О чем не рассказывают актеры из “Джентльменов удачи”

Ну кто не видел этого фильма?

Кто его не пересматривал при каждом удобном случае?

По тем временам сценарий к фильму был революционным, авторы решились использовать на экране “феню”, тюремный жаргон. Но консультанты забраковали их попытки, заблокировали весь мат и уголовщину, так что сценаристы ужом извернулись, лишь бы у актеров появилась живая выразительная речь, которая не научит дурному юных зрителей. Так и появились в языке новые словечки:

Навуходоносор.

Гамбургский петух.

Редиска.

Они прижились в ругательном русском, пусть и в ироничном значении. Стали общим знаменателем для зрителей, по ним узнаешь своих в любой точке мира.

В фильме только звезды

Создатели собрали по-настоящему сильный состав.

Фальшивомонетчика Миллиметра играл Быков.

Никулин стал образцовым многоженцем и профессиональным альфонсом.

Пижон воровал машины и перегонял их в Тбилиси, его блистательно воплотил на экране Андрей Миронов…

Примерно так видели авторы будущие рецензии. Виктория Токарева с Данелией мечтали позвать на съемки и Никулина, и Быкова…  Леонова тоже планировали, на роль добряка-милиционера. Тот бы перевоспитывал уголовников личным примером и добротой своей души.

Только вот человек предполагает, а худсовет располагает. Миронова просто не отпустили со съемок в другом проекте.

Никулин боялся стать заложником комедийных ролей и решил подождать другого предложения (зря). Быков запланировал личные дела.

Блестящий проект проваливался, не начавшись.

Но авторы не собирались сдаваться. Они экстренно взялись переписывать сценарий, добавили туда других героев. Провели новые пробы и подобрали других актеров.

Кастинг, потрепавший нервы

Самое сложное для режиссера было найти артиста на роль Василия Алибабаевича. Жуликоватый тип, разбавлявший бензин мочой осла, виделся создателям фильма только с Фрунзиком Мкртчяном. Но колоритный артист в те годы решал личные проблемы, сниматься отказался. Слух о поисках прошел моментально, и все персонажи с бандитскими и уголовными физиономиями, кто хоть немного имел отношение к актерству, потянулись в Москву. Можно представить себе, что творилось на кастинге!

Упрямые режиссеры перебирали, отказали даже самому Этушу. Но Раднэр Муратов их устроил — и не подвел. Смешной жулик полюбился зрителям не меньше самого тюремного Доцента-Леонова.

Еще одна накладка случилась по вине Косого, которого играл Крамаров. Савелий играл с азартом, от души. Худсовет посчитал, если артист будет так выкладываться, он выгорит, не успев закончить фильм. Не хватит у него ресурсов…

На “Мосфильме” сомневались до последнего, но слабоватый здоровьем артист заверил: будет творчески подходить к своему персонажу, добавит красок и справится с ролью. И разве он обманул?

Данелия — режиссер и не режиссер

Да, имя Георгия значится в титрах. Но он был художественным руководителем лишь официально, а на самом деле в фильме режиссура Александра Серого. Ну кто сейчас помнит человека, которому в жизни бы не доверили съемку фильма? А без Георгия Данелия его и в студию бы не пустили.

Серый был талантливым режиссером, но весьма ревнивым любовником. В 58-м он устроил сцену ревности в ресторане и сильно избил посягнувшего на его подругу посетителя. Кто был прав, уже не понять, но за избиение с последующей инвалидностью Сергей сел. Не посмотрели на то, что учится во ВГИКе, не дали защитить дипломную работу, рухнула вся жизнь перспективного специалиста.

Уже потом, на съемках, Александр пришел к полковнику КГБ Голобородько, консультанту по фильму. Илья Голобородько служил в политотделе советских колоний, отвечая за достоверность в фильме и отсутствие опасных “ляпов”. Он-то и сказал Серому:

  • Желаете достоверности — езжайте в колонию. Сами посмотрите на атмосферу, послушаете разговорчики, баланды хлебнете ложкой.

Конечно, Сергей не решился выкладывать подробности своей биографии, его бы тут же выпнули. Поэтому он отправился в зону в Нижний Новгород. Правда, до колонии даже не дошел. Тихо отсиделся в гостинице, порешав за документы с начальством.

Фильм снимали одновременно в Москве и Самарканде

Дача в Серебряном бору принадлежала одному из членов команды, поэтому эпизод удалось снять в Москве без лишних долгих поездок. В фильм вошел не весь материал. Предполагалось, что на даче прозвучит песенка под мелодию “Собачьего вальса”, только про слона. Она даже сохранилась в мосфильмовских фондах.

Еще одна песня про Ялту должна была звучать в самом начале фильма, под кадры с той же дачи. Зрители должны были увидеть, как Крамаров, после спича про костюм и машину, берет в руки гитару.

Однако Данелия посчитал, что воры и жулики не должны быть настолько обаятельными, это же отрицательные персонажи! Их максимум — бренькать что-то на гитаре или рояле одной рукой, но уж не записывать новые хиты на всю страну. Песни из фильма убрали.

Смотрят по сей день

Успех в кинотеатрах был ошеломляющим, создатели и не мечтали о таком. Потом ленту крутили по телевизору, смотрят и сейчас. Уже нет в живых ни одного из тех артистов, но люди до сих пор всем сердцем благодарны артистам.

Оцените статью
О чем не рассказывают актеры из “Джентльменов удачи”
Почему уезжает Александр Домогаров? Да потому, что может!