Лида шла по улице, держа за руку сына. Она не знала, плакать ей или смеяться: она ушла от мужа. «Кому ты будешь нужна!» – кричала ей вслед свекровь, – Разведёнка с прицепом!» А Лида тем временем подала на развод, сняла квартиру и устроила Алёшку в сад. Работу она тоже нашла по специальности. Сегодня она, наконец, стала свободной от мужа, от его матери и от всей их сумасшедшей семейки. «Нет, всё-таки, есть повод радоваться!» – улыбнулась молодая женщина, обняв сына…
…Лида вышла замуж рано – сразу после окончания автодорожного техникума. С будущим мужем она познакомилась там же, в техникуме. Иван был на год старше, успел после учёбы выйти на работу на СТО. Лида училась на диспетчера. Родом девушка была из глухого села, а Иван – местный. В него, подтянутого и самоуверенного парня, она влюбилась, как говорится, с первого взгляда. Молодой человек тоже обратил внимание на симпатичную голубоглазую блондиночку. Молодые люди стали встречаться. Вспыхнуло чувство…
Возможно, если бы Лида не забеременела, она бы не выскочила замуж так рано. Может быть, даже встретила бы другого мужчину. Ведь пока они просто встречались и ходили гулять в парк и в кино, бытовых проблем не возникало. Однако Лида уже тогда замечала некоторую жестокость в поведении любимого. Ивану ничего не стоило пнуть ногой бездомную кошку или нагрубить бабушке-соседке. А всех тех, кто слабее его, он гнобил, не стесняясь.
К Лиде Иван относился, как к ребёнку. Вроде бы, и любил, дарил подарки, водил в кино… А с другой стороны, практически не давала права выбора – принимал решения за неё. Фильмы в кинотеатре выбирал он, блюда в кафе – тоже, как провести выходные, опять же, планировал Иван… Лиду, девушку по природе скромную и стеснительную, такой расклад сначала вполне устраивал: она не любила проявлять инициативу.
Так было и с беременностью. Лида не хотела ребёнка так рано, решила идти на аборт. Тем более, что срок был совсем небольшой. Однако Иван, узнав об этом её решении, «встал в позу»:
— Если ты это сделаешь, – заявил он, – мы расстанемся! Это мой ребёнок, и ты должна его родить!
— Вань, я же только техникум оканчиваю! Мне на работу выйти хотелось… Давай подождём с детьми! – протянула девушка, – Успеем ещё…
— Ты моё мнение услышала! – твёрдо сказал мужчина.
Так Лида вышла замуж…
Иван к тому времени жил в собственной квартире: она досталась ему в наследство от бабушки. Лиде не пришлось жить со свекрами или на съёмном жилье. Однако самостоятельная жизнь не задалась буквально сразу.
Как оказалось, молодой муж был очень щепетилен. Каждая вещь в его доме имела своё место. Только так и никак иначе…
— Где моя бритва?! – кричал с утра Иван.
— Я на полочку её переложила, – пожимала плечами Лида.
— Положи туда, где взяла! – хмурился Иван, – И больше так не делай!
Молодая жена вздыхала: любая её инициатива тут же пресекалась…
Она ходила по квартире, как по музею, боясь что-то сделать не так или нарушить целостность композиции…
Не просто было и накормить любимого мужа: то ему пересолено, то пресно, то пережарила поджарку, то мясо не стушила, а сварила… И так бесконечно. Мужчина всегда находил то, к чему мог придраться. Вскоре Лида из жизнерадостной весёлой девушки превратилась в замкнутое забитое создание. Особенно поспособствовало этому рождение сына.
Алёшка родился здоровым мальчиком, но капризным. Проблемы с животиком и со сном преследовали его с первых дней жизни. Лида и сама толком не знала, что делать с сыном. В это время на горизонте появилась свекровь. Эту вечно недовольную женщину с постным лицом Лида до этого видела всего пару раз. Иван с матерью обычно общался без неё. Они вместе ездили к свекрам только по праздникам. Тогда уже Лида заметила, что Анастасия Игнатьевна не слишком-то рада её видеть. «Матери не угодишь! Не бери в голову!» – отмахнулся Иван, когда она спросила о причинах такого отношения. Уже гораздо позже Лида узнала, что мать Ивана мечтала увидеть женой своего сына дочь своей давней приятельницы. Однако что-то пошло не так, и Иван встретил Лиду…
— Ну, как ты здесь, невестушка? – не слишком приветливо проговорила Анастасия Игнатьевна, по-хозяйски оглядываясь в квартире молодых, – Сказал Ванька, не справляешься с мальцом!
