— Сашенька, Димочка, неужели вы бросите меня на произвол судьбы? Сынок, ты обязан мне помогать. Я всю жизнь на тебя положила. Давно пора забыть старые обиды! Мало ли что я когда-то говорила. Я тут подумала: может быть, вы меня к себе перевезете? Всем тогда будет удобно. Или просто каждый день ко мне приезжать будете?
Сашу звонок свекрови не обрадовал.
Наталья Владимировна снова требовала немедленного приезда для уборки. Женщина жаловалась, что не может дышать из-за пыли, что это вызывает у неё кашель. Саша не могла выполнить просьбу свекрови, даже если бы очень захотела. Невозможно покинуть работу, особенно в такое время. Наталья Владимировна настаивала:
— Отпросись, Саша. Скажи, что заболела. Я не могу ждать до вечера, мне очень плохо. На грудь как будто пудовую гирю положили! Саша, приезжай скорее.
— Я не могу отпроситься, Наталья Владимировна. В нашей компании даже больничные не приветствуются. Может быть, вы позвоните Диме? У него сегодня выходной.
— Я звонила уже сыну, не поедет. Он сказал, чтобы я не приставала с глупостями. Посоветовал на прогулку выйти, свежим воздухом подышать и не страдать ерундой. Запиши, кстати, что купить мне нужно.
— Наталья Владимировна, извините, мне нужно идти. Я приеду вечером. С пылью вашей разберемся. Диктуйте.
Саша положила трубку и задумалась. Почему ей надо бросать всё и бежать к свекрови с первого её звонка?
У нее тоже семья, дети, у которых нужно проверять уроки. Муж, в конце концов, требующий внимания. Наталья Владимировна, если признаться честно, вообще не заслужила какой-либо помощи от невестки. Саша с Димой в браке были почти шестнадцать лет, и за эти годы женщина ни разу не услышала доброго слова от свекрови.
Саша вдруг вспомнила, как прошло их первое знакомство.
Когда Дима представил её своей матери, Наталье Владимировне не было радости. Из её лица читалось неодобрение к выбору сына. Саша вошла в дом и сразу почувствовала ледяной взгляд Натальи Владимировны.
— Чего ты стоишь? Заходи, раз пришла. Дима, кто это с тобой? — спросила она.
— Мама, знакомься. Это Саша, моя будущая жена. Мы планируем пожениться, — ответил Дима.
— Наверное, ты шутишь, сынок. В твои двадцать четыре нужно думать о карьере. А эта девушка, мне кажется, не подходит для роли твоей жены, — сухо отреагировала Наталья Владимировна.
Дима разозлился:
— Мама, хватит. Ты какая-то совсем не та! Саша даже слова не сказала, а ты уже делаешь выводы!
— Я, сынок, на свете живу почти пятьдесят лет. Научилась за это время в людях разбираться. Чего в коридоре стоять? Проходите уже в гостиную.
Саша, до этого молча стоявшая, произнесла:
— Спасибо, Наталья Владимировна. Мне, кажется, пора уходить. Дима, провожать меня не нужно. Всего доброго.
Саша поспешила покинуть квартиру. Слезы давили её. Почему свекровь так отреагировала? Откуда столько предвзятости?
Для мирения с Сашей Диме потребовалось несколько месяцев. Девушка не хотела продолжать отношения с ним. Но когда Дима пообещал, что мать никогда не вмешается в их семейную жизнь, Саша сдалась.
Их свадьба была скромной, на их собственные сбережения.
Ни Саша, ни Дима к родителям за финансовой помощью не обращались. Наталья Владимировна приглашение сына проигнорировала. Посчитала, что на торжестве по поводу бракосочетания она будет лишней.
Она не часто звонила молодоженам и ни разу не посетила их квартиру.
Всё начало налаживаться, когда у них родился сын, Коля. Через два года родился Костик, а через три — Кристина.
С внуками Наталья Владимировна время проводила неохотно, как будто делая одолжение невестке. Саша однажды стала свидетельницей неприятной сцены. Свекровь позвонила ей утром и попросила к вечеру привезти ребятишек. Детей хотела посмотреть ее родная сестра, живущая в Германии.
Женщины планировали созвониться по видеосвязи. Саша, не желая расстраивать свекровь, детей привезла. Ирина Владимировна, пообщавшись со старшими и умилившись младшей, попросила Наталью Владимировну пригласить к компьютеру Сашу.
