— Если я к тебе хорошо относилась, это еще не значит, что ты можешь наглеть, — резко заявила Света. — Мой брат нищий, так что пусть порадуются, что я позволяю ему и тебе жить в моей квартире. А будешь себя неуважительно вести, так прошу на выход.
***
Лера и Игорь поженились в начале мая — теплый, солнечный день, когда казалось, что сама природа желает им счастья. Все было красиво и скромно: выездная регистрация, цветочная арка, близкие друзья и родственники. Ни капли пафоса и фальши. Только искренние слезы родителей, радость в глазах молодоженов и звон бокалов.
На банкете, когда гости уже немного расслабились, к молодоженам тихонько подошла Светлана — сестра Игоря.
— Ребята, у меня идея, — сказала она с бокалом шампанского в руке. — Моя квартира сейчас свободна. Сдавать пока никому не собираюсь. Так что если не определились с жильем — милости прошу. Поживете, обживетесь, а там видно будет.
Игорь кивнул с благодарностью, а Лера, растроганная щедрым жестом будущей золовки, тепло улыбнулась. Но в следующую минуту Светлана подбросила вторую часть предложения — куда менее приятную.
— Только я, конечно, не могу совсем бесплатно. Вы же понимаете. Все-таки квартира в хорошем районе, с мебелью и техникой. Думаю, что тысяч сорок, может, пятьдесят в месяц.
И тут Лере интуиция подсказала, что что-то тут не так, но виду не подала.
На свадебном путешествии, на лежаках у морского побережья они с Игорем обсудили все. И поняли, что снимать у чужих людей выйдет дороже и не так безопасно, нежели у Светланы. Условия хорошие и район удобный. А так потихоньку накопят на свое жилье.
Через две недели они переехали в однокомнатную квартиру Светланы. Квартира была весьма уютной и все для жилья есть: диван, варочная панель и духовой шкаф, стиральная машина и даже кофемашина. Кроме того квартира сияла чистотой.
— Я надеюсь, что проблем у вас не возникнет, — произнесла золовка, вручая ключи Игорю. — Ах да, не забывайте вовремя убирать квартиру. За этим я слежу особо тщательно.
Леру немного отпустило чувство тревожности, которое преследовало с момента, когда они решились на эту квартиру. Все вроде бы устроилось: жилье было удобное, а платежи находились в рамках бюджета. Игорь светился от радости, что удалось пожить отдельно от родителей, и к тому же помочь сестре. И Светлана — довольна: деньги идут, квартира не простаивает. Все были в плюсе.
Но недолго длилось это чувство стабильной жизни и уюта. Уже через неделю после переезда Светлана заглянула к ним якобы «по делам». Посмотрела, как молодожены обустроились, поинтересовалась, где хранятся чистящие средства, и вскользь заметила, что в ванной грязноватые зеркала.
— Лерусик, я понимаю, что ты еще молодая и неопытная. Но знаешь, зеркала надо протирать каждый день. У меня под раковиной есть такая мягкая тряпочка. Используй ее.
— Ну ладно… — чуть скованно ответила девушка.
Через неделю золовка опять стояла на пороге. Она обошла квартиру кругом и добавила несколько едких комментариев по поводу чистоты: пыль под шкафом, грязная тарелка в раковине и обувь не на месте.
— Да я просто так, посмотреть! Все же тут мое. Уж ты прости, Лера, — с натянутой улыбкой говорила золовка, ставя чашку с чаем на подставку и устраиваясь на диване.
Получалось так, что полдня от выходного просто улетало в трубу. Света сначала ходила и цокала, а потом оставалась на чай с разговорами. Лера вообще не понимала, как два таких разных человека, как Света и Игорь, родились в одной семье. Они же были очень разными.
И вот третья суббота подряд. Игоря в этот раз не было дома — он уехал по делам в автосервис. Лера только домыла последнюю тарелку после завтрака, когда в дверь позвонили. На пороге стояла Светлана. Она даже появлялась каждый раз в одно и то же время.
— Привет. А Игоря нет дома? — спросила она, заглянув за спину невестки.
— Нет. Он поехал чинить машину. Я сейчас… вообще тоже собиралась уходить, — прямо сказала Лера, не желая в этот раз портить себе выходной.
— Да я на пять минуточек, ты же меня знаешь, — будто не слыша, продолжала Светлана. — Надо кое-что проверить. У меня ключ есть, если что, закрою сама.
— Света, подожди. Я бы не хотела, чтобы ты заходила в квартиру, когда нас нет дома, — сказала Лера.
