В обществе часто высказывают критику по поводу отечественного автопрома. Особенно это заметно, когда речь заходит о машинах, предназначенных для массового потребления. Несмотря на то что советские автомобили далеки от стереотипа «ведра с гайками», репутация отечественного автопрома долгое время была не лучшей. Однако в истории промышленности есть и положительные моменты. Один из них — бензиновый двигатель ВАЗ-2103, который многие автолюбители, особенно представители старшего поколения, по сей день считают одним из лучших.
В 1966 году Минавтопром СССР заключил договор о сотрудничестве с итальянской автомобильной компанией Fiat. Это сотрудничество привело к появлению в Советском Союзе ВАЗ-2101 «Жигули». Эта модель была основана на итальянском автомобиле Fiat 124. Позднее, на основе более роскошной модели Fiat 125, были созданы еще одни «Жигули» — модель ВАЗ-2103. Серийное производство советских седанов началось на Волжском автомобильном заводе в 1972 году.
Автомобиль ВАЗ-2103 «Жигули» был оснащен бензиновым двигателем с таким же названием — ВАЗ-2103. Этот двигатель имел объем 1,5 литра и мощность 71 лошадиную силу. Хотя он был создан на базе итальянского агрегата FIAT-124, отечественный двигатель имел некоторые существенные отличия. В частности, стенки блока цилиндров были толще — 215,9 мм против 207,1 мм у итальянского аналога. Кроме того, ход поршня у советского двигателя был увеличен по сравнению с оригинальным мотором.
Что же делало этот двигатель таким популярным среди водителей и механиков? Прежде всего, его надежность. Двигатель ВАЗ-2103 был по-настоящему надежным и в то же время легко ремонтируемым. Это частично связано с тем, что он имел короткий ход поршня. Он служил долго и практически не изнашивался. Также этот двигатель не страдал от проблемы «масложора», даже при большом пробеге. Масло в «Жигулях» меняли в соответствии с регламентом, а расход составлял всего 9 литров на 100 км. Кроме того, для заправки «Жигулей» был достаточно бензина марки АИ-93.