– Грязная побирушка не смеет сидеть в моем кресле! – визжала коллега, не зная, что я новый директор

Офис встретил меня прохладой кондиционеров и гулом разговоров. Я невольно поежилась – после проливного дождя мой старенький плащ промок насквозь, а зонт оказался бессилен перед порывами ветра. Волосы прилипли к лицу, а от туфель на полу оставались мокрые следы. Не лучший вид для первого рабочего дня, особенно в такой компании как «Вершина» – одном из лидеров в сфере логистики.

Охранник на входе посмотрел на меня с сомнением, но пропуск, выданный накануне в отделе кадров, развеял его подозрения. Я оглядела просторный холл с мраморными колоннами и решила не подниматься сразу в свой новый кабинет. Хотелось сначала понаблюдать, прочувствовать атмосферу компании изнутри, познакомиться с сотрудниками неформально. Именно так я привыкла работать – сначала понять внутреннюю кухню, а потом уже принимать решения.

– Извините, где здесь можно выпить кофе? – обратилась я к проходящей мимо девушке с планшетом в руках.

– Кофе-поинт на втором этаже, в конце коридора, – ответила она, окинув меня беглым взглядом, и тут же умчалась по своим делам.

Я поднялась по широкой лестнице и не спеша двинулась по коридору. Офисный гул становился громче – сотрудники приступали к работе, обсуждали планы на день, звонили клиентам. Кофе-поинт оказался небольшой, но уютной комнатой с несколькими столиками и мягкими креслами. Современная кофемашина призывно мигала зелеными индикаторами.

В комнате никого не было, и я решила воспользоваться моментом, чтобы привести себя в порядок. Достала из сумки расческу, кое-как пригладила растрепанные волосы, промокнула лицо салфеткой. Выглядела я, конечно, не идеально, но уже лучше, чем минуту назад. Налила себе крепкий эспрессо и устроилась в глубоком кресле у окна. Ароматный кофе согревал руки и постепенно возвращал бодрость.

Я достала телефон и просмотрела рабочую почту. Совет директоров возлагал на меня большие надежды – «Вершина» переживала не лучшие времена после ухода прежнего руководства, и моей задачей было вывести компанию из кризиса. В прикрепленных файлах обнаружилась свежая аналитика по отделам, и я углубилась в чтение.

Шум в коридоре оторвал меня от размышлений. Дверь распахнулась, и в комнату вплыла эффектная блондинка в идеально сидящем брючном костюме цвета бургунди. Ее сопровождали две девушки помоложе, с одинаково почтительным выражением лиц.

– И представляете, он говорит мне: «Виктория Олеговна, это невозможно сделать за такой срок!» – блондинка говорила громко, с характерными начальственными интонациями. – А я ему отвечаю: «Голубчик, в этой компании я решаю, что возможно, а что нет».

Ее спутницы синхронно рассмеялись, как по команде. Я продолжила читать документы на телефоне, но краем глаза наблюдала за вошедшими. Блондинка – очевидно, Виктория Олеговна – подошла к кофемашине и нажала кнопку.

– Кстати, девочки, вы слышали новость? К нам назначили нового директора, – она говорила, не оборачиваясь к собеседницам. – Какую-то Ирину Соколову из Казани. Говорят, молодая выскочка. Выиграла какой-то там конкурс управленцев, вот Совет и клюнул.

Я невольно улыбнулась, услышав собственную фамилию. Виктория была хорошо информирована, хоть и не совсем точна – конкурс назывался «Лидеры России», и я действительно стала одним из победителей.

– А наш-то отдел не тронут? – осторожно спросила одна из девушек.

– Что ты, Лена! – Виктория рассмеялась. – Да без меня этот отдел развалится за неделю. Пусть только попробует сунуться. Я здесь двенадцать лет, меня еще прежний директор ценил, а эта… – она не договорила, многозначительно фыркнув.

Интересный кадровый расклад, подумала я. Виктория явно считала себя незаменимым сотрудником. Из документов я знала, что она возглавляла отдел продаж, и действительно показатели были неплохими, но вот текучка кадров в ее подразделении зашкаливала, а жалобы от клиентов приходили регулярно.

Виктория со своими спутницами уселась за столик в другом конце комнаты, продолжая обсуждать корпоративные сплетни. Я отложила телефон и поднялась, чтобы налить себе еще кофе. Когда я проходила мимо их столика, разговор внезапно стих. Три пары глаз уставились на меня, оценивающе разглядывая промокшую одежду и не самую презентабельную прическу.

– Доброе утро, – вежливо поздоровалась я.

В ответ – едва заметные кивки и быстро потерянный интерес. Я не была похожа на человека, с которым стоило бы знакомиться или поддерживать разговор. По крайней мере, в их представлении.