Золовка поменялась в лице:
— Почему это? Квартира моя. Я имею полное право. Или у тебя там что-то, чего я не должна видеть?
— У нас ничего такого. Просто мы снимаем и платим немалые деньги. Поэтому имеем право рассчитывать на личное пространство.
— Если я к тебе хорошо относилась, это еще не значит, что ты можешь наглеть, — резко заявила Света. — Мой брат нищий, так что пусть порадуются, что я позволяю ему и тебе жить в моей квартире. А будешь себя неуважительно вести, так прошу на выход.
Лера в шоке, не знала что ответить. Она просто вышла из дома, как и планировала и сразу же позвонила Игорю.
— Да, представляешь, так и сказала, что ты нищий и выгонит нас на улицу. Я сразу думала, что это не лучшая идея — жить в квартире родственников. Поэтому, может быть, мы найдем себе другую квартиру.
Игорь много раздумывал, не хотелось ссориться с сестрой по пустякам. Тем более от нее он таких фраз никогда не слышал. Поэтому решил повременить с поиском другой квартиры.
Игорь выслушал жену молча, растерянно глядя в окно. Он любил Леру, но и к сестре испытывал особую благодарность — в его голове Светлана по-прежнему оставалась гордостью родителей и старшей сестрой, на которую надо ровняться. Вечером, немного подумав, он подошел к Лере:
— Послушай, я понял тебя. Это все, конечно, странно, но я обещаю поговорить со Светой. Давай пока не будем торопиться с переездом, хорошо?
— Хорошо. Как пожелаешь. Только знай — по субботам меня здесь больше не будет. Пусть тебя проверяет. Тем более я уже давно обещала маме приехать. Так что планы на ближайшие выходные у меня уже есть.
Игорь вздохнул, но спорить не стал.
И вот наступила суббота.
Лера, как и обещала, вышла из дома ровно в одиннадцать утра. Сумка, легкий макияж и хорошее настроение — все, чтобы идеально провести день. А Игорь остался дома. И уже через двадцать минут в дверь позвонили. Он прекрасно знал, кто это.
Светлана стояла с пакетом в руках и натянутой улыбкой.
— Приветик, — она отдала вещи Игорю и начала снимать сандалии, — А, что, Леры нет? То-то я смотрю, в квартире тишина.
— Свет, только давай без этого, хорошо? Она, между прочим, твоя невестка и моя жена, — спокойно сказал Игорь, закрывая входную дверь.
— Ты просто не понимаешь женской сущности. Она — неблагодарная девка, вот и все. Я думала, примет помощь с уважением и почетом. А в прошлый раз даже пыталась выгнать меня из моей же квартиры. И ведь тявкает, будто я вам враг какой-то. Я ее под свое крыло взяла, а она…
И тут началось. Светлана вылила все, что только могла придумать. Сестра ругалась, что Лера засушила все комнатные цветы, что она плохо пылесосит и не стирает тюль. Игорь слушал и по ходу речи обвинения становились все более фантастическими. Он вдруг понял — сестра просто выливает свою злобу. Из-за чего? Может, ревнует, может, теряет контроль, а может, просто ей скучно.
— Света, — наконец прервал он. — Скажи честно, ты хочешь, чтобы мы съехали?
Та на секунду замялась.
— Нет, я просто хочу порядка в квартире. Я же не для себя проверяю — для вас! Чтобы вам лучше жилось. Но с этой твоей Лерой…
— Эта «моя Лера» — моя жена. А ты сейчас говоришь о ней так, как будто она какая-то первая встречная. Мне это неприятно.
Светлана надулась и, ничего не ответив, вскоре ушла.
Прошла неделя. Светлана не звонила, не писала и не появлялась в квартире. Казалось бы, все наконец устаканилось, но нет. Наступила следующая суббота, и в десять сорок пять снова раздался звонок в дверь. Классика жанра.
На этот раз Леры снова не было дома — неделя на работе выдалась тяжелой, и субботу она целиком посвятила отдыху. Она записалась к парикмахеру и на маникюр. А вот квартира выглядела не так, как обычно: пол не вымыт, пыль кое-где осталась, в раковине — пара тарелок со вчерашнего ужина. Света зашла, осмотрелась и с порога начала кричать:
— Это что такое?! Это как вообще понимать?! Что за срач такой?
Игорь, который только что налил себе кофе, спокойно поставил чашку на стол и развернулся:
— У Леры выдалась тяжелая неделя на работе. Она устала и не успела убраться — всякое бывает. Я сам сегодня все сделаю.
