотреть подробнее.
Широко распространено мнение, что движение на нейтрали может негативно сказаться на смазывании компонентов МКПП. В механической трансмиссии не предусмотрен отдельный насос, который перекачивает смазочный материал, поэтому его распространение происходит естественным образом. Вращающиеся валы и шестерни коробки передач разбрызгивают масло, тем самым обеспечивая нормальную работу узла. Предполагается, что на нейтрали этот эффект не наблюдается, и на компоненты трансмиссии оказывается повышенная нагрузка.
Однако изучение конструктивных особенностей трансмиссии опровергает этот факт. Если двигаться накатом на высокой скорости, то прямой связи между колёсами и двигателем не будет, но первичный вал продолжит вращаться. Разбрызгивание масла внутри коробки передач будет достаточным для смазывания её компонентов, а также своевременного отвода тепла.
Негативный эффект от передвижения на нейтральной передаче нередко проявляется в сложных условиях эксплуатации, например, на скользком спуске. Проблема может возникнуть в случае, когда водителю потребуется срочно добавить газ, если нужно предотвратить занос или выполнить иной манёвр. На нейтрали связь между двигателем и коробкой передач отсутствует, поэтому реакции на нажатие акселератора не будет. Водителю придётся тратить драгоценные секунды, чтобы включить передачу, и только после этого приступать к совершению манёвра.
Ещё один нюанс касается расхода топлива. Принято считать, что ехать на нейтрали экономичнее всего, так как двигатель работает с минимальными оборотами. Но факт заключается в обратном: при спуске на передаче расход топлива наиболее близок к нулю, поскольку блок управления отключает подачу топлива, и мотор фактически работает в формате компрессора, перекачивая воздух.
Получаем, что с технической точки зрения движение накатом не влияет на срок службы механической коробки переключения передач. Но в угоду безопасности рекомендуется избегать такого стиля вождения на высокой скорости, особенно если дорога скользкая. Двигаться накатом без риска можно на низкой скорости, например, перед остановкой на светофоре, так как водитель полностью контролирует ситуацию.