«Гриша, а почему ты сделал своей матери ключ от квартиры, а мне даже не сообщил об этом?» – Александра спросила с удивлением.
Из спальни вышла девушка в халате, за Гришей:
«Ой, здравствуйте, Инесса Юрьевна,» – сказала она, покраснев.
«Ничто не заменит тепла и уюта родного дома!» – улыбнулся Гриша, садясь на любимый табурет.
«Я говорила тебе, что Александра не для тебя,» – вмешалась мама Гриши. – «Я ее никогда не одобряла с самого начала.»
«Нет, мам,» – вмешался Гриша. Гриша придвинул чашку с горячим чаем и подул на поднимающийся парок, — «так-то она нормальная.»
«Карьеристка она у тебя недобитая» – заявила Инесса Юрьевна. – «Ладно бы, в начальниках ходила, а так – не пришей рукав»
«Во-во! И я о чем! – Гриша взял шоколадную конфету. – То у нее курсы, то семинары, то корпоративное обучение. А еще стажировки, экзамены какие-то»
«Всегда найдется что-то, чтобы возразить,» – сказала Инесса Юрьевна.
«Приходишь с работы домой, а она все в своих бумагах,» – добавил Гриша.
«Давай, сынок, я тебе что-нибудь приготовлю,» – предложила Инесса Юрьевна. – «Да и вряд ли она хорошо готовит! Занята она всегда!»
Гриша не стал отказываться, хотя Александра всегда готовила. И в доме всегда был порядок.
«Ты не послушал меня, сынок, когда женился на ней,» – продолжала Инесса Юрьевна, стараясь не называть имя невестки, – «и вот теперь страдаешь! Она увлеклась работой и забыла о тебе. Ни внимания, ни заботы. Куда это все ведет?»
Угу-угу, — приговаривал Гриша, уплетая мамин борщ.
«Ты работаешь как лошадь, а она даже не ласкова к тебе. Это семья?» – возмутилась Инесса Юрьевна.
«Ну, в общем-то,» – сказал Гриша.
«Ешь, не разговаривай,» – погладила его по руке Инесса Юрьевна. – «Это я просто задумалась вслух. А тебе бы поразмышлять о чем-то кроме работы. Столько лет вместе, а детей нет. О том и разговор, что нету!»
Гриша тяжело вздохнул. Когда он поднимал этот вопрос с женой, она четко ответила:
«Дети – это серьезное решение, требующее времени и финансов. Пока у нас нет надежной базы, это лучше отложить. Время еще есть.»
В течение трех-пяти лет я смогу профессионально развиваться, что позволит мне не только плавно перейти к новому этапу в карьере, но и успешно управлять делами, даже когда я нахожусь в декретном отпуске!
Гриша даже возразить ничего не смог.
«У меня уже возраст подходит, — продолжала Инесса Юрьевна, — мне бы внуков. Я бы их любила, баловала. Да, ладно, я, – она утерла фантомную слезу, — продолжение рода! Вот, сыночек, в чем вопрос. Надо же после себя след оставить! Продолжить жить в потомках».
Гриша тяжело вздохнул, давая понять, что он тоже задумывался о наследнике и продолжении рода.
«Гриша, тебе стоит дать ей понять, что ты серьезно,» — настойчиво посоветовала Инесса Юрьевна. — «У тебя уже своя квартира, своя машина. Ты успешно работаешь на своем заводе, тебя уважают! Ты берешь дополнительные смены, не отказываешься от сверхурочной работы! Ты ведь даже на себе одном держишь всю семью. Ставь свою благоверную перед выбором: дети или развод!»
Гриша закашлялся. К такому повороту маминых размышлений он был не готов. Он несколько преувеличивал собственную значимость в их с Александрой семье, но кто же расскажет маме, что ему работать откровенно лень, а дополнительную смену он взял только единожды, и то, лишь потому, что сменщик попросил.
Инесса Юрьевна похлопала сына по спине и продолжила, присев на любимого конька:
«Я же говорила тебе с самого начала, что нужно было жениться на нормальной девушке! Той, которая ценит своего мужа, рожает детей и заботится о доме! А не на этой… у которой нет ничего святого кроме работы!»