— Почему не справляюсь?! Просто мы ещё друг к другу привыкаем, – попыталась объяснить свекрови Лида, – У Алёшеньки режим только вырабатывается, да ещё и с животиком проблемы…
-Мать ребёнка чувствовать должна! Что значит «привыкаем»?! Я вот двоих родила, воспитала. Сразу, на уровне инстинкта, понимала, что с детьми делать! Эх, молодёжь, учить вас и учить…
Женщина подошла к кроватке, в которой спал новорожденный.
— А кто это у нас тут такой сладенький?! – засюсюкала она.
— Тише, пожалуйста, я Алёшу еле-еле уложила! – попросила молодая мать.
— Дети должны спать в любых условиях! Нечего приучать ребёнка спать в полной тишине и на цыпочках по квартире ходить! – поучала свекровь. Заметив, что малыш начинает ворочаться, она нахмурилась, – Идём, чаю мне нальёшь! Пусть спит! Видишь же: мешаем мы ему!
Лида заварила чай, достала конфеты и печенье.
— Кстати, как называть сына думаете? – поглощая угощение, спросила свекровь.
— Уже назвали, – улыбнулась Лида, «Странно, – подумала она, – я же при ней дважды сына по имени назвала!», – Алексеем.
— Каким Алексеем?! – едва не подавилась чаем женщина, – Мы договорились с сыном, что внук будет Виктором! В честь его деда…
— Что значит, «Вы договорились»?! – удивилась Лида, – Это, вообще, и мой сын тоже… Я не хочу никакого Виктора…
— Имя ребёнку должен давать мужчина! – заявила свекровь, – Алексей! Что это за имя такое?! Может, у тебя любовник Алексей, вот ты и хочешь в честь него ребёнка назвать! Или бывший твой… Будет Витенька! – безапелляционно сказала Анастасия Игнатьевна.
Лида покачала головой: «С такой помощницей будет в сто раз сложнее!» – подумала она. В этом молодая женщина оказалась совершенно права… Однако Лида сумела-таки отстоять имя для сына – Ивану тоже не нравилось имя Виктор…
Каждое своё посещение Анастасия Игнатьевна начинала с тщательной «проверки» квартиры.
— Почему на полках пыль?! До сих пор не протёрла! Ты знаешь, что малышу нельзя дышать пылью?! – возмущалась она, – А вещи детские почему не сложены?! Ты должна была уже давно их погладить и убрать в шкаф! Ты же помнишь, что детские вещи гладят с двух сторон?!
— Но они только сегодня высохли! Я их с балкона недавно занесла, а тут Лёшенька проснулся. Я не успела просто… – оправдывалась Лида, – С двух сторон…
— Ты теперь жена и мать! Всё должна успевать! Нечего время зря терять. Вот я в твоё время…
Здесь Анастасия Игнатьевна начинала долгую и занудную лекцию о том, какой прекрасной и замечательной матерью и женой была она, как в её руках всё спорилось, и каких чудесных детей она воспитала. Лида успевала лишь кивать и поддакивать…
Больше всего любила Анастасия Игнатьевна раздавать свои бесценные советы по поводу воспитания Алёшки. Женщина считала себя настоящим профи в воспитании детей.
— Одень малышу кофту! – требовала она, – На улице прохладно! Ещё заболеет!
— Там 27 градусов тепла! Какая кофта! – вздыхала Лида. Однако, чтобы не ссориться со свекровью, надевала на Лёшку лёгкую хлопчатобумажную рубашечку.
— Надо малыша пеленать! Ноги кривыми будут! Да покрепче!
И женщина принималась пеленать Алёшу. Малыш кричал и вырывался, однако женщина не сдавалась:
— Это ему на благо! – говорила она, – Я в этом толк знаю! Ваши новые веяния только вредят детям!
