В Сети активно обсуждается такой момент, как холостой ход автомобильного мотора. Многие водители делятся своим мнением о том, сколько допускается стоять, чтобы не нанести вреда двигателю. Называют разные цифры. Одни говорят, что простой должен длиться не более 15 минут, другие считают, что даже полчаса без движения безопасны для авто. Будучи инженером, постараюсь доступным языком объяснить, кто же из водителей прав.
При холостом ходу должны учитываться такие моменты как моторная смазка, топливная система и непосредственно масло.
Холостой ход и масляный насос
В молодости я окончил машиностроительный факультет. Прекрасно помню, как, рассуждая о холостом ходе, наши преподаватели неоднократно говорили – он безвреден для автомобильного двигателя. Никакой опасности при этом не возникает. Вреда не будет даже при часовом или более длительном простое.
Нередко приходится слышать такие версии, что из-за недостатка давления неполноценно смазываются пары трения. Это касается шеек коленвала или распредвала. Подобные домыслы не имеют под собой серьезной основы.
Рассмотрим более детально.
Производимые в настоящее время моторы отлично качают масло даже на холостых оборотах. Показатель при этом составляет 700-900 об/мин, что связано с высокой производительностью современных масляных насосов. Даже при наличии холостых оборотов они обеспечивают смазку всем значимым для автомобильной конструкции узлам.
Уточнили по масляному насосу. Теперь рассмотрим вопросы, касающиеся топливной системы транспортного средства и непосредственно масла.
Топливная система
Сейчас существуют разнообразные топливные системы. Все они функционируют на основе определенного горючего. Последним чаще выступает бензин или газ. Соответственно, отличаются между собой и характерные для таких систем условия. Кроме этого, впрыск топлива может быть распределенным и непосредственным (в зависимости от конфигурации автомобильного двигателя).
Первым рассмотрим бензин, который служит в качестве топлива для большинства видов автотранспорта. Будем отталкиваться от распределенного впрыска, для которого характерно пребывание форсунки во впускном коллекторе. В этом случае, при холостом ходу, имеет место незначительное зарастание нагаром форсунки. Продолжительность обозначенного процесса определяется чистотой топлива (если бензин не загрязнен, такой период становится более долгим). Вместе с тем, форсунки нуждаются в очистке после пробега величиной 100 000-150 000 км.
Вариант с непосредственным впрыском. При нахождении форсунки в камере сгорания образуется более выраженный нагар. Прежде всего, этот процесс активизируется на фоне холостого хода. Пробег в 5000-10 000 км не спровоцирует такую проблему, но в дальнейшем на форсунке станет ускоренно образовываться нагар.
Выясним, как обстоит ситуация с любым из видов газа. Основные нюансы:
- при таком топливе двигатель более чистый;
- не имеет значения, какой происходит впрыск;
- если авто работает на газу, холостой ход для него не опасен.
В этом варианте горючего отсутствуют многочисленные примеси. Соответственно, чистота двигателя сохраняется дольше. Нужно отметить, что износ клапанов произойдет быстрее (об этом поговорим потом).
Дизель. Более холодный вариант, чем в случае с бензином. Воспламенение происходит от сжатия. Для дизеля характерна увеличенная степень загрязненности. Зарастание фиксируется после достижения отметки в 100 000-150 000 км (происходит по причине отсутствия значительной температуры в камере сгорания и большего показателя КПД двигателя).
Несколько слов о нагаре на кольцах и поршнях. К его появлению приводят несколько факторов (как холостой ход, так и обычная работа мотора). Для уменьшения нагара рекомендуется интенсивная «прожарка» посредством движения на больших оборотах. Также имеет смысл заправлять топливо с чистящими присадками (минимум через 2-3 бака).
Масло
Этот продукт должен обладать высоким качеством и не угорать. Лучшие решения:
- надежная «гидрокрекинговая» синтетика;
- ПАО + ЭСТЕРОВЫЕ вещества.
Смена рекомендована через 250-300 моточасов.
На заметку! Износ масла тем сильнее, чем продолжительнее функционирует двигатель.
Отмечу, что масло больше всего «страдает» от холостых оборотов. При регулярно длительных простоях замена потребуется чаще.
Подведу итог
Как было сказано в самом начале, простой на холостых оборотах чаще всего безвреден. Однако, если это происходит постоянно, придется принимать ряд мер:
- чаще менять масло;
- минимум один раз в две недели выполнять «прожарку» двигателя.
В отношении форсунок – холостой ход оказывает на них влияние только при непосредственном впрыске, но даже в этом случае зарастание не окажется неумеренным.
Основной вывод – в зимнее время некоторый простой на холостом ходу приносит определенную пользу. Гораздо рискованнее передвигаться, минуя этот этап.