Деньги или родственные узы?

— Это что у тебя такое? — Алевтина Николаевна вошла в комнату дочери и увидела какие-то коробки на кровати.

— Это набор для мыловарения! — воодушевлённо ответила девушка. — Потратила на него все деньги, которые мне на день рождения подарили.

— И что будешь с ним делать? — усмехнулась мама. — У нас что, мыла нет?

— Это же для продажи! Буду делать мыло красивой формы, а потом продавать его в интернете.

— Продавать? — удивлённо переспросила Алевтина Николаевна. — Кто же его покупать будет? Как будто в магазинах мыла нет.

— В магазинах оно обычное, а это — ручная работа будет. Знаешь, сколько людей покупают такие вещи на подарок? Недорого, но оригинально.

— Ой, ну ты прямо бизнесвумен! — рассмеялась женщина и покачала головой. — Ладно, варить мыло будешь потом, а пока займись уборкой. Скоро гости придут.

Люде недавно исполнилось шестнадцать. Она всю жизнь была творческой личностью и постоянно что-то делала своими руками. Раньше Людмила рисовала, шила и даже вязала. В какой-то момент девушка решила, что пора бы начать зарабатывать при помощи своего хобби. Так, в её голове и зародилась идея с мыловарением.

На все деньги, которые были подарены Люде на шестнадцатилетние, она купила основу для мыла, различные красители, ароматизаторы и формочки. Несколько месяцев девушка смотрела видеоролики в интернете, по которым училась делать красивое мыло. И, наконец, у неё всё получилось.

— Мама, смотри, какая красота! — у талантливой Люды с первого раза получилось хорошее качество мыла: она сделала очень яркие и красивые изделия.

— Ого! — удивилась Алевтина Николаевна. — Ты это сама сделала?

— Конечно!

— Не верю! Купила, наверное?

— Мыльную основу купила, а всю эту красоту сама сделала!

С одной стороны, Люде было обидно, что мать в неё не верила, а с другой – она была довольна тем, что Алевтина Николаевна восхищалась её работами.

— Слушай, дай мне несколько штук?

— Зачем? — нахмурилась девушка. — Это же на продажу. Я их уже сфотографировала и выставила на своей странице в социальных сетях.

— Потом ещё сделаешь, а я эту красоту хочу подруге подарить. У неё как раз день рождения скоро.

— Ладно, — вздохнув, Людмила отдала матери несколько кусков мыла в виде розочек. Она посчитала, что это тоже будет неплохой рекламой товара. Всё-таки мамина подруга работала в детском саду, где было много потенциальных покупательниц.

©Стелла Кьярри
Однако Алевтина Николаевна не остановилась на нескольких кусочках мыла. Она стала постоянно просить товар у дочери. То ей надо было сделать подарок коллегам, то занести «благодарность» врачу, который записал её на обследование, то ей самой хотелось умываться ароматными средствами.

— Мам, у меня так ничего не останется для продажи, — в итоге Люда высказала свое недовольство.

— Ой, тебе жалко, что ли? Ещё сделаешь!

— А ты дашь мне деньги на основу? Это мыло делается не из воздуха!

— Ещё чего! — усмехнулась женщина. — Не собираюсь я тратить зарплату на такую ерунду. У тебя есть карманные деньги? Вот и покупай на них ингредиенты.

После этого разговора Людмила стала прятать готовый товар от матери. Она продавала его через социальные сети, а Алевтине Николаевне говорила, что ещё не сделала новую партию. Но их город был очень маленьким, и почти все в нём друг друга знали. До матери Люды быстро дошли слухи, что её дочь по-прежнему занималась небольшим бизнесом, хотя ей говорила, что бросила это дело.

— Почему обманываешь меня?! — разозлилась женщина. — Ко мне на работе подошла Вера Петровна, мама Насти. Сказала, что дочь принесла домой твоё мыло. Ей очень понравились изделия. Она просила принести ещё несколько штук.

— Хорошо, если Настя позвонит, я продам ей товар, — сухо ответила Люда.

— Продашь? Она же твоя одноклассница! А Вера Петровна — моя коллега! Как можно наживаться на знакомых людях? — возмутилась женщина.

— Почему наживаться? Я получаю деньги за свою работу. Думаешь, это так просто — делать мыло?

— А что там сложного? — демонстративно расхохоталась Алевтина Николаевна. — Расплавила основу да залила его в формочки. Как тебе вообще не стыдно прикрываться такой «работой»?

— Тогда почему бы тебе самой не заняться этим делом? Раз ты так любишь раздаривать мой товар друзьями и родственникам? — обиделась Людмила.

— Вот ещё! Делать мне нечего! — вспыхнула женщина. — Я, вообще-то, работаю. Это тебе после школы знаться нечем, вот и страдаешь всякой ерундой с мыловарением.

©Стелла Кьярри
Люда не стала продолжать этот бессмысленный спор с матерью. Она просто отказалась давать ей мыло. Девушка сказала, что если Вере Петровне понравилась её работа, то пусть платит за неё деньги.

— Какая же ты бессовестная! — Алевтина Николаевна ещё долго ворчала на дочку. — Не хочешь делиться, тогда и от меня не жди карманных денег!