— Ты сам? Смеешься? — взвизгнула Светлана. — Ты вообще на нее влияешь как мужчина? Она же опять сбежала прямо у тебя из-под носа! А квартира, между прочим, моя! Я могу вас и выставить, если захотите превратить мою собственность в помойку!
Игорь напрягся:
— Света, хватит. Ты ведешь себя как надзиратель. Мы взрослые люди. И квартиру мы снимаем не за спасибо. Ты деньги получаешь, ведь так?
— Да что ты понимаешь! Это же мой дом! И эта твоя Лерка в нем только все портит! Своим безразличием, своей ленью, своей усталой физиономией!
Этого было достаточно.
— Все, Света, иди. Хватит. Я не хочу больше тебя слушать. Мы с тобой семья, но сейчас ты просто переходишь все границы.
Света шумно выдохнула и, просканировав брата взглядом, полным ненависти, ушла.
Через полчаса, когда успокоился, Игорь позвонил жене.
— Лер, она сегодня опять приходила. Начала орать, что у нас грязь, и ты ленивая и сбегаешь из дома. Я не стал даже спорить… Просто выгнал. Прости меня. Я не ожидал, что все зайдет так далеко.
— Ничего, — спокойно ответила Лера. — Я как чувствовала, поэтому у меня для тебя новость.
— Какая?
— Я нашла квартиру. Двушка, хороший дом, первый этаж правда, но цена — на двенадцать тысяч дешевле, чем у Светы. Мы можем заехать хоть завтра. Я договорилась с хозяйкой.
Игорь замолчал на пару секунд. Потом с облегчением выдохнул:
— Да, давай съедем. Хватит уже этого цирка.
— И передай своей сестре, что теперь она будет сама вытирать пыль в своей квартире.
Следующую неделю Лера и Игорь провели в сборах. Вечерами, после работы, они разбирали шкафы, упаковывали одежду, протирали полки и складывали в коробки все то, что успели привнести в эту чужую — и, как оказалось, совсем не уютную квартиру.
В пятницу вечером Игорь позвонил Свете.
— Свет, месяц аренды закончился. Мы съезжаем. Деньги, как договаривались, я перевел тебе на карту. Ключи привезу завтра.
— Съезжаете? — переспросила Светлана, в голосе которой явно звучало раздражение. — Ну, конечно. Чего же еще ожидать от тебя. Видно, сразу решил стать подкаблучником.
— Хватит, — спокойно прервал ее Игорь. — Лера тут ни при чем. Просто мы поняли, что с родственниками не надо иметь дел. Чтобы сохранить семью лучше держать дистанцию.
Он сбросил звонок, даже не дождавшись ответа. А Лера в это время заклеивала последнюю коробку с надписью «зимняя одежда».
— Ну что, все? — спросила она, убирая со лба прядь волос.
— Да. Завтра утром грузимся и уезжаем.
— Тогда я в последний раз пройдусь по квартире. Проверю все, чтобы уж точно не забыть и никогда сюда больше не возвращаться.
На следующий день они покинули квартиру Светланы без единой ссоры. Без прощаний и сцен. Просто закрыли дверь и ушли.
Светлана пришла на следующий день. Она долго ходила по квартире, будто выискивая то, за что можно зацепиться, чтобы поругаться с братом. Но она нашла лишь аккуратно сложенные на столе полотенца и пустые, вымытые поверхности.
— Найду жильцов получше, — недовольно пробормотала Света себе под нос. — Без этих замашек и с благодарностью…
Правда, предыдущие жильцы тоже сбежали из-за ее постоянных субботних визитов. Не смогли вытерпеть этого и те жильцы, что были до них. И предыдущие тоже…
А Лера и Игорь тем временем обустраивались на новом месте. Новая квартира была светлой, просторной, с окнами на зеленую аллею, где вечерами можно было гулять. Хозяйка была женщина в возрасте, разговаривала спокойно, ничего сверхъестественного от новых жильцов не ждала. Когда Игорь подписал договор, хозяйка произнесла:
— Главное, чтобы вам здесь было хорошо.
В тот вечер, сидя на полу среди вещей с пиццей на коленях, Лера и Игорь посмотрели друг на друга.
— С этих пор — ни шагу назад, — сказал Игорь. — Никаких экспериментов с родственниками. А главное копим на свое жилье, чтобы никто больше не говорил, что мы у кого-то в гостях.
— Согласна, — кивнула Лера.
И, пожалуй, это был самый важный шаг в их семейной жизни.