«Мам, если ты так думаешь, то может лучше развестись и найти кого-то другого,» — Гриша отложил ложку и вздохнул. — «Сейчас девушки такие, что они хотят только олигархов. А я всего лишь простой рабочий».
Грише нужно было как-то поддержать свою легенду. Он не мог сказать прямо, что он зависит от дохода жены.
«Олигархов можно встретить в любом месте, а нормальный трудяга всегда будет в цене,» — серьезно ответила Инесса Юрьевна. — «Любая девушка будет рада тебе, нужно лишь подтолкнуть ее в нужном направлении. Не эта, которая у тебя сейчас…»
«Сашка, а когда в моду вошел макияж землистого цвета с глазами, как у панды?» – спросила Вика, отбирая у Александры пачку бумаг.
«Куда?» — Александра повысила голос, следя за бумагами своим взглядом. — «Мне еще нужно внести данные в систему!»
«Я сама сделаю,» — ответила Вика, — «Тебе просто нужно хотя бы пять минут отдохнуть! Ты тут работаешь как лошадь».
«У меня еще много дел…» — хотела было возразить Александра, но Вика перебила ее, загораживая выход из кабинета.
«Сиди! Отдыхай! Твои дела никуда не денутся, а если ты изнуряешь себя, то никто за тебя работать не будет!» — Вика усадила ее в кресло. — «Невероятно, встретила в жизни незаменимого человека,» — пробормотала она, а затем громко добавила: — «если ты уйдешь на больничный, придется нанять пять человек, чтобы работа не остановилась!»
«Ой-ой!» — не выдержала Александра, садясь и протягивая усталые ноги.
«Я о чем?» — хмыкнула Вика, щелкая клавишами на компьютере. — «Скажи мне, зачем ты так тяжело работаешь? К чему это все? Ты ведь понимаешь, что все деньги мира ты не заработаешь!»
«Ну, у меня семья…» — Александра положила руки за голову.
«У тебя — муж! Пусть он обеспечивает семью! Зачем ты, слабая женщина, должна так изнурять себя? Я понимаю, карьера важна. Но ты уже достигла предела. Дальше — только по знакомству. Я вот спокойно живу. У меня тоже есть муж. Я ему сразу сказала, либо он зарабатывает больше и содержит семью, либо зачем он мне вообще!»
«И что он?» — заинтересовалась Александра.
«Пока зарабатывает меньше,» — вздохнула Вика, — «но старается! Недавно повысили его разряд. Он записался на курсы. Там что-то связанное с его работой. Я не очень вникала. Но вижу, что он старается! А что ты видишь?»
— Ни фига я не вижу, — блаженно проговорила Александра, потому что ее настигло расслабление, о котором она мечтала очень давно. – Как красиво он пел перед свадьбой, да только нутро я рассмотрела уже после. Ни амбиций, ни порывов, ни желаний. Залег, как бегемотик в болоте и пузыри пускает.
«А в хозяйстве он как, полезная живность?» — Вика оторвалась от монитора, чтобы спросить.
«Да ладно тебе!» — Александра хихикнула. — «Я его из-под маминого крылышка получила. Ничего не умеет делать. А если и умеет, то не хочет.»
«Так он вообще ничего не хочет делать?» — удивилась Вика.
«Ну, не совсем так, — Александра опустила руки и поиграла ими. — Он что-то хочет. Мы, например, хотим машину, потом ремонт на даче у мамы, потом с друзьями в отпуск на пару недель. Но он, видите ли, устал»
«И кто за это платит?» — спросила Вика.
«Ну, у него всегда чуть-чуть не хватало, — Александра хмыкнула, — процентов восемьдесят»
Вика рассмеялась:
«Сущая мелочь!» — а потом серьезно добавила. — «Таких лодырей надо сразу же вышибать! Чем дольше терпишь, тем сильнее приклеиваются! Мой тоже пока «на поддержке», но хоть что-то в доме делает. Не зря я говорю, если не вырастишь его, потом не избавишься. Запомни!»
«Ты сейчас вообще обалдеешь, — Александра выпрямилась в кресле, — он тут заявил, что устал от работы и желает пойти в свободные художники»
«Куда он собрался?» — Вика нахмурилась.
— Сначала бессрочный отпуск без содержания, чтобы найти себя в жизни! И еще так интересно сформулировал: «Ты зарабатываешь достаточно, так что я могу заняться самосовершенствованием!»