Вернувшись с чашкой кофе, я обнаружила, что мое кресло заняла четвертая сотрудница, которая присоединилась к компании Виктории. Мои вещи – сумка и мокрый плащ – были небрежно свалены на соседний стул.

– Простите, я сидела в этом кресле, – спокойно сказала я, подойдя к их столику.

– И что? – Виктория подняла безупречно выщипанные брови. – Вы вышли, Маргарита села. Тут полно других мест.

Я оглянулась – действительно, в комнате было еще несколько свободных стульев, но ни одного удобного кресла.

– Там лежали мои вещи, – заметила я, кивнув на сумку.

– Ой, да ладно вам, – вмешалась Маргарита, устраиваясь поудобнее в моем кресле. – Это же не забронированные места в ресторане. Кто успел, тот и занял.

В обычной ситуации я бы, пожалуй, не стала настаивать. Но мне было интересно посмотреть, как они себя поведут дальше, и я решила продолжить.

– Я не закончила свой кофе и хотела бы вернуться на свое место, – сказала я твердо, но по-прежнему вежливо.

Виктория окинула меня презрительным взглядом с головы до ног.

– Послушайте… Вы вообще кто? Новенькая? Из какого отдела?

– Я только устроилась, – уклончиво ответила я.

– Тогда запомните правило, – Виктория назидательно подняла палец. – Здесь существует определенная иерархия. Я – руководитель отдела продаж, правая рука директора. Точнее, бывшего директора. И эти места, – она обвела рукой кресла вокруг их столика, – негласно закреплены за руководящим составом. Сотрудники обычно сидят там, – она кивнула в сторону обычных стульев у стены.

– Понятно, – кивнула я. – А это правило где-то закреплено официально?

Девушки за столиком обменялись насмешливыми взглядами.

– Ну вы даете! – рассмеялась одна из них. – Это просто деловой этикет. Элементарное уважение к руководству.

– Именно, – подтвердила Виктория. – Субординация, слышали о таком?

Я сделала вид, что задумалась.

– Думаю, субординация работает и в другую сторону, – заметила я. – Уважение должно быть взаимным.

Виктория закатила глаза, явно теряя терпение.

– Девочка, ты кем себя возомнила? Иди-ка отсюда, пока я не позвонила в службу безопасности. Может, ты вообще случайный человек, прикинулась сотрудницей и пробралась в офис.

Ее спутницы захихикали, явно наслаждаясь ситуацией. Видимо, такие сцены были для них привычным развлечением.

В этот момент в комнату вошел мужчина средних лет в строгом костюме. Я узнала Сергея Петровича, финансового директора, с которым уже встречалась на собеседовании.

– Доброе утро, дамы, – поздоровался он, и тут заметил меня. – Ирина Владимировна! Вот вы где. А мы вас обыскались. Совет директоров уже собирается, ждут только вас.

Выражение лица Виктории изменилось мгновенно. Она смотрела то на меня, то на финансового директора, словно не веря своим ушам.

– Ирина Владимировна? – переспросила она упавшим голосом. – Соколова?

– Она самая, – я улыбнулась. – Новый генеральный директор «Вершины». Очень приятно познакомиться.

В комнате воцарилась гробовая тишина. Маргарита буквально подпрыгнула с кресла, как ужаленная.

– Извините, я не знала… пожалуйста, садитесь! – забормотала она, нервно одергивая юбку.

– Спасибо, но кажется, меня уже ждут, – я взяла свою сумку и мокрый плащ. – Думаю, у нас еще будет возможность продолжить разговор о корпоративной культуре и субординации.

Виктория наконец обрела дар речи.

– Ирина Владимировна, я… я не имела в виду… я просто… – она явно не находила подходящих слов для объяснения.

– Грязная побирушка не смеет сидеть в моем кресле! – вдруг выпалила одна из девушек, видимо, решив пойти ва-банк. – Виктория Олеговна, вы же сами только что это сказали!

Я остановилась на полпути к двери и медленно обернулась. Виктория побледнела и с ненавистью посмотрела на свою подчиненную, которая сейчас выглядела так, словно готова была провалиться сквозь землю.

– Я… я неудачно пошутила, – пробормотала Виктория. – Это была шутка, на самом деле я не…

– Знаете, – перебила я ее, – я считаю, что о человеке многое говорит не то, как он общается с вышестоящими, а то, как он относится к тем, от кого, как ему кажется, ничего не зависит. В этом проявляется истинный характер.

Сергей Петрович кашлянул, привлекая внимание.

– Ирина Владимировна, нам действительно пора на совещание, – напомнил он.

– Конечно, идемте, – я кивнула и, уже выходя, добавила: – Всем хорошего дня. И кстати, кофе у вас отличный.

Когда мы с финансовым директором шли по коридору к конференц-залу, он негромко произнес:

– Прошу прощения за эту неприятную ситуацию. Виктория Олеговна… она хороший специалист, но характер, признаю, сложный.