Лида, скрипя зубами, терпела издевательство над сыном. Как только свекровь уходила, молодая мама переодевала Алёшку в распашонку и ползунки.
— Ты видишь, что он плачет всё время?! Значит, ему не хватает грудного молока! Мальчику уже 3 месяца, пора давать кашу! Не мори младенца голодом! Накорми сына нормальной едой!
— Обязательно так и сделаю, – кивала Лида, еле сдерживаясь, – вечером буду давать кашу, чтобы наедался и крепче спал.
Молодая мать не собиралась этого делать, однако ссориться со всезнающей свекровью, опять же, не хотела.
— Ребёнку уже 4 месяца! Пора давать соки и яичный желток! – командовала Анастасия Игнатьевна, – Я в полгода своих мальчиков уже кормила супом! Вот, я всё приготовила, – пыталась она засунуть протёртый яичный желток в рот Алёше.
— Ну, уж нет! – Лида выхватила из рук свекрови сына, – Прекратите экспериментировать с моим ребёнком! Я буду кормить его грудью до 6 месяцев, как положено, и только потом постепенно введу прикорм! И это будет точно не яичный желток! У нас прекрасный педиатр, она всё мне рассказывает: что когда вводить, как и чем кормить сына. Так что свои бесценные советы оставьте для других! Это мой ребёнок, и я сама знаю, что для него лучше!
Анастасия Игнатьевна от таких слов невестки просто обалдела: она не ожидала, что тихая и скромная Лида посмеет что-то сказать ей наперекор.
— Да как ты смеешь?! Да я для тебя… Неблагодарная! Ноги моей больше здесь не будет! – женщина громко хлопнула дверью.
Лида грустно улыбнулась: она, конечно, не верила в то, что свекровь сдержит обещание, но пару дней, возможно, ей удастся прожить без её советов…
— А что это ты маму из дома выгнала?! – хмуро спросил Иван, едва переступив порог, – Она мне жаловалась, даже плакала… Лид, как можно быть такой неблагодарной?! Она же тебе с Лёшкой постоянно помогает! Каждый день к нам бежит!
— Помогает?! Знаешь, Вань, я долго терпела, но просто это перебор уже! Твоя мать только проверяет. По кастрюлям заглядывает, пыль пальцем протирает, вещи Лёшкины по-своему складывает… А чтобы с коляской погулять выйти – у неё ноги больные и сил нет. «Что ж я буду делать, если он заплачет?!» – говорит она. Зато если он плачет дома, то она тут же указывает мне, что делать: то он голодный, то хочет пить, то памперс снять надо – мол, жарко ему. Ты знаешь, что твоя мать против подгузников?! Она мне уже весь мозг этим вынесла: раньше ведь без подгузников детей воспитывали, и какими красавцами все вы выросли…
— Лид, в чём-то мама права! – нахмурился Иван, – Без подгузников, действительно, можно и обойтись! Говорят, что для мальчиков это особенно вредно: может бесплодным остаться!
— Вань, тебе это мать сказала? – вздохнула Лида, – Или ты исследования учёных по этому поводу видел?! Я вовремя меняю подгузники, так что ничего страшного не произойдёт. Я люблю своего сына и не сделаю ему плохо!
— С матерью помирись, – безапелляционно заявил Иван, – мне в семье ссоры не нужны!
Лида вздохнула: к сожаленью, муж редко прислушивался к её мнению. Он по-прежнему считал, что всегда прав и может решать за двоих…
На следующий день Лида всё-таки позвонила свекрови и извинилась.
— Ладно, так и быть, прощу тебя на первый раз! – высокомерно произнесла Анастасия Игнатьевна, – Но только на первый раз! И впредь мне не груби!
