Алексей Смирнов родом из Ярославской области, родители произвели его на свет в маленьком городишке Данилов в 1920 г. Но благодаря переезду Алеша не рос провинциалом, родители организовали переезд в тогдашний Ленинград в его пять лет.
Сыночек начал ходить в школу, и едва немного подрос, заинтересовался занятиями в театральном кружке для детей.
Как рассказывал Алексей Макарович, может быть, судьба его сложилась бы иначе, если бы у него был выбор. Может, он ходил бы в художку или занялся авиамоделированием. Но выбора не было: драмкружок вел настоящий фанат своего дела. Всех ребят он просто влюбил в сцену, они трепетали перед актерской профессией. Алексей влюбился в театральный ритм жизни.
Карьера
Смирнов благополучно сдал школьные экзамены и стал учащимся в театральной студии. Театр музкомедии открыл двери для перспективных и талантливых, будущее казалось безоблачным. Но громы и молнии нежданной войны прервали творческие поиски начинающего артиста, Алексей потребовал забрать его на фронт, не дожидаясь повестки. Горячему желанию парня пошли навстречу и выдали направление сначала в учебку, а потом на настоящую войну.
От пуль Алексей не прятался, держался, как герой. Вернулся домой в орденах и медалях, среди которых была “За отвагу”.
На Западном фронте актер стал комвзвода и поддерживал бойцовский дух товарищей. Он даже заставил однополчан активничать в самодеятельности.
Скорее всего, он услышал бы победный салют в Берлине, но тяжелое ранение за несколько месяцев до великого майского праздника отправило Алексея на госпитальную койку, откуда его комиссовали.
Зато ограничений к сцене у него не нашлось.
Артист играл в спектаклях.
Выступал на эстраде.
В 57 году его талант оценили кинорежиссеры.
Ян Фрид доверил ему роль в фильме. Актер прекрасно справился с эпизодом, обратил на себя внимание режиссеров — и съемки не прекращались до 79-го года, до самой смерти артиста.
Среди сотни его ролей как минимум 10 главных. Могло быть и больше, но как высказался о нем Гайдай — очень уж заметный и забыть его невозможно. Не так много комических главных ролей.
Не беда, зрители запомнили и горячо любили его и за мастерские эпизоды. Его цитировали, его пародировали, а Леонид Иович нет-нет, да и приносил сценарий с очередной главной ролью.
Позднее, когда артисту было за 50, Леонид Федорович Быков вдруг увидел в вечном шутнике трагического персонажа. Лента “В бой идут одни старики” вышла настолько яркой, что Алексей Макарович согласился бы ради режиссера на все, даже сниматься, не оценивая текст. Быков же называл его самым печальным среди советских комиков.
После трагического ухода Быкова артист и сам почувствовал себя больным. Горевал так, что отправился следом за другом, сердце не снесло потери. Заслуженному артисту было всего 59.