— Сашенька, здравствуй. Какие чудесные детки у тебя! Как быстро растут! Дима мне фотографии присылал, на них они еще совсем маленькие. Сашенька, возьми мой номер телефона у Наташи и отправь мне сообщением реквизиты своей карты. Хочу отправить малышам деньги на подарки.
Наталья Владимировна внезапно прервала сестру с грубым тоном:
— Не надо им денег! Мне пришли, я сама внукам куплю то, что нужно. Ни Дима, ни Саша абсолютно не умеют распоряжаться деньгами! Потратят на всякую ерунду, а у меня целее будут.
Ирина Владимировна лишь усмехнулась в ответ:
— Наташа, ты как была в детстве скрягой, так ею и осталась. Внукам подарки купят родители, причем здесь ты?
Наталья Владимировна поджала губы и ушла в другую комнату. Попрощавшись с тетей мужа, Саша стала собирать малышей. Скоро должен был приехать Дима. Когда муж поднялся в квартиру, Наталья Владимировна, провожая невестку и внуков, сказала:
— Деньги, отправленные Ирой, не будут тратиться без моего разрешения. Если вы решите что-то приобрести для внуков, обязательно проконсультируйтесь со мной. Не стоит тратить средства на игрушки, выбирайте что-то более полезное!
Дима выразил свое мнение:
— Не стоит тебе так беспокоиться, мама. Если Ира переведет какую-то сумму, мы найдем, как ее лучше всего использовать. Можем и вовсе отложить на потом.
— Я до сих пор не понимаю, почему Ира перестала отправлять мне деньги, как делала раньше? Ведь у меня специальный кошелек для международных переводов.
— Потому что, мам, деньги, которые она отправляет, никогда до нас не доходят через тебя. Сколько раз она пыталась передать нам подарки через тебя?
— Никогда не передавала. Мне присылала на личные нужды.
— Это так? Но я недавно узнал, что она делала это неоднократно — на нашу свадьбу, на рождение детей Коли, Костика и Кристины. То есть как минимум четыре раза. Это уже приличная сумма. Где она, мам?
— Я не знаю о чем ты говоришь. Мы ничего не получали.
— Ты очень жадная. Могла бы просто сказать правду, что деньги потратила на себя. Мы бы тебя поняли.
— Конечно не сказал бы! Я тебя просила четыре года сделать мне в квартире ремонт. Обои нужно было менять, старые давно надоели. У тебя же все время денег нет. А благодаря Ире я обстановку освежила. И вас дергать не пришлось.
По дороге домой Дима и Саша обсуждали сложившуюся ситуацию:
— Дим, даже как-то немного обидно, да?
— Да-а-а-а, обидно. Мать всегда было такой. Я, когда от тети Иры про эти переводы услышал, особо и не удивился.
— А почему она нам напрямую не позвонила?
— Сестру свою уколоть хотела. Она надеялась, что мама признается, что чужие деньги потратила. А оно вон как вышло.
Подобных ситуаций за прошедшие пятнадцать лет случилось немало.
Когда Коля, старший внук, серьезно заболел, Наталья Владимировна не предложила своей помощи. Благодаря отзывчивости друзей и знакомых ребенка удалось вылечить. Игнат Семенович, отец Димы, даже продал свою трехкомнатную квартиру, чтобы помочь внуку.
Сам он купил комнату в бывшем общежитии и отправил оставшуюся сумму сыну. Наталья Владимировна заявляла всем, что не в состоянии помочь.
Она была пенсионеркой, что ей еще сделать? До того, как обратиться к отцу, Дима просил мать взять деньги из банка и дать в долг. Он знал, что у нее есть накопления, но получил отказ.
Мать считала, что эти деньги — ее залог спокойной старости.
После этого случая Дима прекратил все отношения с матерью. Коля давно выздоровел, жизнь наладилась, а мужчина наотрез отказывался заново впускать мать в свою семью.
Наталья Владимировна постарела. Она отметила свой шестидесятипятилетний юбилей в одиночестве. Даже ее подруги отвернулись от нее, узнав, как она поступила с сыном и внуком. Соседка, хорошая знакомая Натальи Владимировны, даже предсказала:
— Помни мои слова: ты умрешь в полном одиночестве. Твой сын поступает правильно, отвергая тебя. С Игнатом вы давно в разводе, но он даже сына не бросил. Он продал квартиру, чтобы помочь внуку.