Однако накормить сына яйцом и напоить соком Лида свекрови так и не разрешила…
Иногда Лиде казалось, что для неё наступил какой-то бесконечный день сурка. Проснулась, покормила Алёшу, уложила его спать, приготовила мужу завтрак, провела его на работу, покормила Алёшу, встретила и напоила чаем свекровь, выслушала её наставления и пожелания, покормила Алёшу, пошла с ним гулять… Часто вместо прогулки Лида с коляской провожала Анастасию Игнатьевну почти через весь городок: той скучно было идти домой одной. «Тебе всё равно гулять! – говорила женщина, – А так совместишь полезное с приятным!» Лида не знала, к чему относит себя свекровь: к полезному или к приятному. Однако провожать её шла… Свекровь с внуком не помогала, скорее, наоборот: требовала к себе внимания и заботы. Муж тоже сразу самоустранился: он после работы обычно закрывался в комнате с телевизором и ноутбуком.
— Я устал! Думаешь, просто вас двоих тянуть! – каждый раз говорил он жене, когда она просила помочь ей с сыном. Часто у Лиды даже не было возможности спокойно принять душ. Не говоря уже о каком-то времени для себя…
— А зачем тебе в парикмахерскую?! – удивлялась свекровь, – Ты всё равно с ребёнком дома сидишь. Кто там тебя видит! Вот на работу пойдёшь, тогда и пострижёшься, волосы покрасишь, а до тех пор нечего деньги зря тратить! Тем более, ты их не зарабатываешь!
— К чему тебе новые джинсы?! – в тон матери говорил Иван, – Коляску катать и в старых можно! На работу выйдешь, сама заработаешь и купишь! Экономить надо! И так деньги спускаешь на ветер!
— Куда это «на ветер»?! – не выдержала как-то Лида, – Я кроме продуктов ничего не покупаю! Да и то ты все чеки проверяешь! Ты даже на подгузники через раз даёшь!
— А как ты хотела?! Кто зарабатывает, тот деньгами и распоряжается! – хмыкнул Иван, – Тебе волю дай – всё на ветер спустишь!
— Но ведь я говорила тебе, что рано нам рожать ребёнка! Я хотела выйти на работу! А теперь ты меня этим попрекаешь!
— Сиди да помалкивай! – психовал муж, – Радуйся тому, что хоть это даю!
Однако радоваться было особо нечему… Лида очень любила сына, но мечтала поскорее выйти на работу…
… — Лидка, что-то ты совсем себя запустила! – Анастасия Игнатьевна презрительно скривилась, рассматривая невестку. За столом, кроме них, собрались и другие гости. Все, естественно, разом перевели взгляды на молодую женщину. Лида покраснела, как рак, – Ни причёски, ни маникюра, – продолжала свекровь, – я понимаю, что ты в декрете, что ребёнок маленький, но ведь молодая женщина ещё! За собой надо следить! Вот я в твои годы…
— Мне не с кем оставить сына, – перебила её Лида, – мама далеко…
— Тю! – удивлённо захлопала глазами женщина, – Мне сказала бы! Я ведь и так почти каждый день к тебе хожу помогать! Ты же сама совершенно ничего не успеваешь!
Лида краснела и бледнела, а свекровь рассказывала собравшейся родне о том, как устаёт она, пожилая больная женщина, ежедневно таскаясь на другой конец их небольшого городка. Но ведь что поделать: невестка-то ничего без неё сделать не может! А к младенцу и вовсе не знает, с какой стороны подойти!
Многочисленные родственники, собранные Анастасией Игнатьевной на собственный юбилей, кивали, ахали и охали. Лида готова была расплакаться от позора и унижения. Она понимала, что это своеобразная месть свекрови за то, что она не прислушивается к её советам, но всё равно было очень обидно.
— Ванька, слушай! – чуть позже проговорила двоюродная сестра Ивана, Вика, – Я тут Зою видела на днях. Её просто не узнать: красавица! Похудела, собой занялась, институт заканчивает… Работа ей светит хорошая: у матери её знакомства кругом. Дурак ты был, что променял её на… на… – Вика вдруг смущённо замолчала, – Ну, вообще, дурак ты, что девушку такую потерял!
— Да! – тут же подключилась Анастасия Игнатьевна, – Зойка на днях к матери приезжала – красотка! Все парни на неё оборачиваются! Отец ей машину крутую купил: иномарку какую-то, а ты… Эх ты… Где были твои глаза?!
— Это ничего, что я ещё здесь?! – не выдержала Лида, – А Иван – мой муж, на секундочку! Как же вы можете?!
