100-тонный зверь для прорыва Линии Зигфрида

Сегодня мы рассмотрим один из самых крутых и интересных танков, когда-либо созданных: сверхтяжелый танк T28. Этот четырехгусеничный зверь, разработанный во время Второй мировой войны в качестве потенциальной защиты от вражеских укреплений в Европе, был оснащен такой броней, что никакие противотанковые орудия не могли его уничтожить.

По иронии судьбы, Т28 так и не участвовал в боевых действиях, пропустив как окончание войны в Европе, так и Японию до того, как он был готов.

Новый тяжелый танк

Еще в августе 1943 года Департамент артиллерийского вооружения США начал изучать возможность создания нового тяжелого танка прорыва, броня и огневая мощь которого превосходили бы все, что когда-либо производили американцы или кто-либо другой.

Известный в то время просто как «Проект АТ», это была одна из многих приготовлений союзников к немецкой линии Зигфрида, которую они рассчитывали взять через некоторое время после неизбежного вторжения в Европу.

Линия Зигфрида была пугающим препядствием. Она протянулась на 400 миль вдоль западной границы Германии с Францией. Усеянная дотами, пушками, турелями и окопами, союзники долго размышляли, как её преодолеть.

Линия Зигфрида, также известная как Вестволл, имела длину почти 400 миль и состояла из различных оборонительных сооружений

Однако тогда они не знали, что линия Зигфрида на самом деле была тонким, неорганизованным и недостроенным укреплением, которое не было непреодолимым препятствием, которым они его считали. Большая часть её репутации была результатом интенсивной немецкой пропаганды, последствия которой сохраняются и сегодня.

Тем не менее, в сентябре 1943 года об этом не было известно, поэтому, когда Департамент артиллерийского вооружения создавал новый танк прорыва для штурма линии и других укреплений на континенте, они ожидали худшего. Таким образом, новая машина должна была иметь максимально тяжелую броню и мощное орудие для разрушения усиленных конструкций.

Проект, безусловно, был амбициозным, поскольку танк должен был быть буквально неубиваемым, а его броня была достаточно толстой, чтобы его «не могли пробить никакие орудия».

Разработка

В декабре 1943 года Управление артиллерийского вооружения рекомендовало Сухопутным войскам утвердить строительство 25, а затем 24 опытных (прототипных) моделей. Вместо этого в марте 1944 года Сухопутные войска одобрили строительство только трех опытных образцов при выполнении ряда условий, в том числе:

  1. Отказ от предложенной бензино-электрической трансмиссии и использование вместо нее обычной механической установки.
  2. Увеличение боеукладки
  3. Увеличение места для заряжающего и предоставление ему помощи с боеприпасами.
  4. Увеличение углов поворота орудия

Управление артиллерийского вооружения заявило, что эти изменения возможны, но выпуск только трех прототипов может значительно задержать ввод T28 в бой.

Тем не менее, окончательное разрешение на постройку пяти опытных образцов было получено в апреле 1944 года.

Как это обычно бывает с проектами такого типа, пропорции, масштабы и возможности танка значительно увеличились в ходе его разработки, в результате чего конструкция сильно отличалась от первоначального предложения. Для T28 это означало серьезное усиление брони: теперь планировалось, что лобовая броня будет иметь невероятную толщину в 300 миллиметров.

Конечно, это привело к резкому увеличению веса, который теперь приближался к 100-тонной отметке. Такая тяжелая машина сильно пострадает на мягком грунте. Для борьбы с этим Т28 был оснащен четырьмя , да, четырьмя комплектами гусениц. Это распределило давление на грунт до приемлемой величины, несмотря на вес.

Внезапно танк стал слишком тяжелым, чтобы использовать даже самые прочные военные мосты, используемые в США. Это вызвало беспокойство и были предприняты безуспешные попытки снизить вес до первоначальных 80 тонн.

В сентябре 1944 года проект T28 был передан компании Pacific Car & Foundry Company, которая отвечала за доработку конструкции и производство пяти опытных моделей.

К началу 1945 года некоторые считали, что из-за отсутствия башни у танка он больше похож на артиллерийский лафет, чем на танк. Поэтому в апреле 1945 года Т28 был переименован в Т95. Это название поставило его в один ряд с другими безбашенными артиллерийскими лафетами.

Работы начались в мае 1945 года, но из-за того, что военные усилия привлекли так много ресурсов, приоритет был низким, и война в Европе закончилась еще до того, как был собран корпус.

Первый T28 был закончен только после окончания Второй мировой войны

Это разрушило первоначальное требование T95 по борьбе с линией Зигфрида, но вместо этого планировалось использовать его для запланированного вторжения в Японию. Однако T95 пропустит и это, так как Япония капитулировала в августе 1945 года — первый T95 будет готов в следующем месяце.

С окончанием Второй мировой войны заказ на пять прототипов был отменен, и должны были быть построены только первые два Т95.

Обзор Т28

Физически T28 — одна из самых бронированных машин,из когда-либо созданных.

Т28 имел казематную конструкцию с орудием, установленным внизу в передней части корпуса. В боеготовом состоянии он имел длину 11,1 метров, высоту 2,1 метра и ширину 4,5 метра.

