Для начала, как обычно, анекдот в тему:
— Привет, это я. Стою, понимаешь, недалеко от тебя.
Тормоза отказали. До гаража надо добраться. Ты не мог бы…
— Не буду я тебя без тормозов буксировать, и не проси.
— Не, ты не понял. Это я тебя буксировать буду,
а ты тормозить — в случае чего.
Недавно наводил порядок в гараже и случайно разлил литровую банку со старой тормозной жидкостью. Неприятное событие — ничего не скажешь.
Однако, это происшествие натолкнуло меня на мысль:
«А когда я менял в последний раз тормозную жидкость в своем авто?».
Вспомнить не смог. Пришлось искать записи в бортовом дневнике, где стараюсь записывать все значимые события «из жизни автомобиля». Оказалось — прошло уже больше 3-х лет с тех пор.
В принципе, конечно, можно уже и заменить без всяких «танцев с бубнами», но решил предварительно посоветоваться со знакомым автослесаре Вадимом. Заехал к нему и он прочитал мне небольшую «лекцию» на тему важности поддержания тормозной системы в исправном состоянии:
«Тормоза — это твоя жизнь на дороге.« — начал Вадим — «Но что, если их главный союзник, тормозная жидкость, превратился в скрытого врага?
Вода. Да, обычная H₂O.
Она неизбежно проникает в систему через микротрещины, уплотнения, даже через резиновые шланги. И вот уже температура кипения жидкости падает, металлические детали ржавеют, а педаль тормоза становится «ватной» в самый неподходящий момент…» — а затем продолжает —
«Как вовремя распознать угрозу? Давай разбираться!
Недавно был у меня клиент. Приехал и говорит:
— Машина тормозит как-то странно — то вроде нормально, а потом -бац! — и проваливается…
— А когда ты в последний раз жидкость менял? — перебиваю его, заглядывая в расширительный бачок. — Вот, смотри: цвет мутноватый, консистенция неоднородная. Пару процентов воды уже набрала — пора менять!
— Но как ты это понял? Визуально? — спрашивает меня.
— Визуально — только начало. Чтобы точно знать, нужно проверить. И методов — целый арсенал. От тестеров до… мультиметра. Да-да, того самого, который в гараже валяется!
Способ 1: Специальный тестер — быстро, но дорого
Если вкратце: электронный прибор измеряет электропроводность жидкости. Вода — отличный проводник, а чистая тормозная жидкость — почти изолятор.
— Видишь эти три светодиода? — автослесарь погружает щупы тестера в бачок. — Зеленый — норма (менее 1% воды). Желтый — тревога (2-3%). Красный — КАТАСТРОФА! Меняй срочно!
— И все?
— Все. Но если тестера нет — не беда. Есть способы попроще… и даже бесплатные.
Совет: Тестеры бывают неточны при низких температурах. Для повышения точности измерения следует прогреть жидкость до 20-25°C.
Способ 2: Мультиметр — нестандартно, но эффективно
1) Настройка прибора: выставьте режим измерения напряжения на 20 Вольт (постоянный ток).
2) Красный щуп присоедините или прижмите к плюсовой клемме АКБ. Черный — опустите в бачок с тормозной жидкостью (но не касайтесь стенок!).
По сути на этом все. Теперь фиксируем результат и расшифровываем его.
-
Анализ:
0.3 В и меньше — норма. Тормозная жидкость еще послужит.
0.4-0.6 В — вода есть, но уровень допустимый. Если показания 0,6 В — можно начинать готовиться к замене.
Выше 0.7 В — СТОП! Жидкость впитала больше 3% воды. Тут уже промедление недопустимо и менять тормозную жидкость надо немедленно.
Важно: Метод требует аккуратности. Капля жидкости на кузове — и коррозия не заставит себя ждать.
Способ 3: Бумажные тест-полоски
Идеально для тех, кто любит точность. Полоски пропитаны реактивом, меняющим цвет в зависимости от содержания воды.
— Окунаешь полоску на 2 секунды, ждешь минуту — и сравниваешь с шкалой, — объясняет автослесарь, встряхивая баночку.
Лайфхак: Хранить полоски необходимо в герметичной упаковке. Влажный воздух может их испортить.
Способ 4: Импровизированная проба — когда под рукой ничего нет
Экстренный метод для подозрений на ходу.
1) Разогрейте жидкость: Прокатитесь 10-15 минут, активно используя тормоза.
2) Откройте бачок (на остывшем двигателе!) и капните жидкость на чистую металлическую поверхность.
3) Нагрейте зажигалкой:
Чистая жидкость горит ровно, без треска.
Вода выдаст себя пузырьками и резкими «потрескиваниями».
— Видишь, как она «стреляет»? — мастер отдергивает руку от горелки. — Это вода испаряется. Точность? Неидеальная. Но для экстренной проверки сойдет.
Когда менять? И как часто?
— Правило простое: раз в 2 года или 40 000 км, — резюмирует автослесарь, закручивая крышку бачка. — Но если тестер, мультиметр или полоски кричат «SOS» — не тяни!
— А если смешать новую жидкость со старой?
— Никогда! — его голос резко обрывается. — Разные классы (DOT 3, 4, 5.1) несовместимы. Выбери один, тот что рекомендован производителем автомобиля и придерживайся его.
В общем, в итоге — тормозная жидкость в моем авто была заменена на новую, а я узнал массу полезной информации по теме определения «годности» тормозной жидкости к дальнейшей эксплуатации.