— Милочка, что ты так нервничаешь?! – свекровь высокомерно взглянула на молодую женщину, – Твой, конечно, муж! Пока. Только если ты себя в порядок не приведёшь, то его вскоре любая сможет увести, не то, что Зоечка! А Зоечка, между прочим, из хорошей семьи, умница и красавица! Она дочь моей подруги! И, если бы не ты, то Зоечка стала бы Ванечке прекрасной женой!
Лида выскочила из-за стола и, забрав сына, ушла с ним домой. Иван остался на юбилее матери…
— Что это за истерики?! – орал он дома на жену, – Что ты себе позволяешь?! Что обо мне люди подумают?!
— То есть, тебя совершенно не волнует то, что они подумают обо мне! Твоя мать облила меня грязью, а ты всё о себе…
— А в чём она не права?! На тебя, действительно, без слёз не глянешь! А я – молодой мужик, мне хочется, чтобы жена была красивая, ухоженная, чтобы на неё приятно смотреть было!
— Так помоги мне такой стать! Останься с Алёшкой, пока я на маникюр схожу или в парикмахерскую! Дай денег на нормальные вещи! А то вы только попрекаете!
— Времени у меня нет с сыном сидеть! – грубо ответил муж, – Ты в декрете – выкручивайся как-то! И так дома целыми днями, а в квартире вечный бардак: заходить уже противно! Да и на тебя смотреть не хочется…
В эту ночь Лида долго плакала и не могла уснуть. Она вдруг поняла, что сделала огромную ошибку, выйдя замуж за Ивана. Нет, она не жалела о рождении сына, хоть ей и было тяжело, она жалела о том, что замужем за мужчиной, который её совершенно не уважает. «Это всё свекровь! – думала Лида, – Это она накрутила его против меня! Если бы не Анастасия Игнатьевна, всё у нас было бы хорошо!»
Тем временем Иван стал всё чаще задерживаться на работе, ссылаясь на занятость и дела. А Лида стала замечать, что от него пахнет женскими духами. Однако при попытке поговорить Иван начинал на неё кричать и оскорблять. В конце концов, Лида перестала пытаться достучаться до мужа. Зато нашла себе подработку в интернете. Пусть зарабатывала она копейки, но даже это придавало ей уверенности в себе и в завтрашнем дне. Алёше исполнилось 2 года…
А однажды Лида стала свидетелем неприятного разговора Ивана с Анастасией Игнатьевной. Молодая женщина ушла гулять с сыном, но у подъезда вспомнила, что забыла бутылку с водой. Соседка предложила приглядеть за мальчиком на детской площадке, а Лида вернулась домой, набрать бутылочку воды. Лиды тихо открыла дверь своим ключом. На кухне слышались голоса.
— Вань, сколько можно девушке мозги пудрить?! – возмущалась Анастасия Игнатьевна, – Она же без ума от тебя!
— Я знаю, мам, пусть немного помучится – сговорчивее будет! – хохотнул Иван.
Лида удивилась: странные вещи они о ней говорят.
— Зоенька и так тебя слишком долго ждёт! – продолжила свою речь свекровь, – Не мучай бедную девочку! Бросай уже свою селянку!
— Брошу, мам, сейчас просто не время: ей же идти некуда, ребёнок на руках. Я же не гад какой-то! На работу Лидка выйдет – и разведусь с ней. Так что пусть твоя Зоенька не переживает! Хотя я и сам ей завтра скажу об этом! – ухмыльнулся мужчина.
Лида бежала по ступенькам, не понимая, куда. По её лицу текли слёзы…
Лида шла по улице, держа за руку сына. Она не знала, плакать ей или смеяться: она ушла от мужа. «Кому ты будешь нужна! – кричала ей вслед свекровь, – Разведёнка с прицепом!» А Лида тем временем не стала ждать, пока Иван её бросит: она подала на развод, сняла квартиру и устроила Алёшку в сад. Работу она тоже нашла по специальности. Сегодня она, наконец, стала свободной от мужа, от его матери и от всей их сумасшедшей семейки. «Нет, всё-таки, есть повод радоваться!» – улыбнулась молодая женщина, обняв сына. Ведь впереди – только хорошее…