Немецкий тяжелый танк «Тигр» по праву является одним из лучших танков Второй Мировой войны. Для своего времени он был по-настоящему инновационной машиной, обладающей хорошим бронированием и огромной огневой мощью.
Первый «Тигр» оказался в СССР ещё в 1942-ом году, спустя незначительное время после появления на Восточном фронте. Советские инженеры получили возможность детально его изучить. В связи с этим, у многих возникают вопросы о том, почему же они его просто не скопировали? Сегодня мы с вами об этом поговорим.
№5 Особая технология производства
Одной из основных причин отказа от копирования немецкой техники была особая схема производства. Дело в том, что на немецких заводах работали достаточно квалифицированные сотрудники, которые могли собрать танк, даже при наличии плохих чертежей. Да, каждая машина получалась индивидуальной, и порой, взаимозаменяемость запчастей оставляла желать много лучшего, но это позволило немецким инженерам не «заморачиваться» с точностью чертежей.
Немецкие инженеры просто создавали чертёж, из которого уже на заводе, додумывая и устраняя все нюансы, собирали танк. Такой подход не годился для СССР, где на заводе было не так много высококвалицированных кадров, особенно в условиях войны. Да и работать по чужим чертежам в принципе тяжелее.
№4 Разный подход к созданию танков
Кроме того, в СССР делали ставку на простоту и практичность в производстве. Инженеры старались собирать свои автоматы, самолёты и танки, из штампованных или литых деталей, чтобы сборку можно было организовать по конвейерному принципу. Соответственно уже был другой подход.
Немецкие же инженеры об этом не задумывались, создавая сложные проекты. Во многом, стремление к совершенству, привело к их поражению. В какой-то момент немецкая промышленность не смогла обеспечить войска достаточным количеством танков, которые было очень сложно производить. А система снабжения была перегружена тоннами запчастей под разные виды и модификации танков, самоходок и т.д.
А в это время, советские заводы штамповали простые и надёжные Т-34, не отличавшиеся особой технологичностью, сотнями.
№3 Противотанковые средства
Когда у противника появляется мощный и современный танк, не обязательно тут же его копировать. Гораздо проще придумать средство для борьбы с ним, чтобы нивелировать его превосходство. Именно по этому принципу решили действовать советские инженеры.
Как только на фронте стали появляться немецкие «Пантеры» и «Тигры», основные силы советской промышленности были брошены на производство противотанковых САУ. Знаменитые СУ-85 и СУ-100 прекрасно справлялись с новыми немецкими танками. Более мощная СУ-122 могла использоваться и для обстрела укрепленных позиций противника.
Что касается танков, то с 1943-го года в войсках стали появляться обновлённые Т-34, имеющие более крепкую башню и мощное орудие калибром 85 миллиметров. Они смогли составить достойную конкуренцию «немецкому зверинцу», но появлялись в войсках недостаточно быстро.
№2 Вопрос брони
Ещё одним немаловажным фактором является то, что изначально, немцы в своих машинах не использовали наклонное бронирование. Что было их ошибкой. Все эти «Фердинанды», «Первые Тигры», танки «Т всех сортов» имели горизонтальное бронирование и делали ставку только на толщину брони. Эффективность наклонного бронирования немецкие инженеры считали сомнительной, а зря.
У советских конструкторов был иной подход, который полностью себя оправдал. Выходит что более примитивный Т-34 в вопросе КПД брони уже превосходил «Тигр», тогда зачем же его копировать?
№1 Собственные проекты
Кроме того, в сфере создания тяжелых танков советские инженеры также неплохо продвинулись. Ими были разработаны такие боевые машины, как ИС-2, ИС-85, ИС-122, а также знаменитый ИС-3, который появился только в самом конце войны, став головной болью для западных союзников на долгие десятилетия.
Выходит, что у советских инженеров просто не было необходимости копировать немецкие наработки. На тот момент у нас уже были средства, способные эффективно сражаться против «Тигров», а созданные после советские танки, оказались не хуже, а по определённым параметрам даже лучше немецких боевых машин.
Как Вы считаете, почему советские инженеры не стали копировать «Тигр»?