В 1973 году советские граждане, уставшие от вечных очередей на автомобили, получили альтернативу — новый мотороллер Вятка Электрон. И да, естественно он не заменит автомобиль, но надежды на него возлагали грандиозные.
Казалось бы, вот он — символ прогресса, доступный транспорт для каждого! Но реальность, как всегда, оказалась куда прозаичнее… Хотя данный транспорт и пользовался некой популярностью.
«Когда я впервые увидел Вятку Электрон, мне показалось, что передо мной издевательство над понятием ‘транспортное средство'», вспоминает Михаил Семенов, бывший инженер Кировского велосипедного завода.
И ведь что удивительно — этот «шедевр» советской инженерной мысли выпускали целых 15 лет! С 1973 по 1988 год, в то время как весь мир переходил на современные модели. Но возможно не всё так плохо? Давайте постараемся разобраться, что же это за мотороллер.
Технические характеристики этого чуда, настоящий учебник того, как не надо делать транспорт.
Возьмем двигатель. При объеме 148 кубиков (почти в 1,5 раза больше, чем у итальянской Vespa-150) он выдавал смехотворные 7 л.с. Мало? Для сравнения, чехословацкая Jawa 350 выдавала 24 л.с.
Что касается японского Honda Super Cub, то он выдавал около 4,5 л.с., при вдвое меньшем объеме! Но видимо инженеры смогли сделать только так. И вот возникает вопрос, а раньше их тоже осуждали? Или, наоборот, тогда люди воспринимали технику советского автопрома положительно?
Разгон до 60 км/ч за 12 секунд. Так гласили официальные данные. На практике же далеко не так. Максимальная скорость в 80 км/ч? Только если разгоняться с горки, да с попутным ветром, да с молитвой, чтобы не развалился на ходу.
Но самое «инновационное» в этом мотороллере было, конечно, электронное зажигание. Да, в 70-х это действительно было передовое решение. Вот только когда эта система ломалась (а ломалась она с завидной регулярностью — примерно каждые 5-7 тысяч км), починить ее мог разве что выпускник МВТУ.
Всегда был такой парень, который знал как это ремонтировать, но при этом брал за это деньги. Так что в своё время, такие мастера были очень востребованы.
Конструкция? Тяжелее оригинала на 20 кг (98 кг против 78 у Vespa), но при этом менее устойчивая. Топливный бак на 12 литров — вроде бы много, но учитывая расход в 3-4 литра на 100 км (против 2-2,5 у Vespa), запас хода оказывался даже меньше.
Подвеска? Жестче, чем у танка Т-34. «После получаса езды по московским улицам у меня немели все конечности», — написал коллекционер ретро-техники Сергей Иванов.
А теперь самое интересное — почему же этот «шедевр» советского автопрома провалился? Ответ лежит на поверхности: в конце 70-х появились «Жигули».
Обычная «копейка» ВАЗ-2101 за 5500 рублей (дороже Электрона) сделала этот мотороллер абсолютно бесполезным. «Я стоял в очереди на Электрон два года, но когда выбил талон на ВАЗ-2101 — сразу забыл про эту железную клячу», — рассказывает пенсионер Виктор Смирнов из Самары.
Сегодня Вятка Электрон — это либо музейный экспонат, либо груда ржавого металла в чьем-то сарае. Цены на сохранившиеся экземпляры колеблются от 10 тысяч рублей. За «донора запчастей» до 150 тысяч за полностью восстановленный экземпляр.
Но вот найти оригинальные детали — это настоящий квест. «Я три года искал родной бензобак для своей Вятки — в итоге пришлось заказывать изготовление у частного мастера за 25 тысяч», — жалуется коллекционер Дмитрий Козлов из Москвы.
Так стоит ли сейчас покупать этот кусок истории? Если вы фанат ретро-техники и готовы тратить кучу времени и денег на восстановление — возможно. Если же вам нужен транспорт — купите лучше современный скутер.
Хотя… «Когда я еду на своем Электроне по центру Москвы, люди фотографируют и улыбаются», — признается владелец Андрей Волков. Может, в этом и есть его главная ценность?
В следующий раз, увидев Вятку Электрон на ретро-выставке, присмотритесь внимательнее. Это не просто мотороллер — это памятник эпохи, когда «сделано в СССР» могло означать что угодно, кроме качества и удобства.
Но при этом — это часть нашей истории, которую, как ни странно, многие вспоминают с теплотой. «Да, он был ужасен, но это был НАШ ужасный мотороллер», — как-то сказал мне один коллекционер. И в этом, пожалуй, вся суть советского автопрома.