Основная часть основного корпуса была изготовлена ​​из литой стали с приваренными сверху и сзади катанными однородными броневыми листами. Крыша была довольно голой, если не считать двух смотровых башенок и прицела для пулемета 50-го калибра. Экипаж Т28 состоял из четырех человек; командир, наводчик, водитель и заряжающий.

В задней части машины находились двигатель и трансмиссия, которые приводили в движение задние звездочки. Над двигателем находились два больших бронированных воздухозаборника.

Весь Т28 весил умопомрачительные 95 тонн.

Гусеницы

Но, конечно же, самой известной особенностью Т28 является его необычная четырехгусеничная система, почти полностью закрытая толстой броней. Так уже упоминалось, это должно было помочь снизить давление транспортного средства на грунт.

Каждая гусеница имела ширину 495 мм и состояла из 102 отдельных звеньев, всего 408 звеньев на четырех гусеницах.

Четыре гусеницы — самая отличительная черта T28. Они сделали танк исключительно широким

Внешние гусеницы T28были съемные. Это дало экипажу и механикам доступ к обеим гусеницам и всем подвесным тележкам. Внешние гусеницы также включали окружающую их толстую броню и весили 12,5 тонны каждая.

Помимо обеспечения доступа к ходовой части, съемные гусеницы также значительно уменьшили ширину и вес T28, что значительно упростило транспортировку.

В снятом состоянии гусеницы можно было соединить бок о бок и буксировать за Т28 как единое целое.

Броня и огневая мощь

Как танк, предназначенный специально для атаки укреплений, Т28 имел серьезное бронирование.

Литая передняя часть достигла ошеломляющей толщины 305 мм, что больше, чем у Jagdtiger и даже чем у 207-тонного Maus. Под ним находилась нижняя пластина диаметром 133 мм, расположенная под углом 60 градусов. В центре лобовой брони находилось орудие, которое защищала огромная маска толщиной 292 мм.

Бока также были очень толстыми, состоящими из нескольких слоев брони. Самой внутренней броней были борта корпуса Т28 толщиной 51 мм. Следующим был слой брони, покрывающий внешние гусеницы, толщина которого увеличилась на 101 мм.

Даже бортовая броня над гусеницами не уступала лобовой броне Тигра I

Крыша имела толщину 38 мм, а задняя часть — 51 мм. Интересно, что днище было защищено только 25-миллиметровой сталью, что обеспечивало небольшую противоминную защиту для танка.

В качестве орудия была установлена 105-мм Т5Е1. Этот зверь обладал исключительными для того времени противотанковыми способностями, а также находил применение на тяжелом танке Т29. Т28 нес до 62 снарядов для этого орудия.

Снаряды могли пробить почти 180 мм стали и около 1,5 метров бетона.

Место командира внутри Т28. Обратите внимание на пороховые гильзы боеприпасов — орудие T5E1 стреляло раздельными боеприпасами

Мобильность

Приводил в действие эту чудовищную машину скромный двигатель Ford GAF ​​V8 мощностью 500 л.с. Этот двигатель отлично зарекомендовал себя в 30-тонном M4A3 Sherman, но в 95-тонном T28 он был немного… ну, маломощным.

В паре с 3-ступенчатой ​​трансмиссией с крутящим моментом максимальная скорость T28 на дороге составляла 12 км/ч, даже с сильно пониженными бортовыми передачами.

T28 был оснащен версией Ford GAA, показанной здесь. GAA объемом 18 литров (1100 куб. Дюймов) является одним из самых больших когда-либо созданных бензиновых двигателей V8

Однако низкая максимальная скорость — не единственный потенциальный недостаток двигателя с очень малой мощностью, поскольку это часто приводит к низкой надежности и высоким требованиям к техническому обслуживанию и топливу.

Испытания Т28

Итак, когда мировая война закончилась и нет необходимости уничтожать бункеры, что делать с двумя 95-тонными кусками стали? Их подвергли интенсивным испытаниям на Абердинском испытательном полигоне.

Машина проехала в общей сложности 540 миль во время испытаний, причем большая часть из них прошла по бездорожью. Даже при максимальной скорости Т28 это все равно составляло почти 70 часов вождения.

На тот момент Т28 фактически все еще был известен как Т95 после смены названия в начале 1945 года.

Здесь огромный вес T28 используется для тестирования этого прицепа

Его название было возвращено обратно к T28, но на этот раз, поскольку он был невероятно тяжелым, он получил более подходящее обозначение: сверхтяжелый танк T28.

К 1947 году эти две машины мало что могли дать в отношении испытаний. Идея невероятно медленного, почти 100-тонного танка, специально предназначенного прорыва укреплений, теперь не имела большого значения для военных. Этому способствовал тот факт, что на тяжелом танке Т29 была установлена ​​такая же 105-мм пушка в полностью поворотной башне и при гораздо меньшем весе.

В результате в октябре 1947 года проект Т28 был свернут.

Итог

На этом мы завершаем наше глубокое погружение в увлекательную историю этого замечательного танка. Возможно, он не так известен и не так знаменит, как другие танки, такие как «Тигр», но, на мой взгляд, гораздо интереснее.

Оцените статью
100-тонный зверь для прорыва Линии Зигфрида
Как сохранить внешний вид и функционал веника надолго