«И что теперь делает?» — поинтересовалась Вика.
«Пока совершенствует технику лежания на диване.»
Удивление Вики было настолько выражено, что словами не передать, и ее мимика чуть ли не разорвала лицо. Но она все же выдавила:
«… …! …!!! Но это твое дело!»
Рушить всегда проще, чем строить, а бросить Гришу и развестись, большого ума не надо.
«Но Вика же как-то достучалась до своего мужа? – думала Александра по пути домой. – Чем хуже я? Может, я недостаточно внимания ему уделяла, может, слова неправильные подбирала, может, себя не смогла поставить? Может быть, если ему объяснить, что семья – это труд обоих супругов, он поймет? За голову возьмется?»
Эти мысли казались наивными, но Александра верила в них, пока не вошла в квартиру и не услышала недвусмысленные звуки из комнаты.
Собираясь уже ворваться в спальню, она была остановлена на пороге Инессой Юрьевной, вышедшей из кухни.
«Наконец-то явилась, работница фигова!» — произнесла она с иронией.
«Что вы здесь делаете?» — Александра была поражена.
«А я что, не могу зайти к своему сыну? Он мне даже сделал ключ и написал адрес, чтобы мамочка могла прийти в любое время, пока его жена не заметила!» — сказала Инесса Юрьевна, слагая слова с издевкой.
На шум зашел Гриша из спальни:
«Что здесь происходит?» — удивленно спросил он.
«Я пришла с работы домой,» — ответила Александра.
«Сыночек, а я в гости зашла, да решила не мешать пока, — с хитрой ухмылкой ответила Инесса Юрьевна.
«Гриша, почему ты сделал своей матери ключ от квартиры, а мне не сказал?» — спросила Александра, рассеивая недопонимание постепенно.
Но вслед за Гришей из спальни вышла Люсенька, девушка в халате:
«Ой, здравствуйте, Инесса Юрьевна,» — сказала она, покраснев.
«Привет, Люсенька,» — ответила Инесса Юрьевна, затем обратилась к Александре:
«А что ты себе думала? Пока ты по работам ш_ля_ешься, Гришенька должен один тут сидеть?»
Есть нормальные девушки на свете! Вот я ему и нашла приличную, воспитанную и хозяйственную!
Она Гришеньке и детишек родит, и любить его будет, и уважать. А ты можешь собирать манатки и на все четыре из квартиры моего сына!
Александра хохотала так громко и радостно, что все вокруг не могли удержать улыбки. Для нее это было как избавление от груза, который тянулся годами, и вот разрешился в один момент.
«Слушай, старуха,» — начала Александра, не переставая улыбаться, — «твой Гриша — лентяй и обманщик! Его основное умение — лгать!»
Этот бездельник уже неделю без работы, потому что сам уволился. А когда работал, его зарплаты едва хватало на пропитание!
И квартира не его, а моя! Я купила ее еще до нашего брака. Машина тоже не его, а моя! Кредит я брала на нее и сама выплачивала! И все ремонты в квартире были сделаны за мои деньги, у меня все чеки на сохранении.
«Гриша?» — удивленно переспросила Инесса Юрьевна.
«Так что я прошу вас всех покинуть мою квартиру! И не забудьте оставить ключи! Но я все равно поменяю замки. И Гриша, не забудь оставить ключи от машины. Я объявлю ее угнанной и тебя самого я засажу за решетку!»
«Гриша,» — Инесса Юрьевна побледнела, — «Я думала, что ты сам заработал все это. Я же потому и познакомила тебя с Люсей, чтобы ты ушел отсюда с хорошим достатком! А что на самом деле?»
«Мама», — произнес таким несчастным тоном Гриша, — Саша, — повернулся к жене..
«Пошли! Все! Вон!» — Александра указала на дверь. — «И, Люся, оставь себе этот халат! Хоть что-то поиметь с этой семейки прох_инд_еев!»
Блаженно опускаясь на диван, Александра была рада, что из-за сбоя в расчетах одной взбалмошной дамочки, она избавилась от львиной доли проблем в жизни.
— Спасибо ей, что ли, сказать? – проговорила она с улыбкой. – С таким сыночком на шее ей сейчас любое доброе слово за счастье будет!