Ил-106 «Слон» — это четырёхмоторный тяжёлый транспортный самолёт стратегического назначения, который в настоящее время разрабатывается российским конструкторским бюро имени Ильюшина. Ил-106 призван заменить устаревший Антонов Ан-124 «Руслан» и расширить возможности России в сфере военно-воздушных перевозок. Самолёт рассчитан на перевозку максимальной полезной нагрузки весом около 180 000 кг на расстояние до 7000 км. Он будет оснащён четырьмя турбовентиляторными двигателями Aviadvigatel PD-35, каждый из которых будет развивать тягу до 15400 кг, что позволит развивать крейсерскую скорость 850 км/ч.
Ил-106 имеет высокорасположенное крыло и просторный грузовой отсек длиной 27,5 метра, шириной 5,8 метра и высотой 4,4 метра, в котором можно разместить широкий спектр военной техники и транспортных средств.
В конце 1980-х годов в Советском Союзе осознали необходимость в новом тяжёлом транспортном самолёте, который мог бы заменить Антонов Ан-22 и дополнить Ан-124. Это привело к разработке проекта Ил-106 в 1987 году. Целью проекта было создание четырёхмоторного тяжёлого транспортного самолёта, способного перевозить значительные грузы на большие расстояния. Однако распад Советского Союза в 1991 году и последовавшие за этим экономические трудности привели к приостановке проекта Ил-106 в начале 1990-х годов.
Министерство обороны России вернулось к проекту Ил-106 в рамках программы «Перспективный авиационный комплекс военно-транспортной авиации» (ПАК ВТА).
В 2016 году компания «Ильюшин» объявила о возрождении проекта Ил-106, который теперь называется «Слон». В модернизированной конструкции были использованы достижения в области аэродинамики, материалов и авионики, появившиеся с момента создания первоначального проекта. Разработка самолёта была направлена на удовлетворение логистических потребностей Вооружённых сил России, в том числе в транспортировке современной военной техники, такой как основной боевой танк Т-14 «Армата».
Проект Ил-106 претерпел несколько изменений, в ходе которых в него постоянно вносились доработки в соответствии с меняющимися военными потребностями и технологическими стандартами. По состоянию на 2025 год самолёт находится на продвинутой стадии разработки, ведётся строительство прототипа, а первый полёт ожидается в ближайшем будущем.
Ил-106 «Слон» — самолёт с высокорасположенным крылом, оптимизированный для перевозки тяжёлых грузов по воздуху. Общая длина самолёта составляет примерно 70 метров, размах крыльев — 75 метров, а высота — 21 метр. Такая конфигурация обеспечивает сбалансированное сочетание структурной целостности и аэродинамической эффективности.
Фюзеляж имеет полумонококовую конструкцию с использованием современных композитных материалов и высокопрочных алюминиевых сплавов, что позволяет снизить вес без ущерба для прочности. Размеры грузового отсека — 27,5 метра в длину, 5,8 метра в ширину и 4,4 метра в высоту — позволяют размещать крупногабаритную военную технику, в том числе бронетехнику и вертолёты. Передние и задние грузовые двери облегчают погрузку и разгрузку.
Конструкция крыла предусматривает умеренный угол стреловидности и оснащена законцовками для улучшения аэродинамических характеристик и топливной эффективности. Высокорасположенное крыло не только обеспечивает дорожный просвет для крупногабаритных грузов, но и способствует повышению устойчивости полёта. Хвостовое оперение самолёта представляет собой обычный хвостовой блок с одним вертикальным и горизонтальными стабилизаторами, обеспечивающими эффективное управление и манёвренность.
Система шасси прочная и рассчитана на эксплуатацию на полуподготовленных взлётно-посадочных полосах. Она состоит из убирающегося трёхопорного шасси с двухколёсным передним шасси и многоколёсным основным шасси, способным эффективно распределять вес самолёта, тем самым снижая давление на грунт.
Кабина пилота оснащена самой современной авионикой, в том числе цифровыми системами управления полётом, многофункциональными дисплеями и передовыми навигационными средствами. Эти системы повышают ситуационную осведомлённость и снижают нагрузку на пилота, способствуя более безопасной и эффективной работе.
Ил-106 «Слон» оснащён четырьмя турбовентиляторными двигателями «Авиадвигатель» ПД-35, каждый из которых развивает тягу примерно в 15422 кгс. Эти двигатели отличаются высокой эффективностью и надёжностью и обеспечивают необходимую мощность для выполнения тяжёлых грузоперевозок. Максимальная взлётная масса самолёта (МВМ) составит около 400 000 кг, а масса пустого самолёта — примерно 180 000 кг.
