Увы, у пользователя типичного автомобиля не так-то много способов контролировать состояние системы. Но кое-какие инструменты всё-таки есть. Например, полезно проверять уровень масла в двигателе хотя раз в пару недель. Для этого есть щуп. Вот только представьте себе сколь сильным будет удивление водителя, который проверит уровень щупом, удостоверится, что всё хорошо, поедет и словит клин двигателя (как это называют в просторечье)…
Чаще всего принято полагать, что основная причина расклинивания двигателя — недостаточный уровень масла. Но водитель ответственно проверил его количество прямо перед поездкой и всё было хорошо. А знаете в чём проблема? Был проверен не уровень масла в системе, а количество некоторой жижи в двигателе и её и правда было достаточно.
Сразу сделаю ремарку и отброшу версию, что это масло некачественное. Возьмем заведомом идеализированную ситуацию и рассмотрим хорошее масло. Тут кое-что другое.
Существует малозаметная, но очень опасная угроза — так называемое «гликолевое заклинивание». Это явление может привести к разрушению двигателя и практически всегда заканчивается клином.
Как могут быть связаны антифриз и моторное масло? Очень просто. Вспомните конструкцию. «Сердце» двигателя погружено в специальную теплоотводящую рубашку, которая представляет собой циркулирующую жидкость (в нашем случае антифриз), помещенную в пространство вокруг двигателя.
Основу большинства антифризов составляют этиленгликоль и его менее токсичный аналог — пропиленгликоль. Эти вещества, смешанные с водой в пропорции 50 на 50, эффективно отводят тепло от горячих частей двигателя к радиатору, где оно рассеивается в воздухе.
Однако при нарушении герметичности системы охлаждения, например, из-за повреждённой прокладки головки блока цилиндров или трещины во впускном коллекторе, гликоль может попасть внутрь камеры сгорания. В условиях высоких температур он начинает окисляться, образуя крайне агрессивные соединения: гликолевую кислоту, щавелевую кислоту, муравьиную кислоту и угольную кислоту.
Эти вещества быстро разрушительно воздействуют на стенки цилиндров, поршни и маслосъёмные кольца. Смазка теряет свои свойства, и начинается износ металлических деталей не из-за перегрева, как можно было бы подумать, а из-за химической коррозии и трения. Это явление называют «холодным задиром».
Но на этом беды не заканчиваются. Если гликоль просачивается в картер и смешивается с моторным маслом, начинается цепная реакция разрушений.
Во-первых, он изменяет вязкость масла, делая его менее эффективным в смазке трущихся поверхностей. Во-вторых, гликоль вступает в химические реакции с присадками в масле, особенно с ZDDP — важной защитной добавкой на основе цинка. В результате образуется осадок, способный закупорить масляные каналы и фильтры. Кроме того, гликоль реагирует с моющими компонентами масла, создавая микроскопические абразивные частицы, которые действуют как мельчайшие наждачные зёрна, повреждая подшипники и поверхности трения. В дизельных двигателях проблема усугубляется ещё и тем, что гликоль вызывает слипание сажи в густую массу, способную забить всю систему смазки.
Попадание охлаждающей жидкости в масло или цилиндры — это не мелкая неполадка, а потенциальная катастрофа. Если вы замечаете необъяснимую потерю антифриза, при этом нигде нет видимых протечек, необходимо проверить систему. Но при этом нужно помнить, что некоторое небольшое изменение уровня охлаждающей жидкости — нормальный и естественный процесс.
Существуют методы точной диагностики, такие как проверка наличия продуктов сгорания в охлаждающей жидкости или химический анализ моторного масла на наличие гликоля. Промедление в этом вопросе может стоить целого двигателя.
Самое неприятное в этом деле, что распознать неисправность на глаз почти невозможно. Система контроля уровня масла, она же — щуп, покажет, что жижи предостаточно.
Опытный глаз автомобилиста заметит, что масло, смешанное с гликолем, теряет свою прозрачность. Вместо привычного янтарного или коричневого блеска, оно приобретает мутный, молочный оттенок. Консистенция тоже меняется: становится более густой, похожей на эмульсию. Если капнуть таким маслом на лист бумаги, вокруг капли со временем образуется светлое, водянистое гало – признак наличия воды, пусть и в составе антифриза.
Запах тоже может намекнуть на неладное. К привычному запаху отработанного масла может примешаться сладковатый, специфический аромат антифриза, особенно если концентрация гликоля высока. Однако, стоит помнить, что это лишь приблизительные признаки. Так что, доверять чутью и зоркости можно, но лучше перестраховаться и обратиться к профессионалам. Вот только как узнать, что масло пора бы проверить…