– Не извиняйтесь, – я улыбнулась. – Я даже рада, что всё произошло именно так. Теперь у меня есть представление о реальном положении дел в компании.

Через несколько часов, после затянувшегося совещания с руководителями отделов, я наконец добралась до своего нового кабинета. Он был просторным, с панорамными окнами и дорогой мебелью, но каким-то безликим, как гостиничный номер. Предыдущий директор не оставил на рабочем месте ничего личного – ни фотографий, ни сувениров, ни любимой кружки. Словно человек изначально знал, что задержится здесь ненадолго.

Я разложила свои немногочисленные вещи, включила компьютер и задумалась. Компания нуждалась в серьезных переменах, и дело было не только в экономических показателях. Прежде всего, нужно было изменить атмосферу, искоренить токсичную культуру, которая процветала, судя по утреннему инциденту.

В дверь постучали, и на пороге появилась Виктория. Она выглядела собранной и решительной, как человек, готовый защищать свою позицию до последнего.

– Разрешите? – спросила она, хотя уже вошла в кабинет.

– Конечно, Виктория Олеговна, – я указала на кресло напротив своего стола. – Присаживайтесь.

Она села, нервно сцепив пальцы.

– Ирина Владимировна, я хотела извиниться за сегодняшнее недоразумение, – начала она официальным тоном. – Произошло досадное непонимание. Если бы я знала, кто вы…

– В этом и проблема, не находите? – перебила я ее. – То, как мы относимся к людям, не должно зависеть от их должности или статуса.

Виктория поджала губы.

– Согласна, это было некрасиво с моей стороны. Но поверьте, я не такой человек, каким могла показаться сегодня утром. Я просто… у меня был сложный период, много стресса, неопределенность с новым руководством…

– Я понимаю, – кивнула я. – И ценю, что вы пришли поговорить. Это говорит о вашей зрелости как руководителя.

Она немного расслабилась.

– Спасибо за понимание. Я надеюсь, этот инцидент не повлияет на вашу оценку моей работы. Я действительно преданный сотрудник и всегда ставлю интересы компании на первое место.

Я открыла папку с отчетами, которую изучала еще утром.

– Знаете, я ознакомилась с показателями вашего отдела. Выручка действительно впечатляет, но есть и настораживающие моменты, – я перевернула страницу. – Например, текучка кадров. За последний год у вас сменилось семнадцать человек – это почти половина отдела.

– Я требовательный руководитель, – Виктория вскинула подбородок. – Не все выдерживают такой темп работы. Зато результаты говорят сами за себя.

– А что насчет жалоб от клиентов? – я указала на соответствующую графику. – Их количество выросло на тридцать процентов за полгода.

– Рынок сейчас сложный, клиенты стали капризнее, – она пожала плечами. – Мы работаем над этим.

Я закрыла папку и посмотрела ей в глаза.

– Виктория Олеговна, я ценю вашу прямоту. Поэтому тоже буду откровенна. Я не собираюсь принимать кадровые решения на основе личных симпатий или антипатий. Для меня важен только профессионализм и результат.

– Я понимаю, – кивнула она.

– Но результат – это не только цифры выручки. Это и атмосфера в коллективе, и лояльность клиентов, и репутация компании. Над этим нам всем предстоит работать.

Виктория внимательно слушала, не перебивая.

– У вас будет месяц, чтобы проанализировать ситуацию в своем отделе и предложить план изменений, – продолжила я. – Особенно меня интересуют меры по удержанию персонала и улучшению клиентского сервиса. Через месяц мы вернемся к этому разговору и примем решение о дальнейшем сотрудничестве.

Она явно не ожидала такого поворота, но быстро взяла себя в руки.

– Я подготовлю план, – твердо сказала она, поднимаясь. – И докажу, что достойна работать в этой команде.

– Не сомневаюсь, – я улыбнулась. – Ах, да, и еще одно. С завтрашнего дня в компании вводится новое правило: кофе-поинт – территория, свободная от иерархии. Там нет начальников и подчиненных, там просто коллеги, которые уважают друг друга. Не могли бы вы проследить, чтобы ваши сотрудники были в курсе?

Виктория замерла на мгновение, а потом неожиданно рассмеялась – открыто и искренне, без обычной своей надменности.

– Хорошо придумано, – признала она. – Урок понят. Передам всем, можете не сомневаться.

Когда за ней закрылась дверь, я подошла к окну. Дождь прекратился, и на небе проглядывало солнце. Впереди было много работы, но первый шаг был сделан. Иногда для изменений не нужны громкие заявления и радикальные меры – достаточно просто оказаться в нужное время в нужном кресле. Даже если тебя поначалу приняли за грязную побирушку.

Оцените статью