Благодаря крейсерской скорости 850 км/ч Ил-106 обеспечивает быструю транспортировку на большие расстояния. Его эксплуатационная дальность составляет 7000 км при стандартной загрузке, что позволяет выполнять стратегические военные задачи и логистические операции. Ожидается, что максимальная дальность при уменьшенной загрузке превысит 10 000 км, что позволит осуществлять межконтинентальные перевозки без дозаправки.
Ил-106 рассчитан на эксплуатацию на высоте до 12 000 метров, что обеспечивает гибкость в выборе маршрута полёта и позволяет избегать неблагоприятных погодных условий. Скорость набора высоты у этого самолёта, хотя и не разглашается официально, предположительно сопоставима с показателями существующих транспортных самолётов большой грузоподъёмности, что обеспечивает быстрый набор высоты для повышения эффективности эксплуатации.
По сравнению со своим основным конкурентом, Lockheed C-5M Super Galaxy, Ил-106 обладает немного большей грузоподъемностью, но меньшей максимальной дальностью полета. Однако ожидается, что эксплуатационные расходы и требования к техническому обслуживанию будут ниже благодаря модернизированным двигателям и оптимизированной аэродинамике. По сравнению с Xian Y-20 Ил-106 превосходит его по грузоподъемности и дальности полета, что делает его идеальным транспортным средством для крупномасштабных логистических операций.
Ил-106 всё ещё находится на ранней стадии разработки, и официальные варианты его комплектации ещё не утверждены. Однако, судя по предыдущим российским программам по созданию тяжёлых транспортных самолётов, можно предположить, что будет несколько конфигураций:
Ил-106А — стандартный стратегический транспортный самолёт для ВВС России, предназначенный для замены Ан-124 «Руслан» с максимальной грузоподъёмностью 180 тонн.
Ил-106Т — потенциальная гражданская грузовая версия, оптимизированная для коммерческих грузоперевозок, аналогичная самолёту Антонов Ан-124-100, который использовала авиакомпания «Волга-Днепр».
Ил-106М — потенциальная военная версия с возможностями радиоэлектронной борьбы и системами противодействия в условиях конфликта.
По мере развития могут появиться дополнительные специализированные конфигурации в зависимости от потребностей военных и гражданских лиц.
Ил-106 в первую очередь предназначен для стратегических воздушных перевозок, что позволяет ВВС России доставлять тяжёлую военную технику, транспортные средства и войска на большие расстояния. Большой грузовой отсек самолёта позволяет быстро доставлять боевые танки, боевые машины пехоты, самоходную артиллерию и вертолёты.
В небоевых ситуациях Ил-106 будет использоваться для:
Быстрая военная логистика — транспортировка оборудования между базами или в зоны развёртывания.
Гуманитарные миссии — доставка помощи при стихийных бедствиях, в том числе медикаментов, продуктов питания и временного жилья.
Международное сотрудничество — поддержка российских военных контингентов в рамках глобальных миротворческих операций.
В военное время перед Ил-106 будут стоять следующие задачи:
Стратегическое усиление — быстрое развёртывание бронетанковых подразделений, таких как основной боевой танк Т-14 «Армата».
Воздушно-десантные операции — переброска воздушно-десантных войск и их снаряжения для выполнения задач по быстрому реагированию.
Транспортировка тяжёлого оборудования — перемещение специализированных ракетных комплексов, мобильных радиолокационных станций и командных центров на передовые позиции.
Воздушная доставка — доставка топлива, боеприпасов и других грузов на отдалённые участки фронта.
По состоянию на 2025 год Ил-106 предназначен исключительно для российской военной службы, подтверждённых экспортных заказов нет. Однако страны, нуждающиеся в тяжёлых военно-транспортных самолётах, такие как Индия, Китай и Алжир, могут стать потенциальными покупателями, если будет разработан гражданский или экспортный вариант.
Несмотря на то, что Ил-106 всё ещё находится в разработке, его предполагаемые возможности говорят о том, что это высококонкурентная платформа, способная составить конкуренцию западным тяжёлым транспортным самолётам. В случае успешной интеграции в состав Военно-воздушных сил России он значительно повысит способность страны развёртывать и поддерживать вооружённые силы по всему миру. Потенциальный гражданский вариант самолёта также может сыграть важную роль в коммерческих грузовых перевозках, что ещё больше повысит его стратегическую значимость. Дальнейшее развитие событий определит степень успешности его применения и возможность международного внедрения.