С недавних пор российский концерн «АвтоВАЗ» вернулся к производству автомобилей с 16-клапанными моторами. После введения санкций в линейке отечественного производителя оставались только 8-клапанные двигателя. Многие водители недолюбливают эти моторы, считая их капризными и «слабыми».
Лично я имею опыт вождения автомобилей с моторами двумя видов: 8 и 16-клапанными. У меня была отличная возможность на собственной шкуре проверить и ощутить разницу. Своими впечатлениями я решил поделиться с вами.
2112 против «Калины»
За годы своей водительской практики я опробовал немало различных автомобилей. Но по-настоящему ощутить всю прелесть владения можно лишь той машиной, которой ты управляешь постоянно.
Одним из первых мои собственных автомобилей, если не считать старую «шестерку», которую регулярно мне давал отец, был ВАЗ 2112. Именно под его капотом располагался 16-клапанный мотор.
Учитывая, что на тот момент особых конкурентов в среде отечественного автопрома у него не было, этот автомобиль я действительно любил. И меня совершенно не волновало, что 16-клапанный мотор, помимо динамики, дарил мне массу различных проблем в обслуживании.
Мне постоянно приходилось заглядывать под капот. Однажды я увидел там и вовсе ужасающую картину – загнутые клапана из-за ремня ГРМ, который оборвался в самый неприятный момент.
Заниматься восстановлением мотора мне не хотелось, да и денег я подкопил на новую машину. Избавившись от ВАЗ 2112, и стал обладателем «Калины». Она порадовала меня 8-клапанным мотором, который, к моему удивлению, оказался ничуть не хуже.
А ведь ожидал от него полного отсутствия динамики. Уже мысленно готовился, что буду двигаться по трассе с пенсионерской скоростью.
В итоге, проехав более 100 тысяч километров на своей «Калине», я получил все необходимые данные, чтобы сделать сравнение двух моторов. Учитывая, что оба они были производства отечественного концерна «АвтоВАЗ», сравнение можно считать вполне объективным.
Экономия оказалась лишь формальностью
Одним из основных преимуществ 16-клапанного двигателя над его 8-клапанным собратом, многие считают расход топлива. «Специалисты» заявляют, что мотор с двумя распредвалами может расходовать топливо более экономично.
Действительно, если верить показателям бортового компьютера, на холостых оборотах 2112 тратил примерно 0,5 литра бензина за час работы. У «Калины» этот показатель составлял 0,8 литра.
Верить бортовику нельзя
Вроде и существенная разница. Целых 3 литра на 10 часов работы мотора. Вот только это данные с бортового компьютера. А о его достоверности ходят настоящие легенды.
В реальности, если оценивать расход в движении, никакой существенной разницы между 8 и 16 не было. Расход примерно соответствовал заявленным в паспорте данным, и особо экономить на ВАЗ-2112 у меня не получалось.
Даже на СТО ездить не пришлось
Немалое значение имеет ремонтопригодность мотора. Ведь никто не хочет отдавать десятки тысяч рублей и тратить дни напролёт, посещая автомобильные сервисы. Ещё с советских времён российские водители привыкли ремонтировать автомобили в своих гаражах.
8-клапанный мотор, за счёт своей простой конструкции, существенно опережает своего 16-клапанного конкурента. Для его обслуживания я ни разу не ездил на сервис. Ведь даже такие сложные операции, как замена помпы или ремня ГРМ, на таком простом моторе осуществляются буквально «на коленке».
Минимальный набор инструментов, пара видосиков из Интернета и площадка для ремонта. Вот всё, что вам может потребоваться для регулярного обслуживания мотора «Калины». Сразу скажу, что серьёзные поломки я в расчёт не беру. Тут точно придётся обращаться на СТО.
Резвый, но не слишком
Если посмотреть в паспортные характеристики, то 16-клапанный двигатель ВАЗ-2112 имеет преимущество в целых 10 лошадиных сил. И оно действительно ощущается на практике. Динамика этого мотора заметно приятнее, чем у конкурента от «Калины».
Задираешь стрелку тахометра свыше 4 тысяч оборотов, и чувствует, какое преимущество даёт наличие этих самых 8 дополнительных клапанов.
Однако, динамичный и резвый мотор, при длительной работе, оказался менее производительным. На крутых подъёмах, где тяговитость играет большую роль, «Калина» показывает себя намного лучше.
На одинаковых передачах, двигаясь по крутому подъёму, 8-клапанный двигатель обеспечивал меньшую потерю скорости.
Конечно, большинство водителей гораздо чаще разгоняются, чем двигаются по крутым подъёмам. Особенно важно это на трассе, где для обгона необходимо резко набирать скорость. Но практика показывает, что и 8-клапанный двигатель от «Калины» даёт динамику, достаточную для обгона.
Надежность наше всё
Говоря про бюджетные автомобили, а ВАЗ-2112, равно как и «Калина», это представители низкого ценового сегмента, многие водители хотят иметь надёжность.
И в такой ситуации надёжность играет большое значение. Ведь мало кому охота сломаться где-нибудь под Владимиром, и коротать часы в ожидании эвакуации.
Как известно, чем проще конструкция – тем меньше шанс её поломки. Вот и получается, что 8-клапанный мотор «Калины» имеет существенное преимущество перед 16-клапанным, благодаря своей простоте.
Да, и на 8-клапанном двигателе могут загнуться клапана, если ремень ГРМ порвётся прямо в движении. Вот только вероятность такого неприятного исхода гораздо меньше. Ведь инженеры, создавая 8-клапанный мотор с одним распредвалом, подумали о сокращении на него нагрузки.
Пришлось взять
Экономить будем на обслуживании
Поскольку 8-клапанный мотор не позволяет добиться существенной экономии на топливе, экономить мы с вами будем на обслуживании. И нет, нам не придётся дожидаться критического износа деталей или устанавливать только низкосортные китайские аналоги.
Обслуживание 8-клапанного мотора, вне зависимости о того, посещаете ли вы СТО или ездите к друзьям в гараж, будет обходиться значительно дешевле. Конкретными цифрами с вами я поделиться не могу, ведь сейчас ситуация с запчастями существенно осложнилась, и я давно не засматривался на ценники для ВАЗ-2112.
Однако мне очевидно, что ситуация со стоимостью обслуживания никак не поменяется. Если «Калина» обходилась дешевле 5 лет назад, то и сейчас она не потребует дополнительных вложений.
Как видите, появление 16-клапанных моторов в линейке «АвтоВАЗ», является мощным пиар ходом, но на практике особенного преимущества не даёт. Да, любители динамики точно порадуются, но вряд ли можно говорить о «серьёзной динамике», когда речь идёт о российском автопроме.