Сначала Люда думала, что мать её просто пугает. Но женщина так сильно разозлилась, что действительно перестала давать дочери деньги, даже на еду в школьной столовой. Однако спустя пару недель родственницы всё-таки сели и договорились.

Алевтина Николаевна сказала, что будет давать карманные деньги дочери, если та поделится с ней мылом на подарки. От такого шантажа со стороны матери девушка сначала опешила, но в итоге согласилась.

Придя к компромиссу, Людмила продолжила заниматься любимым делом, периодически подбрасывая маме не совсем удавшиеся изделия. Но однажды произошёл такой случай, после которого девушка наотрез отказалась заниматься своим мелким бизнесом.

Как-то раз в гости к Алевтине Николаевне приехала её двоюродная сестра из другого города.

— Людочка, мама рассказала про твоё новое увлечение. Говорит, ты варишь мыло? — Ольга Викторовна подошла к двоюродной племяннице.

— Да, варю.

— Покажешь мне? Может, мне что-то понравится?

— Конечно! — обрадовалась племянница. Люда решила, что сейчас тётушка купит у неё много мыла, и на вырученные деньги она сможет опять заказать ингредиенты.

— Ого! — при виде необычного товара воскликнула Ольга Викторовна. — Да у тебя талант! Рассказывай, что у тебя здесь?

— Это розовое мыло. Это с лавандой. А это, в виде панды, для детей обычно берут.

— Угу, — промычала женщина, откладывая выбранный товар в сторону. — Пожалуй, возьму вот эти.

— Хорошо. Оливковое стоит 150, а остальные — по сто. Итого с вас 450 рублей.

— Чего? — нахмурилась тётушка. — Четыреста пятьдесят?!

— Ну да.

— Дорогая, но мне нужно бесплатное мыло. Мама сказала, что родственникам ты не продаёшь товар.

— Бесплатно я могу отдать вам только вот эти обрезки, — насупилась девушка.

— Обрезки?! — ещё больше удивилась Ольга Викторовна. — Вообще-то, это мыло я хотела подругам подарить. Зачем мне твои обрезки? Нет уж, давай нормальные изделия.

— За нормальные — 450 рублей, — строго повторила Люда и протянула ладонь тёте.

— Алевтина, слышишь, что твоя бессовестная дочка вытворяет?! — крикнула женщина, повернувшись в сторону кухни. Там её сестра готовила стол к приезду родственницы.

— Чего? — мать Людмилы бросила все дела и выбежала в гостиную.

— Говорю, твоя дочь решила обогатиться за счёт тётушки. Хочет с меня денег содрать за мыло.

— Люда, ты чего? — уперев руки в бока, мама набросилась на дочку. — Это же Ольга Викторовна! Зачем ты требуешь от неё деньги? Отдай ей мыло бесплатно!

— Хотите мыло — покупайте! Мне все равно, кто будет платить! Я его делала не в подарок! — недовольно фыркнула Людмила. Она сложила товар в коробку и крепко её сжала. — Просто так я вам ничего не отдам!

— Люда! — строго произнесла мама. — Отдай немедленно!

— Не отдам!

— Отдай! — Алевтина Николаевна так разозлилась на дочку, что схватила коробку и стала тянуть её на себя. Но Люда не собиралась отдавать товар. Она не отпускала мыло.

Это перетягивание длилось около минуты, но потом коробка упала, и мыло рассы́палось по полу.

— Ну вот! Довольна?! — крикнула мама. — А могла бы по-хорошему отдать!

— Ну и забирайте! Всё забирайте! — заплакав от отчаяния, ответила девушка. Люде было так обидно, что она не выдержала и стала свирепо топтать собственные изделия. Алевтина Николаевна и Ольга Викторовна попытались остановить разъярённого подростка, но было поздно. Хрупкое мыло быстро потеряло свой товарный вид.

— Какая же ты мерзкая девчонка! — выпалила тётушка, бросив гневный взгляд на племянницу.

— А вы жадная! — крикнула в ответ Люда, а затем обернулась к матери. — И ты такая же!

После этих слов девушка убежала из квартиры, и весь остаток дня провела на улице. Ей не хотелось возвращаться, но устраивать ночлег во дворе у Люды тоже не было желания. Когда она пришла домой поздним вечером, Ольги Викторовны там уже не было. Зато в гостиной сидела Алевтина Николаевна. Мать разочарованно посмотрела на дочь, но ничего не сказала. Своим молчанием она наказывала подростка ещё около месяца. Однако потом мать и дочь помирились.

— Когда будешь делать новое мыло? — как-то раз спросила Алевтина дочку.

— Никогда, — ответила девушка. — Больше не собираюсь работать бесплатно.

— Ну и правильно! — махнула рукой Алевтина Николаевна. — Нечего тратить время на детские поделки!

После этого случая у Людмилы надолго пропало желание чем-либо заниматься. Когда девушка выросла и съехала от матери, она ещё несколько лет вспоминала свой печальный опыт в бизнесе. Но через некоторое время Люда всё-таки вернулась к любимому делу и стала успешно продавать изделия ручной работы на маркетплейсах. К счастью, ей больше никто не вставлял палки в колёса. Мамы давно не было рядом, и теперь Людмила могла спокойно брать деньги с клиентов. Ей было все равно, кто покупает: знакомые или родственники… Она считала, что любой труд должен быть оплачен.

Оцените статью