Когда здоровье подвело, Наталья Владимировна начала требовать внимания от сына и невестки. Сначала она позвонила сыну. Дима не хотел брать трубку, но его уговорила жена. Мужчина включил громкую связь:
— Димочка, сыночек, здравствуй. Ты до сих пор на меня обижаешься? Все же хорошо, внучок здоров. Димочка, я совсем старенькая стала, мне помощь твоя нужна. Приезжайте за мной, буду к вам перебираться. Уже ни приготовить, ни постирать не могу. Руки-ноги совсем не слушаются.
Дима помолчал и ответил:
— А тебя разве кто-то приглашал?
— Как? Ты против того, чтобы я к вам переехала? Ой, что-то сердце прихватило… Сынок, разве можно так с матерью?
— На меня твои концерты не действуют. Я все тебе сказал еще тогда. Не мать ты мне. Ничего о тебе знать не хочу. Живи, как знаешь. Деньги у тебя есть на спокойную старость, найми сама себе сиделку. А ко мне не обращайся.
Наталья Владимировна осознала, что не сможет изменить мнение сына. Она решила обратиться к Саше. Позвонила ей специально во второй половине дня, чтобы Дима не был поблизости.
— Сашенька, нам не удалось с Димой договориться. Сын до сих пор меня не простил за то, что я вам тогда денег не дала. Понимаешь, я не могла ничем вам помочь. Сбережения у меня были, но крохотные. Их бы все равно на лечение не хватило. А квартиру, как Игнат, я продать не могла! Самый большой мой страх — на старости лет остаться бездомной.
— Я не хочу, Наталья Владимировна, ворошить прошлое. Что вы хотели?
— Сашенька, ну хоть ты не бросай меня в сложной ситуации. Я ведь многого не прошу. Просто иногда навещать меня и помогать по хозяйству. Я знаю, что раньше поступала с тобой несправедливо. Пришло мое время покаяться. Пожалуйста, помоги мне.
— Хорошо, Наталья Владимировна. Что нужно сделать?
— Ничего сложного. Просто приезжай ко мне вечером, всего на часок. Нужно разобрать антресоль, а я сама не достаю до верхних полок.
В отличие от Димы, у Саши было сочувствие к Наталье Владимировне. Она уже давно простила свекровь и пережила обиду. Перед тем, как отправиться к матери мужа вечером, Саша рассказала Диме о своих действиях.
Мужчина лишь пожал плечами.
— Если хочешь помогать, то помогай, но не проси меня участвовать в этом. Я не буду иметь ничего общего с этой женщиной.
Поняв, что через невестку можно добиться своего, Наталья Владимировна начала требовать большего.
Если раньше она просила приезжать максимум два раза в неделю, то теперь требовала ежедневных визитов. Саша после работы заезжала домой, готовила ужин для семьи, а затем направлялась к свекрови.
Наталья Владимировна на уборке была помешана, поэтому Саше приходилось ежедневно мыть полы и протирать пыль. К просьбам о помощи по хозяйству добавились и материальные затраты. Наталья Владимировна во время разговора диктовала Саше список продуктов и лекарств.
Вот и сейчас свекровь запросила деликатесов. Купить их Саша должна была за свой счет. Женщина решила поговорить со свекровью. Сделав уборку, Саша завела разговор:
— Наталья Владимировна, прошу прощения, но я не могу каждый день покупать вам то, что вы просите. Мы с Димой много работаем, чтобы содержать нашу семью. Понимаете, лишних денег у нас нет.
— Это ничего! Я же не прошу слишком многого!
— Да, продукты, которые вы заказываете, довольно дорогие. И давайте договоримся сразу, Наталья Владимировна. Я смогу приезжать к вам только раз в неделю, по субботам или воскресеньям. Вы живете далеко, мне нужно полтора часа на дорогу, а я возвращаюсь домой поздно, не высыпаюсь ночью.
Наталья Владимировна была раздражена:
— Тогда мне не нужна ваша помощь! Не беспокойтесь, больше не приезжайте. Я не хочу видеть вас. Думала, что оставлю квартиру вам — но нет! Придется мне искать кого-то другого.
Наталья Владимировна обиделась на свою невестку и сына. Она больше не звонила им. Она справлялась сама, наняла помощницу по хозяйству. Дима и Саша больше не навязывались.